Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
НЭЦКЕ (Прочитано 17462 раз)
innit
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 302
Пол: male
НЭЦКЕ
25.11.2006 :: 13:15:13
 
Три обезьяны
Страна происхождения: Индия
Род: символические животные
Способствует: неприятию зла, защите от клеветы
Покровители: в средневековой Японии — лошадей
Атрибуты: жесты, символизирующие неприятие зла
Иные названия: Самбики-сару

...

Некоторые нэцкэ изображают Самбики-сару — трех обезьян, каждая из которых закрывает лапками либо рот, либо уши, либо глаза. Этот сюжет является иллюстрацией буддийской идеи «не видеть зла, не слышать зла и не говорить зла». В Японии он связан с главным синтоистским святилищем японцев — храмом Тосёгу. Он находится в городе Никко и является мавзолеем всемогущего феодального правителя Японии, полководца и сегуна Иэясу Токугавы (1543—1616). Захватив власть в стране, он прекратил кровавые феодальные междоусобицы, которые до того времени терзали Японию. После его смерти великолепный мавзолей, строительство которого длилось с ноября 1634 по апрель 1636 г., стал своеобразным символом подчинения центральной власти. Непомерные расходы по строительству храма настолько ослабили финансовые возможности местных феодалов, что они уже не могли строить козни против института сёгуната.
В состав Тосёгу входит небольшое, но великолепно декорированное здание Священной конюшни. В ней в свое время содержалась лошадь, на которой, согласно синтоистским верованиям, ездили сами боги. В средневековой Японии своеобразным духом-хранителем лошадей считалась обезьяна. Не удивительно, что стены Священной конюшни покрыты ажурной резьбой по дереву, главными сюжетами которой являются фигурки обезьян. Одна из центральных панелей изображает трех обезьян, демонстрирующих своими позами неприятие зла. Эти полуметровые фигуры широко известны по всей Японии как «три обезьяны из Никко».
Любопытно, что по-японски фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мизару, киказару, ивазару». Японское слово же «обезьяна» звучит сходно с окончанием каждого из этих трех глаголов — «зару» или «дзару». Поэтому изображение обезьян, иллюстрирующих буддийскую идею неприятия зла, является в японской иконографии следствием своеобразной игры слов. Эту тему мастера нэцкэ часто отражали в своих произведениях.

...

Вопросы к знатокам японской культуры:
1. Почему «Три обезьяны были покровителями лошадей?
2. Что могло храниться внутри нэцке?
3. Можно ли датировать, хотя бы приблизительно, нэцке на фото 3?

...
Наверх
 

Бог мой, дай мне мужества, чтобы изменить то, что можно изменить; спокойствия, чтобы не менять то, что нельзя изменить, и мудрости, чтобы понять разницу.
雪子
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 527
Москва
Пол: female
Re: НЭЦКЕ
Ответ #1 - 25.11.2006 :: 15:21:45
 
НЭЦКЭ — брелок, произведение миниатюрной скульптуры.  Подмигивание

Традиционное японское кимоно не имело карманов. И если женщины могли еще что-то положить в застроченную часть мешкообразного рукава, то мужчины были лишены этого удобства — у мужской одежды рукава прямые. Поэтому японцы позаимствовали из Китая обычай носить мелкие вещи на поясе. Необходимый предмет привязывали к шнурку, а другой конец шнурка затыкали за пояс и, чтобы он не выскальзывал, прикрепляли к нему брелок нэцкэ.

Впервые нэцкэ упоминаются в японской энциклопедии «Киммо дзуи», вышедшей в свет в 1690 г. Эти нэцкэ по форме были похожи на круглую лепешечку рисового печенья. Как правило, их изготовляли из дерева. Чуть позже, тоже в XVII в., появились нэцкэ, выполненные в виде лакированных коробочек.

Значительный толчок производству нэцкэ дало распространение в Японии курения. Возникла необходимость постоянно иметь при себе целый набор курительных принадлежностей: трубку, кисет с табаком, огниво и пр.

После снятия запрета на отношения с Китаем в XVIII в. возник интерес к искусству китайской резьбы, оказавший большое влияние на материал и тематику нэцкэ. Широко стала использоваться слоновая кость — материал новый для японских мастеров, брелоки приобрели характер миниатюрной пластики.

Популярностью пользовались изображения на религиозные — буддийские и даосские — сюжеты и гротескные фигурки китайских и европейских купцов. Европейцев изображали в немыслимых шляпах, с огромными носами.

Размер нэцкэ обусловлен чисто практическими соображениями. Слишком мелкие не держались за поясом, а большие были неудобны в обиходе. Так что размеры от 2,5 до 15 сантиметров подсказала сама жизнь. Также для удобства ношения у трехмерных фигурок одну сторону делали плоской. С задней стороны брелоки имели сквозное отверстие для шнура или же для его продержки использовались детали самой фигурки.

На первых порах изготовление нэцкэ не было особой отраслью ремесла. Им занимались те же мастера, что специализировались на резьбе театральных масок, архитектурных деталей, производстве ювелирных изделий. В 1781 г. осакский торговец мечами Инаба Цурю составил список мастеров нэцкэ из Осаки, Киото, Эдо и ряда других городов. Далеко не все из них были профессионалами. Например, с большим почтением упоминается имя мастера-любителя Ёсимуры Сюдзана, который широко известен своими уникальными нэцкэ из раскрашенного дерева. Подобные расписные нэцкэ вообще встречаются крайне редко, разве что специально стилизованные в виде народных игрушек провинции Нара.

Из мастеров, упомянутых в этом списке, только около трети ставили личную печать на свои изделия, поэтому нэцкэ XVIII в. по большей части анонимны. Лишь в начале XIX столетия ставить клейма на нэцкэ вошло в обычай, но тут возникла другая крайность: ученики-подмастерья ставили на свои, иногда не совсем удачные, работы клеймо мастера, которое было чем-то вроде торговой марки.

Настоящим расцветом нэцкэ можно считать начало XIX в. Нэцкэ стали изготовлять по индивидуальным заказам. Сложнее и изощреннее стала композиция мини-пластики. Кроме религиозных и мифических сюжетов появились изображения по мотивам городского быта: фигурки ремесленников, бродячих актеров, женщин, занятых домашней работой. Маленькие нэцкэ покрывали замысловатой резьбой. Например, есть образцы, на которых вырезана карта Японии или названия всех 53 станций по дороге из Токио в Киото, и все это помещается на диске, имеющем 2,5–3 сантиметра в диаметре.

Мастера осваивают новые материалы — металл, керамику — и изготовляют брелоки двойного назначения: в виде миниатюрных ножичков, пепельниц, принадлежностей для чайной церемонии и даже часов.

Множество нэцкэ выполнено в виде театральных масок. Встречаются маски театров Бугаку, Гигаку, Но и совершенно фантастические, рожденные воображением их создателя.

Когда Япония покончила с многовековой изоляцией от внешнего мира, популярность нэцкэ у японцев упала, вытесненная острым интересом к западному быту, западной культуре. Но зато они стали необыкновенно популярны у европейцев. Мода на коллекционирование их была так велика, что в самой Японии нэцкэ, изготовленных старыми мастерами, почти не осталось, а лучшие коллекции теперь находятся в музеях Европы, Америки и в руках частных западных владельцев.

В России богатые коллекции японских нэцкэ хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее искусства народов Востока, у частных коллекционеров. Одним из известных собирателей нэцкэ был А. М. Горький.
Наверх
 
雪子
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 527
Москва
Пол: female
Re: НЭЦКЕ
Ответ #2 - 25.11.2006 :: 15:54:46
 
С начала XIX в. объектом изображения стал человек, его окружение, природа. Мастера, создававшие нэцкэ, изображали жизнь такой, какой она есть, а не такой, какой ее предписывалось изображать в старинных трактатах по искусству, где подлинное мастерство не мыслилось без овладения канонизированным языком. Скульпторы стремились к точности воспроизведения натуры, к поискам новой тематики. Мастера искали свои сюжеты непосредственно на улицах города. Hезатейливые сценки полны юмора, иронической насмешки. Смех как бы определяет эмоциональный строй скульптуры. В преобладании в нэцкэ бытовых сюжетов проявился характерный для всего японского искусства этого времени большой интерес художников к реальной жизни. Отсутствие ставших к этому времени ортодоксальными канонов буддистской храмовой скульптуры, независимость от авторитетов и покровительства аристократических патронов способствовали самобытности нэцкэ. Стихия фольклора, занимательность сюжетов, свобода выражения эмоций - отличительные черты миниатюрной пластики. Hовым для японской скульптуры стал реализм видения, пристальное изучение натуры. Были выработаны новые художественные средства выразительности: точность характеристик, достоверность форм, значимость жестов, многоплановость изображения, предусматривавшая различные точки зрения. Мир природы с ее бесконечным разнообразием форм и пленительной красотой являлся источником вдохновения для японских художников всех времен. Цветы и плоды растений в представлении японцев были связаны с благопожелательной символикой. Так пион был пожеланием счастья, богатства, процветания, гранат - многочисленных сыновей, ветка сосны - залогом долгожительства, счастья, верности.

Сложностью и многозначностью отличалась символика животных, складывавшаяся на протяжении многих веков и состоявшая из целого ряда компонентов. Многие образы животных пришли из традиционной японской мифологии, китайских легенд, конфуцианских притч, народных суеверий. Hеистощимая народная фантазия приписывала барсуку и лисе свойства оборотней, собаке - сверхъестественную силу, кошке - умение заманить счастье в дом. Образы черепахи и дракона были связаны с космическими силами. Так, верхний куполообразный, причудливо испещренный черепаший панцирь олицетворял Hебо. Hижний воспринимался в качестве символа Земли. Дракон ассоциировался со звездами и созведиями восточной части неба, воспринимался как символ водных стихий. Изображения лошади, собаки, кабана долгое время считались в народе счастливым талисманом.

По мере формирования нэцкэ как декоративной скульптуры сложилась специфическая технология их изготовления. В качестве материалов в XVIII веке чаще всего использовали дерево, слоновую кость, рог, в XIX веке к ним прибавилась кость оленя и нарвала, фарфор, металл, коралл, агат. Поверхность деревянных нэцкэ полировали порошком угля, протирали льняным маслом, наводили глянец шелком. Иногда дерево покрывали соком специальных ягод, что придавало ему мягкий блеск, реже покрывали лаком или раскрашивали. Hе менее тщательно обрабатывали нэцкэ из кости. Одним из важных этапов производства было окрашивание поверхносит изделий. Для этого их часами выдерживали в слабом растворе кислоты, протирали суконкой. Затем смешивали сок ягод гардении и кору хризофоры с водой и кипятили скульптуру в течении 24 часов, чтобы достичь золотистого блеска.
Наверх
 
雪子
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 527
Москва
Пол: female
Re: НЭЦКЕ
Ответ #3 - 25.11.2006 :: 15:57:46
 
2. Что могло храниться внутри нэцке?

КлассНемало профессиональных ухищрений, секретов и сноровки было вложено в дизайн нэцкэ. Например, миниатюра "Осы" была выполнена в форме сот, из которых выглядывают крошечные осы. При встряхивании эта нэцкэ издавала звук трещотки, подражающий жужжанию осы, но "шумовые элементы" из самой миниатюры не выпадали. Другие хитроумные изделия прятали в себе скрытые выдвижные части или другие маленькие сюрпризы. Выдающимся мастером XVIII века считается Tоmokazu из Киото. Его знаменитая нэцкэ "Слепой не боится змеи, или Неведающий - счастлив", размером всего в 5 см считается подлинным шедевром. О его способности отдаваться работе на несколько суток подряд, позабыв о еде, рассказывали хроники. Его мастерство и память о нем увековечены в одном из самых известных японских храмов
Наверх
 
雪子
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 527
Москва
Пол: female
Re: НЭЦКЕ
Ответ #4 - 06.12.2006 :: 16:48:57
 
Нэцкэ бывают 8 видов:
   — Хако-нэцкэ — коробочка, в которой хранится тушь для каллиграфии.
   — Катабори — трехмерное изображение людей и животных.
   — Мандзю — плоская фигурка в виде японской лепешки мандзю.
   — Кагамибута — мандзю с отполированным металлическим кружком, который используется как зеркало.
   — Саси — длинная нэцкэ с крючком, позволяющим зацепить ее за пояс, и дырочками для крепления инро внизу.
   — Рюса — круглая фигурка типа мандзю, пустая внутри. Одна из частей фигурки сделана в технике сквозной резьбы — вместо химотоши (двух дырочек для шнура), например, лисица, с загнутым хвостом.
   — Итираку — плетеная из металлических или ивовых прутиков коробочка, которая иногда используется как табакерка.
   — Маски театра Но.
Наверх
 
雪子
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 527
Москва
Пол: female
Re: НЭЦКЕ
Ответ #5 - 06.12.2006 :: 16:50:30
 
Большая часть изображений в нэцкэ имеет скрытый смысл, чаще всего — благожелательный. Это не только религиозные персонажи, боги и сеннины (святые). Изображения вечнозеленых растений: сосны, кипариса, самшита, персика, а также бамбука и хризантемы являются пожеланиями долголетия, а плодов лотоса с семенами или лопнувшего баклажана — обильного мужского потомства. Тыква — символ целомудрия. Цветок сливы — знак весны и любви. Веточки сосны — залог счастья, благоденствия и верности. Фазан символизирует удачную карьеру. Дракон — знак императора. Черепаха и жаба — символы долголетия, богатства. Нэцкэ, изображающие животных, входящих в 60-летний цикл (крыса, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака, свинья) — по Восточному календарю и гороскопу — обычно дарят соответственно году рождения: родившимся в год дракона дракон и принесет удачу. Смех
Наверх
 
雪子
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 527
Москва
Пол: female
Re: НЭЦКЕ
Ответ #6 - 06.12.2006 :: 16:51:29
 
Наиболее популярными являются семь богов счастья из народных верований.
   Дайкоку — главный среди семи богов, бог счастья, он выступает покровителем домашнего очага. Изображается в костюме каригину, с «молотком счастья», крысой и мешком.
  Фукурокудзю — бог мудрости и долголетия, бог чинов. Изображается в виде старца с вытянутым черепом, его атрибуты: посох, свиток, олень, ребенок.
  Хотэй — «холщевый мешок» — покровитель детей. Он воплощает счастье и беззаботность, благополучие и довольство. Изображается в виде смеющегося толстого бритоголового монаха с длинными мочками ушей в сопровождении карако (китайского ребенка). Его атрибуты — четки, веер, мешок.
   Бисямонтэн — страж Севера и повелитель Якш, он дарует богатство. Изображается грозным воином в доспехах с трезубцем и пагодой в руках.
  Бэндзайтэн — единственное женское божество в этой семерке — дарует богатство и счастье, покровительствует музыке и искусству. Изображается с лютней в руках и, иногда, со свернувшейся змеей в высокой прическе.
  Дзюродзин — покровитель науки, путешествий и охоты, божество долголетия. Атрибуты Дзюродзина примерно те же, что и у Фукурокудзю, но череп Дзюродзина не так вытянут. Обычно изображается с покрытой головой.
  Эбису — покровитель торговли и рыбной ловли. Иногда выступает и как горный бог, а в паре с Дайкоку — как покровитель домашнего очага. Изображается в высокой шапке с заломом, удочкой и рыбой тай. Сейчас Эбису считается еще и покровителем бизнесменов.
Наверх
 
valonline
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 1
Re: НЭЦКЕ
Ответ #7 - 03.06.2008 :: 12:35:50
 
Помогу с определением возраста, материала, сюжета и расшифровки подписей (по мере возможности). Приглашаю к общению всех любителей нэцке.
Валерий
Наверх
 
legally_blondie
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 1

АТСУ
Re: НЭЦКЕ
Ответ #8 - 26.11.2009 :: 20:27:44
 
помогите кто-нибудь!!!
пишу работу о нэцкэ. у меня вопрос: как можно определить оригинал нэцкэ от подделки????
плиз!! оч надо!!!!!! Плачущий
Наверх
 

осторожно, мне все можно!!
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать