sakt
+++
Вне Форума
Сообщений: 4341
Пол:
|
Цитата из Галковского:
Сказочки Афанасьева знаете? "Поэтические воззрения славян на природу" читали? ОТКУДА ВЗЯТО? Ходил наш Чурила Пленкович, по деревням собирал? Такую мультипликацию и Дисней не придумает: надо диалоги выстраивать.
Приходит чиновник в русскую деревню середины 19 века, начинает срисовывать в блокнот "поэтические воззрения". К нему староста, шапку снимает за версту:
- То иссть, не сумлевайтесь, так что недоимки все уплочены. А ежели дормидонтов сын, так обчество решило...
- Вы, батенька сказок, легенд каких не знаете?
- Так я и грю, что Дормидонтовы погорельцы. По прошлой зиме, то иссть, всем миром решили...
- Языческих божеств каких-нибудь не осталось?
- Ослобонить-то надо, по-божески чтоб. Погорельцы они. Опять же обчество.
- Ну там лешие, ведьмы. Кикиморы какие-нибудь.
- Пошто ругаете,господин хороший, не знаю чести-звания. Я старостой восьмой год, премного благодарен. Уж старый барин начто строгий был, царство ему небесное, а и он ни за что ругаться не изволил. Сынок барина летом приезжает...
- А о жар-птице слышали?
- Гос-споди, отец-милостивец, врёт, врёт Стёпка-подлец. Не поджигал я избу дормидонтову, на кой ляд она мне к лешему...
- Лешему, говоришь. Ага...
- Вот те крест истинный, Стёпкиного балбеса в рекруты отдали, вот и врёт, кикимора болотная.
- А какая она, кикимора, где живёт, какие обычаи.
- Живёт известно где - у обчества на отшибе. На болото кляузу отселили. Обычаев нет никаких. Ни чести, ни совести, язык поганый, как помело...
Такие диалоги могли быть только в Норвегии. В Норвегии гольфстрим, а в России продолжительность жизни дураков - один год. Зима и в могилу. Русский - реалист, практик. Никакой немецкой сентиментальности у него нет. Это Гриммы наворачивали себе "нибелунгов".
Афанасьев был человеком простым, практичным. Во-первых, собрал похабные байки столичных лакеев, издал сии "Заветные сказки" в Швейцарии. Неплохо. Во-вторых, Афанасьев был специалистом по забытой и никому не нужной в то время русской литературе 18 века. Там он натолкнулся на Чулкова, дальше всё было делом техники.
Чулков анонимно (подписался как "Русак") издал в 1766-1768 сборник фантастических новелл "Пересмешник или словенские сказки" - прикол, сделавший его литературно известным (хотя надо посмотреть - есть шероховатости). Чулков сильно пинал конкурента Эмина в своём журнальчике "И То и Сио" (и в "Парнасскиом щепетильнике"). Сам написал бестселлер: "Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины". Вот с этаким багажом, Чулков стал "сурьёзно" заниматься "русским фольклором". Используя опыт "Пересмешника", издал в 10 частях "Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся оставшиеся через пересказывания в памяти приключения". На основе сочинённых им "народных сказок" создал кладезь премудрости для рыбаковых, лихачёвых и аверинцевых: "Абевегу русских суеверий, идолопоклонничества, жертвоприношений, свадебных, простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч." Создав русские сказки и русское язычество, пошёл дальше. Чтобы был весь "набор юного националиста", написал русские народные песни: "Новое и полное собрание российских песен, содержащее в себе песни любовные, пастушеские, шутливые, простонародные, хоральные, свадебные, святочные, с присовокуплением песен из разных российских опер и комедий". Конкуренты пытались шипеть, "откуда он это взял", но безуспешно. ЗАКАЗ. Так же смастерил пословицы, поговорки и загадки. ПАКЕТ.
= = = =
На основании книг чулковых, афанасьевых и проч. государственный аппарат, а затем и частные промышленники, издают брошюры, лубки, плакаты. Всё это хозяйство продаётся на базарах, разносится по деревням мелкими торговцами. Затем источником знаний становятся сельские школы с учителями-активистами. Через поколение все крякают хоть куда. А через два поколения аверинцевы собирют анекдоты про Чапаева - легендарного народного герия, не имеющего никакого отношения к советскому кинематографу. То же касается песен, загадок, поговорок и т.д. Причём чем современнее и мощнее государство, тем этот процесс идёт планомернее и искуственнее. Российская империя была государством очень современным и очень искусственным. Оно учило людей мыться, чистить зубы, петь, читать сказки, и вообще жить. Делай - раз, делай - два. Какой уж тут "фольклор".
Конец цитаты.
|