Цитата:Армянское рыцарство
В нашем сознании при словах "рыцарь", "рыцарское поведение", "рыцарская честь" встает образ западноевропейского воина. Между тем "сегодня уже существует возможность рассматривать рыцарство не как феномен, характерный только для европейского региона, а как одно из социальных следствий мирового процесса развития феодального строя"(1). Эту мысль прекрасно иллюстрирует высказывание академика Иосифа Абгаровича Орбели: "Рыцарь, рыцарство, рыцарская доблесть, рыцарская верность - конечно, это все понятия, прочно связавшиеся с представлением о феодальных кругах определенных стран Западной Европы.
Но что же делать, если доблесть украшала не только европейцев, но и сынов Востока, - если верность почиталась лучшим украшением витязя не только в Европе, но и на Востоке, - если рыцарство со всеми его романтически-прекрасными сторонами и со всей его тяжелой, теневой изнанкой сложилось в среде некоторых народов Востока задолго до того, как это назрело в Европе, - если рыцарей, в обычном понимании этого слова, Восток знал и в своей рыцарской поэзии воспевал задолго до того, как звучали песни менестрелей и трубадуров?"(2).
В Армении феодальные отношения складываются к Iv в., тогда же выделяется несколько категорий знати: царский дом; непосредственные вассалы царя, крупные аристократы - нахарары; мелкая военно-служилая знать - азаты(3), останики и т.д.
В рассматриваемый период в Армении правила династия Аршакидов (армянская форма Аршакуни). Предки Аршакидов владели небольшим Парфянским царством, основанным около 250 г. до н.э. Аршаком I. Один из преемников Аршака, Митридат I (170-139 гг. до н.э.), завоевывает Иран, где его потомки правили до 226 г. н.э. В 1 в. н.э. на престоле Армении утверждается младшая ветвь этой династии, царствовавшая до 428 г. Впоследствии потомки Аршакидов упоминаются на службе в Иране - Атрормизд / Адур-Ормизд Аршакан (v в.) и Византии - Артабан, Иоанн, Вахан, Григорий, Аршак (v в.), Мануэл, Валентин (vi в.) и т.д. Аршакидское происхождение приписывали себе императоры так называемой Македонской династии (867-1056 гг.)(4), некоторые византийские аристократические роды(5). Перечисление подобных фактов можно продолжить. Однако собственно в Армении потомки Аршакидов не играли серьезной роли уже в Vii-viii вв.
Следующую ступень сословной лестницы занимали наиболее влиятельные феодалы - нахарары. Первоначально (в древнеармянском переводе Библии) термин "нахарар" имел только значение "правитель", "областеначальник"; параллельно с развитием феодализма в Армении он приобретает значение "феодал", "князь". Титул теряет реальное значение и постепенно перестает употребляться к Xi в. Одновременно представители нахарарских родов пользовались титулами "ишхан" и "тер". "Ишхан" - "владетель", "господин", "повелитель", "князь". Термин "ишхан" вообще обозначал, главным образом, лиц, обладавших политической властью, управляющих феодальным княжеством, областью, страной. Отсюда "ишханутюн" - "княжество", "ишханац ишхан" - "князь князей" и т.п. В период позднего средневековья титул "ишхан" в Восточной Армении вытесняется титулом "мелик" (от араб. "малик" - царь). "Тер" - буквально "владыка", "господин", "глава рода", "глава страны". Термин восходит к родовому периоду истории Армении. Также приставка "тер" использовалась духовными лицами в смысле "отец", "владыка", "батюшка". Например, тер-Симон, тер-Григор и т.д. Так произошли современные армянские фамилии Тер-Петросян, Тер-Мкртчян, Тер-Саакян.
Остан (вотчина) нахарара представляла собой фактически автономное владение, во главе которого находился родовладыка (танутер, нахапет, азгапет). В его руках была сосредоточена верховная судебная и административная власть в нахарарстве. Титул танутера передавался по прямой мужской линии в порядке первородства. Представители младших ветвей рода - сепухи служили своим азгапетам и не участвовали в наследовании земель.
Своеобразными инсигниями власти нахарара являлись патив, гах и бардз. Патив (буквально - почет, честь) - головная повязка, которую имели право носить нахарары. Гах (буквально - престол, трон) - место нахарара при царском дворе во время торжественных собраний; бардз (подушка) - сиденье за царским столом(6) В условиях местничества гах определял положение феодала на иерархической лестнице. Последовательность гахов фиксировалась в специальной грамоте - "Гахнамене", официальном списке нахарарских родов "по старшинству". Имена наиболее крупных нахараров занимали верхние строки списка, менее знатные семьи записывались в конце грамоты(7).
Всего существовало около восьмидесяти нахарарских домов(8). Особенным могуществом обладали "старшие по гаху" роды, главы которых носили титул бдэшха. Бдэшхи - это правители пограничных владений, обладавших большей самостоятельностью и выставлявших наиболее крупные военные отряды.
За всю историю Армении с этим титулом упоминается не более десяти фамилий. Можно назвать бдэшхов Алдзника, Гугарка, Ангела (ветвь Багратуни), Кордука, Ноширакана и т.д.
Каждый нахарар нес при дворе какую-либо службу (гордзакалутюн). При Аршакидах эти должности и связанные с ними титулы, как правило, становятся наследственными в той или иной фамилии. Важнейшие должности занимали наиболее влиятельные роды. Например, должность спарапета - верховного военачальника армянских войск - наследственно занимали Мамиконяны. Малхазами - царскими телохранителями - были члены рода Хорхоруни, "потомки Хора Хайказяна, мужи отборные и храбрые, копейщики и меченосцы..."(9) Гнуни были царскими виночерпиями, Хавнуни - сокольничими и ловцами соколов. И так далее, вплоть до должности рода Дзюнакан ("дзюн" - арм. "снег"), "сторожей летних резиденций и поставщиков снега" (видимо, льда для хранения продуктов)(10).
Подробнее следует остановиться на должности рода Багратуни, поскольку в некоторых современных работах допускаются неточности при описании этого вопроса. Глава рода Багратуни носил два титула - аспет итагадир. Тагадир (арм. "таг" - корона) - буквально венцевозлагатель; во время коронации царя венец на его голову должен был возлагать танутер Багратуни. Впервые титул "тагадир" встречается в арамейской надписи царя Арташеса I (189-160 гг. до н.э.)(11) Сложнее определить реальное значение и происхождение должности аспета. В науке высказывались различные гипотезы. По мнению С. Петросяна, посвятившего этому вопросу специальное исследование(12), первоначальное значение данного титула - окраиноначальник, наместник. Исполнитель предлагает вариант этимологии термина: аспет - сжатая форма древнего (незасвидетельствованного) "арспет": арспет ("аре" - "сторона", "край" + "пет" - "глава", "хозяин", "начальник"). Титул имеет индоевропейское происхождение. Уже в период последних Аршакидов аспет -это почетный титул Багратуни, без четко очерченных функций.
В летописи Мовсеса Хоренаци приводится интересный эпизод, касающийся вопроса об этом титуле. Смбат Багратуни во время боя захватывает в плен предателя Мехружана Арцруни. "Ему (Смбату - А. Р.) приходит в голову, что, возможно, Нерсес Великий (католикос Армении - А. Р.) освободил бы Мехружана, потому он не ведет его в лагерь, а тут же на месте находит все необходимое для уничтожения нечестивца: каких-то людей в палатке, разведших костер, и железный вертел для поджаривания мяса. Нагрев вертел, он сворачивает его в двойной обруч наподобие венца и, раскалив добела, говорит: "Венчаю тебя, Мехружан, ибо ты домогался армянской короны; я же, как аспет, обязан наложить на тебя венец, согласно обычаю и праву моих отцов". И налагает его, все еще в раскаленном, как огонь, виде, на голову Мехружана. Так околел этот злодей. После этого страна, покорившись власти Папа (царь Армении - А.Р.), успокоилась"(13). В ряде источников Багратуни упоминаются как род Аспетов, Аспетуни, Аспетиан(14).
Генеалогия нахарарских родов все еще недостаточно изучена(15). Многие нахарарские дома связывали свое происхождение с легендарной династией Хайказянов. Согласно армянской летописной традиции, Хайк, потомок Йафета сына Ноя, вместе со своим родом прибыл в Армению. Размножившись, его потомки заселяют страну. От имени Хайка происходит самоназвание армян - хай, название Армении - Хайастан. Мовсес Хоренаци, посвятивший вопросу происхождения нахарарских родов значительную часть первой и второй книг своей истории, потомками Хайка называет около тридцати династий. Фамилии, не "доказавшие" своего происхождения из "коренного рода", приписывали себе знатных иностранных предков.
Багратуни назывались потомками иудея Шамбата, Аматуни - библейского героя Самсона. Пахлавуни и Камсараканы считались потомками персидских царей и, следовательно, родичами династии Аршакуни. Потомками царей Ченастана (Китая?) считали себя Мамиконяны. Интересна родовая легенда Арцруни(16). Подобно легендарным "выездам" предков русских дворян, большинство легенд о знатном иудейском, персидском, аланском или ассирийском происхождении нахарарских домов опровергается данными первоисточников. Так, предков Багратуни и Арцруни можно указать еще в эпоху урартов(17), фамилия Аматуни имеет индоевропейские корни и т.д.
Говорить о потомках нахарарских родов среди современного дворянства сложно. Можно, однако, указать Багратионов, потомков Багратуни. К Мамиконянам восходит родословная князей Тумановых, дворян Ениколоповых и некоторых других семей. Меликские дома Арцах-Карабаха-Хасан-Джалаляны, Ме-лик-Бегларяны и другие являются потомками Хаченских князей "из рода Сисака, потомка Хайка".
Большим влиянием в раннесредневековой Армении пользовались также представители некоторых ненахарарских родов. Речь идет о так называемых "священнических" семьях, потомках Св. Григора Просветителя, епископа Альбиана и других.
Одной из важнейших функций нахараров являлось несение военной службы. В Аршакидской Армении основу армии составляла тяжеловооруженная конница, комплектовавшаяся из азатов (азатагунд) - мелкой военно-служилой знати. Каждый нахарарский дом содержал отряд азатов, численность которого зависела от могущества княжества и оговаривалась в "Зоранамаке". "Зоранамак" (букв. Воинская грамота) -документ, во многом сходный с упоминавшимся выше "Гахнамаком" Разница заключалась в том, что в "Зоранамаке" все роды подразделяются на четыре группы (Восточные, Западные, Северные и Южные) и напротив каждой фамилии указано число воинов, которое она обязана содержать и выставлять в случае войны. (Русский перевод "Зоранамака" был опубликован Николаем Адонцем(18).)
За свою службу азаты получали жалованье (рочик, тошак) и земельные наделы. Кроме нахарарских отрядов, существовали полки, набираемые из азатов, земли которых входили в царский домен, - остаников. Объединенным армянским войском по традиции командовали наследственные спарапеты из рода Мамиконян.
Вооружение азатов состояло из тяжелого доспеха, закрывавшего тело всадника; конического шлема, часто с украшениями; копья, меча, иногда секиры либо булавы; лука со стрелами. Зачастую доспехи имели и лошади. Различалось несколько видов мечей: сусер - длинный тяжелый меч, крепящийся на специальной портупее; тур - короткий, крепился на бедре в ножнах. Кроме этого, выделяли боевые и богато украшенные "дворцовые" мечи. Последними, по-видимому, в боях не пользовались. Важной частью экипировки воина являлся кинжал (нран), который закреплялся на бедре специальным образом(19). Однако основным видом оружия армянского всадника являлось копье. Для Иранского мира, с которым была очень тесно связана средневековая Армения, характерно такое отношение к этому виду оружия, при котором оно становится особенным символом социального ранга и достоинства(20).
Не касаясь специально вопроса развития военного дела в феодальной Армении, укажем, что армянские полководцы использовали в боях различные тактические приемы. Практиковались внезапные атаки, ложные отступления, марш-броски, использовались укрепленные лагеря (лакиш) и осадные орудия, существовали специальные разведывательные отряды, сложные системы оповещения и т.п.