Jamil
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 22
Москва-Ашхабад
|
А кстати, те, кого русские называют сейчас казахами, в действительности же казаки, а еще ранее киргиз-казаки (кайсаки) - "внешностью походили на народ, получивший от китайцев прозвание Бо-ма ("пегие лошади" - будто бы за то, что у этого народа были лошади такого цвета). Бо-ма (у Шаванна Роио-та) жили прямо к северу от огузов (то есть там где Оренбургская, Самарская области и Башкирия, а также Удмуртия и Вятка); чему подтверждением являются сообщения исламских географов о том, что река Итиль (Волга с Камой) начинаются в стране киргизов (то есть Кама), живущих по соседству со славянами, дальше сказано, что они постоянно воевали с киргизами; их земля всегда была покрыта снегом и доходила на севере до моря. Черты наружности перечисляются не при описании Бо-ма, но при описании киргиз: "рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза". Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу ("красные волосы и белая кожа"), приписываются киргизам, как у писавшего в VIII веке (умер в 757 г.) Ибн-Мукаффы; по этим признакам Ибн-Мукаффа считал киргиз родственниками ас-сакалиби ("славян"). Бартольд пишет:Китайцы говорят еще, что по языку киргизы отличались от Бо-ма; приводится несколько киргизских слов (например, слово ай - месяц), из которых видно, что киргизы уже в то время говорили на одном из наречий тюркского языка. К тюркам по языку причисляют киргиз и мусульманские авторы, при этом однако замечают, как в рассказе персидского автора XI века Гардизи, в частности: "Причина появления и объединения киргизов под властью одного собственного амира (правителя) была следующая. Он происходил из сакалабов ("славян") и был одним из вельмож "славян"; когда он жил в стране Ас-Сакалаб ("страна славян"), туда прибыл посол из Рума (Византии); этот человек убил того посла. Причиной убийства было то, что румийцы, якобы, происходят от Сима, сына Ноя, а славяне - от Яфета. Имя их находится в связи с словом саг ('собака'), так как они были выкормлены собачьим молоком. Дело было так: когда для Яфета взяли муравьиные яйца, муравей стал молиться, чтобы Всевышний не дал Яфету насладиться сыном. Когда у Яфета родился сын, ему дали имя Эмке; оба глаза его были слепы. В то время у собаки было четыре глаза. У Яфета была собака, которая в это время ощенилась; Яфет убил щенка; сын Яфета до четырех лет сосал молоко собаки, держался за ее ухо и ходил, как ходят слепые. Когда собака принесла второго щенка, она бросила сына Яфета и воздала благодарность богу, что избавилась от него. На другой день оказалось, что два глаза собаки перешли к этому ребенку и два глаза остались собаке; следы этого еще остались на морде собаки; по этой причине их называют саклабами ("славянами"). Итак, тот начальник в споре убил посла и по необходимости должен был покинуть "страну славян". Он ушел оттуда и пришел к хазарам; хазарский хакан хорошо обращался с ним до своей смерти. Когда на престол сел другой хакан, он обнаружил нерасположение к пришельцу; тот был вынужден удалиться, ушел и пришел к Башкурту (или Башджурт, в то время так называли один из трех отделов народа венгров-мадьяров и это не совсем тоже, что нынешние башкиры - см. Ал-Гарнати). Этот Башкурт был одним из хазарских вельмож и жил между владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников. Хазарский хан отправил к Башкурту человека, требуя, чтобы он прогнал сакалаба; тот поговорил об этом со саклабом, и "славянин" отправился во владения..., с которыми он находился в родстве. По дороге он прибыл в одно место между владениями кимаков (кипчаков) и тугузгузов (часть тунгусов, но не бродячих охотников и оленеводов, а иных скотоводов-кочевников, то есть манчжуро-монгольские "лесные" племена, тогда жившие от Оби до Байкала); хан тугузгузов поссорился со своим племенем и рассердился на них; многих из них убили; остальные рассеялись и по одному или по два стали приходить к сакалабу. Он всех принимал и оказывал им добро, так что их набралось много. Он послал человека к Башкурту, заключил с ним дружбу и этим усилился; после этого он произвел нападение на гузов, многих из них убил, многих взял в плен и собрал много денег, частью благодаря грабежам, частью благодаря пленным, которых он всех продал в рабство. Тому племени, которое собралось около него, он дал имя киргиз. Когда известие о нем пришло к сакалабам, многие из них пришли к нему со своими семействами и имуществом, присоединились к другим и вступили с ними в родство, так что все слились в одно целое. Признаки славянского происхождения еще заметны в наружности киргизов, именно красные волосы и белая кожа." Чем не история происхождения казаков, как нации, так и "казаков", как части нации? Впервые упомянута в 8в., а у Гардизи самый ранний из сохранившихся в полном виде вариантов.
|