Интеррекс
|
В послеримской Европе централизация происходила не равномерно. Раньше всех достигла единства Англия. А вот Германии и Италии пришлось ждать объединения до 19-го века. Виноват в этом Рим. Римская империя на Западе развалилась в 5-м веке, но ей наследовала папистская церковь. Папский Рим подобно Риму Древнему, императорскому, был явлением интернациональным и универсалистским. Однако поскольку править прежними имперскими методами папский Рим уже не мог, то папизму ради сохранения своего универсализма оставалось играть на противоречиях между европейскими государствами. Таким образом римский универсализм стал врагом национального объединения. Папский Рим находился в Италии. Отсюда главной задачей папизма было не допустить появления сильного единого государства в Италии, способного поглотить Папский Рим. Ради этой цели папы призвали в Италию немцев (10-й век), которые сокрушили местную итальянскую государственность и с одобрения папства создали наднациональную Священную Римскую империю, включавшую Германию и половину Италии. Папы использовали эту империю для укрепления своей церкви: за время дружбы пап с германскими императорами (962-1076 гг.) папы обратили в католицизм кучу народов, провели реформу церкви, то есть подготовились к тому, чтобы произвести в Европе папистскую революцию - отнять первенство в делах Европы у светских правителей в свою, папскую пользу. Священная Римская империя и вообще имперская, универсалистская идея, идущая от Древнего Рима, стала удобным инструментом для пап. Германские императоры, вместо того, чтобы заняться централизацией Германии, стали биться с папами за Германию, и за Италию сразу. То есть немецкие короли бились с папами за империю. В итоге германские императоры проиграли, Германия и Италия распались на множество кусков, и там фактически исчез центр притяжения. Имперская идея использовалась папами и впоследствии. В 16 веке, когда в Германии поднялось антиримское движение Реформации, главным союзником папской церкви в Германии и Италии была всё та же Священная Римская империя - на этот раз во главе с австрийскими Габсбургами. Империя Габсбургов была по сути своей явлением универсалистским, наднациональным. Именно она была главным препятствием для создания в Германии и Италии объединённых национальных государств. В 1870-м году папское государство было уничтожено. Тогда же завершилось объединение Германии и Италии в два национальных государства. Это была победа Реформации и Просвещения над папизмом, победа наследников древних германцев над наследниками Древней Римской империи, победа национального объединения над универсалистским. Римский универсализм был первой формой централизации в Европе. Римская империя была плодом республиканизма, фашизма и интернационализма. Папизм унаследовал все эти качества. Республиканизм пап заключался в их избрании кардиналами, а также в ненаследственности их власти. Папа по сути был не монархом, а диктатором, правителем без права наследования. Интернационализм пап - это наднациональная католическая церковь, склонная к универсальному, всеевропейскому объединению. Фашизм пап - это их увлечённость своей корпорацией, католической церковью, это диктат пап в католической церкви, это инквизиция как метод диктата. Фашизм пап - это наследие фашизма Древней Римской империи.
Милитаризм, фашизм Древнего Рима породил империю, уничтожил народовластие и превратил Рим в сословное общество с двумя высшими сословиями - светской знатью и христианским духовенством - и с закрепощённым низшим сословием. Римская империя породила сословный, феодальный порядок Средневековой Европы. Порядок, где предприниматели и буржуазия, фактически, обслуживали интересы двух высших сословий. Реформация стала первым восстанием буржуазии против такого сословного порядка. В ходе Реформации в ряде стран была свергнута власть духовного сословия над буржуазией. Буржуазия представляла собой новую идею единства, идею национального объединения, объединения одной нации в государство, а не всех наций в одну церковь. Со временем буржуазия окрепла, созвучные ей идеи, идеи Реформации, а после и идеи Просвещения, проникли в головы правящей элиты. И эта элита в 19-м веке сама отказалась от римского, паписткого наследства, от универсализма, провела реформы и добилась объединения Германии и Италии в 2 национальных государства.
Ранее уже упоминалось о роли буржуазии в объединении Испании и Англии. После падения Древнего Рима буржуазия была главным фактором в деле создания единых, национальных государств в Европе. Такой силы не было ни в Московии, ни у османов. Видимо, Восток объединялся иначе, не за счёт буржуазии, а за счёт особой элиты, склонной к царедворству. В целом, можно выделить три основных способа объединения и централизации: 1. Опора на элиту, склонную к царедворству 2. Опора на гражданский коллектив, объединённый "общим делом" - войной 3. Опора на национально-ориентированную элиту, дружащую с буржуазией. При опоре на царедворцев появляется восточная деспотия во всех её вариантах от Древнего Египта до Османской империи. При опоре на гражданский коллектив, склонный к войне, появляется сословное общество, Средневековье и феодализм. При опоре на национально-ориентированную элиту появляется Новое Время и капитализм.
|