Древности Российского государства 108
Древнее знамя с изображением великого князя Владимира Киевского
Это знамя доставлено из Польши сыном сенатора Ф.П. Ключарева, который посвятил его в собор Св. Андрея Первозванного в селе Грузине, близ Новгорода.
На рисунке оно представлено в одну треть. На пробеленной ткани (миткале) на нем изображен красками, золотом и серебром, в греческом стиле, как гласит надпись благоверный великий князь Владимир и Вои. Одно и то же изображение по обе стороны очень часто встречается на старинных знаменах. Это видно из описей: «того ж знамени на другой стороне написано так же, как и на первой стороне».
С одной стороны (рис. № 1) великий князь Владимир I написан в венце святых сверх златой царской шапки византийской формы; в правой руке зубчатая булава, знак военачалия, в левой — кованая золотая узда, которою он правит коня. Сверх зипуна из узорчатого зеленого аксамита золотая броня с оплечьями и наручами; сверх брони платно без рукавов из червчатого аксамита; на ногах золотые сапоги. Седло со стременами.
На другой стороне изображение Владимира тоже, с той разницей, что царская шапка более похожа на великокняжескую и в правой руке булава с круглым шаром.
Позади Владимира конные воины в шлемах; трое передних везут хоругвь с изображением креста, и два — знамя с откосами.
Перед Владимиром врата, над которыми виден крест с копьем и с тростью, как изображался оный на знаменах, представляющих явление креста на небесах Константину Великому.
Перед вратами воевода, приподняв над головой шлем, встречает Владимира или принимает его приказания; позади встречающего два юных воина.
Это изображение ясно напоминает св. Владимира, водворяющего св. крест над городами русскими.
Г. Писарев, поместивший в «Трудах и записках Общества истории и древностей российских» сведения о хоругви св. Владимира, предполагает, что встречает Владимира брат его Святополк, а за ним Борис и Глеб. Святополка трудно присоединить к изображенному событию, но святые Борис и Глеб действительно изображались на знаменах вместе со св. Владимиром.
По описи 1687 г., листы 554—555, в царской Оружейной казне было:
«Знамя, на нем шито: великий Князь Владимер да Благоверный Князь Борис и Глеб шиты на конях».
В описи упомянуто, что «в 1678 году, по имянному Великаго Государя указу к сему знамени вместо старой ценинной и трех лопастей, сделано и опушено вновь тафтою желтою. Да сделаны два хвоста белые, третей хвост в середине сделан желтой тафты; а у желтаго хвоста сделана опушка белая, шириною в вершок; а в длину сделаны хвосты четырех аршин и писаны на хвостах и по каймам золотом и серебром звезды вновь. И в том году было на встрече против польских послов. На середнем хвосте писано золотом солнце с сиянием, и сделано прапором».
Несмотря на это, утвердительно признать за князей Бориса и Глеба двух воинов близ врат на знамени Владимира Великого невозможно; в 1672 г. вскрыты уже мощи страстотерпцев Бориса и Глеба, причтенных церковью к лику святых, и в иконописи они изображались не иначе, как в венце святых.