Интеррекс
|
Первоначальное объединение средневековых государств было тесно связано с христианизацией. Наиболее показательны в этом смысле 10-11 века. В этот период объединяются раннефеодальные королевства Восточной Европы: Швеция, Дания, Норвегия, Русь, Польша, Венгрия. Очевидно, однако, отличие Руси от остальных упомянутых стран: Русь объединяется и принимает православие, остальная Восточная Европа тоже объединяется - и принимает католицизм. В чём причины объединения Руси на основе православия? Русь в отличие от Болгарии и Сербии сильно удалена от центра православия - Греции. И тем не менее Русь принимает православие - особую веру. Среди прочих стран региона, среди скандинавов, поляков и венгров - Русь - явная обособленка. Что же сделало Русь обособленкой? Отличие Руси - в характере объединения страны. Страны, где был принят католицизм, объединяли местные правители, а Русь объединили пришлые варяги. Причём варяги эти были особым явлением среди северных народов. Варяги, объединившие Русь, отличались от норманнов уже самим направлением экспансии. Норманны стремились на запад, в Германию, Францию, Англию. Причём этот запад был католическим. То есть норманны как бы стремились быть частью общеевропейского процесса. Стремление норманнов на Запад - это стремление поучаствовать в бурной европейской жизни, оно сродни устремлениям древних германцев на территорию Римской империи. Германцы стремились к Риму, сердцу Европы, и норманны стремились к Риму, к католическим странам. Варяги же пошли в совершенно противоположном направлении: не на запад, к Риму, а на восток. То есть варяги хотели обособиться от остальной Европы. Это они и сделали, когда приобрели Русь. Вообще, в истории создания раннефеодальных государств Восточной Европы было два пути развития: 1) либо народ объединялся каким-нибудь правителем, после чего следовало принятие христианства, причём главным образом, в виде католицизма. 2.) либо народ упорно оставался в язычестве и без единого, сильного государства. Первый вариант развития, католический - это интерес к миру, путь к некому бурлящему европейскому единству. Второй вариант - это стремление обособиться от всего мира, что в итоге ведёт к иноземному владычеству. Судьба эстонцев, финнов, пруссов - это результат обособления от окружающего мира. Варяги на Руси - тоже обособленцы. Но им удалось и обособиться от остальной Европы, и создать большое раннефеодальное единое государство. Таким образом, если прибалты не интересовались окружающим миром вообще, а объединители католических стран хотели очень быть причастными к судьбам мира, то варяги на Руси были чем-то средним. Русские варяги - это обособленцы, но с амбициями. И, видимо, их амбиции и заключались в том, чтобы отстоять во что бы то ни стало свою обособленность. Отсюда преданность православию даже в условиях, когда Русь как независимая страна исчезла (при татаро-монголах). Отсюда упорное нежелание Александра Невского менять веру: всё что угодно, лишь бы не быть Европой. Для варягов обособленность была важнее независимости. И в этом варяги повторяли эстонцев, финнов и пруссов.
|