Интеррекс
|
В поведении Гитлера есть такой странный, мало объяснимый с точки зрения рациональной логики, момент: он вступил в войну на два фронта, хотя имел перед глазами опыт Первой Мировой, в которой Вильгельм поступил так же и был побеждён. Что же заставило Германию встать на этот путь во второй раз? Представляется следующая картина: Германия, объединившаяся в конце 19-го века, - это молодая держава, полная сил и энергии, потому амбициозная и много требующая. Но при этом она требует для себя слишком много, её молодость, энергичность - это в то же время неопытность, отсутствие мудрости. Германия требует слишком многого, потому что не умна. Отчего происходит такое сочетание молодости, силы и неумения вовремя остановить себя? Силу и энергию Германии дала Реформация, свергнувшая в своё время папистское иго и породившая в итоге просвещённую Пруссию. Но при этом отметим, что Реформация была не в одной лишь Германии, но и так же в Англии. Реформация в Англии так же освободила дремавшие в ней силы, обновила Англию, дала ей энергию. Причём пробуждение Англии и пробуждение Пруссии происходит почти одновременно: Пруссия с конца 17-го века начинает усиливаться, порвав с католической Польшей, и Англия с конца 17 века начинает усиливаться, порвав с католической Францией. Итог этого: фактическая победа Англии и Пруссии над католическими державами в Семилетней войне (1763 г.). Таким образом развитие Англии и Пруссии шло равномерно. Почему же тогда Англия не была склонна к авантюрам, почему она в 20-м веке была осторожна, а Германия, наоборот, только и делала, что в эти авантюры лезла? Ответ в том, что Реформация в Англии сочеталась с длительной парламентской традицией, а Реформация в Германии - с абсолютистской традицией. Парламент позволял всё обдумать прежде, чем принять решение. Абсолютизм же не полагался ни на чьё мнение, кроме своего. Парламентская традиция сделала Англию мудрой, абсолютисткая традиция сделала Германию авантюристичной. То есть Германию времён двух Мировых войн породило сочетание двух начал: Реформация и абсолютизм. Этот вывод можно проверить на примере других стран, которые выступили в двух мировых войнах не на той стороне и проиграли. Что влекло Венгрию и Болгарию, проигравшие 1-ю Мировую, к союзу с Гитлером? Обида от поражения в 1-й Мировой? Нет. Австрия тоже проиграла 1-ю Мировую, но австрийские власти не стремились к союзу с Гитлером, более того, они противостояли национал-социализму, пока Гитлер не уничтожил Австрийскую независимость силой. В Венгрии и Болгарии, как впрочем и в Австрии, была длительная абсолютисткая традиция. Но ещё в Венгрии и Болгарии было то чего, не было в Австрии. Венгрия была склонна к Реформации, Болгария (ещё раньше) к катарству - к предтече Реформации. Австрия же строилась как католическая держава, преданная Риму. И если Реформация, молодость, толкала Венгрию и Болгарию к авантюрам, то католицизм дал Австрии старость, мудрость, которая выразилась в том, что после 1-й Мировой австрийцы не хотели ввязываться в авантюры. Характерен здесь также и пример Франции. Если у Германии было два грандиозных авантюриста - Вильгельм и Гитлер, то во Франции - это были Наполеон 1-й и Наполеон 3-й, оба кончившие потерей власти и империи. Франция, как и Германия, страна с длительной абсолютистской традицией. Но с другой стороны - это страна католическая. Что же породило Наполеоновский авантюризм? В 17- м веке во Франции действовала веротерпимость. Её ввёл гугенот Генрих Наварский, то есть во Франции можно сказать, на какое-то время победила Реформация. Именно пока действовала веротерпимость, Франция укрепилась как держава, именно в этот период Франция накопила силы и обогнала католическую державу Габсбургов. Этот реформационный период дал Франции новую молодость, но поскольку он был сопряжён не с парламентской традицией, а с абсолютизмом, то эта молодость стала авантюристичной. В этом смысле Наполеоны - наследники Генриха Наваррского. Авантюры 2-х мировых войн, как и наполеоновские авантюры, - это результат сложения двух противоречащих друг другу начал. Реформация - это борьба против деспотизма, против деспотизма Рима. Реформация - это освобождение от диктата. Абсолютизм - это диктат. Сочетание освобождения и диктата порождает авантюризм. Почему Англия не была авантюристичной: освобождение от папизма сочеталось с освобождением от короля. Почему диктатор Франко не вступил в войну против Англии и США? Он был диктатор и католик. Испания была стара и мудра. И Австрия была стара и мудра. А Гитлер был и против диктата, и за него: он был разделён в себе самом и оттого лез в авантюры.
|