кекс11 писал(а) 18.12.2009 :: 12:12:13:Забавно читать про ужасы жизни в польских Западной Белоруссии и Украине. Тамошнее население по-крайней мере жило в собственных домах и работало на собственной земле, урожаи с которой не отбирали "комиссары в пыльных шлемах" под пытками.
Крестьяне страдали от малоземелья, высоких цен на промышленные товары при сохранении низких цен на продукцию сельского хозяйства. Улучшить ситуацию были призваны реформирование сельского хозяйства, земельные реформы 1920–1930-х гг. В результате на западнобелорусские земли приехало более 5 тыс. осадников – бывших офицеров и солдат легионов Ю. Пилсудского, участвовавших в польско-советской войне.
Сохранилось перенаселенность деревни, усугубившаяся отсутствием промышленности, а следовательно, и оттока населения в города. Отсюда – эмиграция крестьян в страны Западной Европы и Америки (всего от 180 тыс. до 200 тыс. человек).
Социальный статус людей, проживавших на западных территориях, зависел от многих факторов. Был ты городским жителем или сельским, католиком или православным. Зарплата в «крэсах всходних» была на порядок ниже, чем в центральной Польше. Из-за хронической безработицы многие ехали на заработки во Францию, Германию и даже за океан. Некоторым удавалось собрать какие-то деньги, вернуться и купить землю. Это было главной мечтой белорусов.
Любой протест в «крэсах всходних» жестоко подавлялся. .
Ответом на проводимую польскими властями политику «поло-низации и ассимиляции» на присоединенной территории стало раз-вертывание национально-освободительного движения. Только в 1923 году на территории Западной Белоруссии было зарегистрировано 590 конфликтов, в которых участвовало 126 тыс. человек. В том же году 6 тыс. партизан осуществили около 300 боевых операций.
В результате главным методом политического управления стало принуждение, а временами и террор. В тюрьмах и Березо-Картузском концентрационном лагере оказалось немало «общественно опасных элементов».
кекс11 писал(а) 18.12.2009 :: 12:12:13:Да и чудовищный голод 30-х годов чудесным образом обошол гадкую Польшу практически стороной, по-крайней мере целыми деревнями там от голода не умирали. И через погранзаставы обезумевшие люди пытались пробиться на территорию Польши с Украины и Белоруссии, а не наоборот.
В 1929 г. правительственная «Газета Польска» писала о массовом голоде в виленском воеводстве, когда сотни тысяч крестьян готовились к голодной смерти, закрывались семьями в хатах «вместе с женами и детьми лежали, ожидая, когда смерть сократит их голодные муки». В 1931 и 1932 гг. голод был особенно силен. Так, в 1932 г. голодало около 60% ошмянских крестьян - они не могли выбраться из долговой кабалы и угнаться за подорожанием, им нечем было сеять. В 1934 г. в Виленском воеводстве голодало 200 тыс.чел. Благодаря «ножницам цен» промтовары - плуги, косы и проч. - в 1935 г. выросли в сравнении с ценами 1928 г. в 2-3 раза. Неплатежеспособность населения повлекла массовое закрытие предприятий торговли.
В сельскохозяйственном производстве Западной Белоруссии было занято более 80% ее жителей. «В 1921 г. бедняки составляли 62%, середняки - 30%, кулаки - 8%. К середине 30-х эти показатели соответственно составили 78-80%, 15-17 и 5%», - отмечает Ю. Грузицкий. Отметим, что в данный период не было войн и необычных природных катаклизмов.
Жесткая эксплуатация крестьян породила малоземелье и массовое разорение крестьянских хозяйств, выбросив на рынок рабочей силы десятки тысяч нищих и полуголодных бродяг-батраков, готовых на любой труд ради спасения себя и своих детей от голодной смерти (некоторые прибегали к самоубийству от голода).
http://evrazia.org/article/1074