Интеррекс писал(а) 31.05.2009 :: 15:22:11:Пётр 1-й в своих действиях ориентировался на опыт прежде всего протестанстких стран. Как же получилось, что в православной стране возникло стремление перенять опыт протестантов, то есть фактически еретиков?
Протестантизм, к слову, называют "религиией прогресса". Отмечу и такой интересный момент - по сведениям иностранных дипломатов, у Петра были мысли о преобразовании православия по лютеранскому образцу. Но насколько серьезными были таковые мысли, остается неясным. Кстати, католиков он не любил (и старался не приглашать на русскую службу), а с язычниками и вовсе не церемонился.
KS писал(а) 01.06.2009 :: 16:09:21:осторожней в высказываниях! то, что Петру нравились лютеранкие страны, еще не делает его лютеранином, в его время вам бы за это...
Это верно, от православия как основной религии Петр не отказывался в любом случае.
А вообще роль религии в то время уже падала и отходила на второй план, этот процесс уже вовсю начинался в обществе (главным образом, в городах).
Что касается заимствований, то здесь просто осмысление передового опыта, причем начался этот процесс еще до Петра.
Вообще преобразования можно условно разделить на три части:
1) допетровские, установленные принципы / институты функционировали до тех пор, пока являлись эффективными;
2) первые петровские преобразования, связаные, в первую очередь, с войной (при возникновении той или иной проблемы ее стремились решить), зачастую бессистемные;
3) в конце войны начинается осмысление всех мероприятий и преобразований и окончательно формируется система.