Юстиниан писал(а) 15.05.2010 :: 19:37:50:ayoe писал(а) 15.05.2010 :: 02:20:19:Юстиниан Цитата:А какое отношение имеет Хосров Первый к армянам? Это ведь Сасаниды?
Никакого , имеется в виду Тиридат II или III, известный также как Хосров I. Вообщем, при котором Армения приняло христианство.
Понятно, а то Хосров неармянское имя (возможно персидское), и какое-то упоминание его имени среди армянских правителей меня смущает.
ауое ошибается. Смотрите, источники единодушны, что Вахарш II-ому (186-198), наследовал сын, Хосров I (198-252). O царствовании Хосрова сохранились довольно подробные сведения в первоисточниках -
http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1247211360Но вот в то же время мы имеем сообщения Диона Кассий -
"
When the king of the Armenians was quarrelling with his own sons, Antoninus summoned him in a friendly letter, pretending that he would make peace between them; but he treated them as he had treated Abgarus. The Armenians, however, p307instead of yielding to him, had recourse to arms, and no one thereafter would trust him in anything whatever.
Thus he learned by experience how great the penalty is for an emperor when he practises deceit upon friends."
"Когда царь Армении (
Хосров I Смелый (198-252) - L) поссорился со своими собственными сыновьями (
имя старшего сына царя известен, Трдат, человек выдающегося способностей - L), Антонинус (
Каракала (211-217) - L) вызвал его в дружественным письмом к себе, притворяясь, что он восстановит мир между ними; но он арестовал его, как это он уже сделал с Абгаром (
царь царства Айоц Миджагетк Абгар IX (212-216) - L). Армяне, однако, не потерпели это и взялись за оружие и никто после этого не доверял ему в чему-нибудь вообще."
Итак, император Каракала в начале осени 216-а вызвал к себе царя Великого Айка Хосрова и пленил его. Он надеялся этим сломить сопротивление армян, но не тут-то было - армяне взялись за оружие под предводительством старшего сына царя, царевича Трдата.
"
When the Parthian king became frightened and surrendered be Tiridates and Antiochus, Antoninus immediately disbanded the expedition. But he sent Theocritus with an army against the Armenians, only to suffer a severe reverse when that general was defeated by them."
"Когда Парфянский царь (
Артабан V (213-226) - L) испугался и отдал Трдата (
своего брата, который после его воцарения перешел на сторону римлян, в надежде на трон Парфии, на далее вернулся к своим - L), Антонинус (
Каракала - L) немедленно отказался от экспедиции. А Теокритес с армией, которого он послал против армян, был побежден армянами и пал в тяжелое несчастье."
Итак, уже осенью 216-а Каракала послал против армян свою армию, которая потерпела серьезное поражение от армянской армии царевича Трдата. После этого:
"
Moreover, the warfare carried on against the Armenian king, to which I have referred, now came to an end, after Tiridates had accepted the crown sent him by Macrinus and received back his mother (whom Tarautas had imprisoned for eleven months) together with the booty captured in Armenia, and also entertained hopes of obtaining all the territory that his father had possessed in Cappadocia as well p405as the annual payment that had been made by the Romans. And the
Dacians, after ravaging portions of Dacia and showing an eagerness for further war, now desisted, when they got back the hostages that Caracallus, under the name of an alliance, had taken from them."
"И все же война, которая продолжилась против армянского царя (
имеется ввиду царевич Трдат, так-как Хосров I еще был в плену - L), я об этом уже говорил, закончился, после того, как Трдат (
армянский царевич - L) принял корону посланную его Макрином (
император Макрин (217-218) - L) и получил назад свою мать (кого Таратус (
Каракала - L) заключал в тюрьму в течение одиннадцати месяцев), вместе с добычей, захваченной в Армении, и также лелеял надежды на получение всей территории, что его отец обладал в Каппадокии также надеялся получить ежегодную оплату, которую платили римляне (
оплата представлялась Армении за защиту Кавказской границы империи - L)."
Итак, как видем, армянский царь был еще в плену, когда легионеры убили Каракалу в 08.04.217-ом. Как известно, после тяжелого сражения у Мцбина 09-11.04.217 новый император Рима Макрин и парфяне подписали мир. Но, как справедливо передает нам сведения Дион, война с армянами продолжалась, так-как армянский царь и царевна еще были в плену у римлян. Тут Дион неточен только в одном, а именно - в вопросе коронации Трдата. Царь Хосров еще был жив, так-что его сын не мог короноваться. Впрочем нельзя исключить и вариант, что "на всякий случай" Трдат короновался как царь, ведь не известно было, выедет его отец живим от лап Каракаллы, или нет. В любом случае мы имеем безоговорочные сведение первоисточников о том, что Хосрову удалось живим выбраться из плена уже в начале осени 217-а, при Макрине. И тут Дион опять несколько запутывает сведения, когда говорит об освобождении только матери Трдата:
именно на основании этого был сделан вывод, что Хосров умер в темнице. На деле же Дион мог что-то напутать или просто писать неясно - ведь известно о бурной деятельности Хосрова после плена.
Итак, на основании всего этого еще в советское время часть ученных пришла к схеме, что Хосров умер в плену и новым царем Великого Айка стал его сын Трдат. При том сторонники этой концепции разделялись на
2 лагеря - одни утверждали, что сведения армянских источников о последующем царствовании Хосрова вообще не следует брать в расчет, другие же предположили, что царь Трдат (по их версии) носил еще и
второе имя - Хосров, и сведения других источников о деятельности Хосрова относятся к Трдату, Хосров-Трдату.
Другая же часть ученных придерживается той версии, которая уже было изложена - что Хосров
просто вырвался из плена, а царевич Трдат уступил место отцу или, если принять версию что он принял корону, просто вернул трон отцу. В пользу этой версии говорит следующее:
1. Дион об Армении говорит
между прочим - его главный интерес Парфия и в свете этого он мог просто не придать значения точности словам или просто ошибиться,
2. Армянские первоисточники
четко фиксируют деятельность именно Хосрова, а не Трдата или Хосров-Трдата на троне Великого Айка. Более того, Хосров I был
отцом первого христианского царя мира и Армении Трдата II-ого (274-276, 287-298 на Западе Великого Айка, 298-330) и уже хотя бы по этой причине они не могут ошибиться - история Трдата II-ого писал
его секретарь Агафангел, а уж кто-кто, но Агафангел уж лучше всех знал кто отец его царя,
3. Косвенным образом эту схему подтверждает и то, что по всей видимости после этих событии царевич Трдат
скоропостижно скончался, так-как Хосров своего уже другого сына, Трдата, будущего христианского царя, который родился в далеком 252-ом, назвал
именем прежнего сына. Понятно, что он очень любил и горевал за своего первого Трдата и именно поэтому и новорожденному сыну, который у него родился уже
в преклонном возрасте, он дал имя первого сына,
Трдат.Итак, я придерживаюсь этой схемы в этом вопросе и моя схема кажется мне вероятным. Что же до "нумерации Традов и Хосровов".
1. Трдат
I (51, 54-59, 62-75), брат царя Парфии Вахарша I-ого - о нем споров нет.
2. Трдат
II (по первой версии) (216-252), сын Хосрова I-ого, наличие которого я не принимаю,
3. Трдат
III (по первой версии) или Трдат
II по второй версии (274-276, 287-298 на Западе Великого Айка, 298-330), сын Хосрова
II (согласно первой группе первой версии), сын Трдат
II (согласно второй группе первой версии) или Хосрова I-ого, по второй (я сам за это) версии.
1. Хосров
I (по первой версии 198-216, по второй версии 198-252)
2. Хосров
II (252 - ок. 255, 293-298 на востоке Великого Айка), родственник армянских Аршакуни по первой версии, брат Хосров
I по второй (я сам за это) версии
3. Хосров
III (330-338), о нем споров нет, сын Трдата, первого христианского царя,
4. Хосров
IV (330-338), о нем споров нет, из рода Армянских Аршакуни (387-388 соправитель, 388-391, 416),
Вот такая ситуация...