После полюбовного разбора "научной" деятельности великого "гения" Г.Ф.Миллера не хотелось бы обходить вниманием другого немецкого историка - Любдвига Шлецера. Попробуем разобрать и его вклад в создание ТИ.

"
Шлецер, Миллер и Гердер были великие зодчие всеобщей истории. Мысль о ней была их любимою мыслью и не оставляла их во всё время разнообразного их поприща. Шлецер... не был историк, и я думаю даже, что он не мог быть историком. Его мысли слишком отрывисты, слишком горячи, чтобы улечься в гармоническую, стройную текучесть"
(Н.В.Гоголь. Том 12: Письма, 1842—1845, М.: 1952)
Очень заковыристо выражается наш литературный классик, с одной стороны Шлецер "великий зодчий всеобщей истории", а с другой, его даже и историком назвать нельзя. Да, дела! Будем разбираться далее:
"
Шлецер, Август Людовик
(фон Schl ö zer) — знаменитый историк, статистик и публицист; род. 5 июня 1735 г. в Гогенлоэ; учился в университетах виттенбергском и в геттингенском... Из Геттингена уехал в Швецию, изучил язык и издал "Новую историю литературы в Швеции", "Историю торговли и мореплавания" на шведском языке (переведена на немецкий). В 1760 г. принял предложение российского "историографа" и академика Герарда Миллера (см.) занять место домашнего учителя и помощника его в исторических трудах с жалованьем 100 руб. в год. Ш. поставил себе 3 задачи: 1) изучить русский язык, 2) помогать Миллеру в его "Sammlung Russischer Geschichte", 3) заняться изучением русских исторических источников, для чего познакомился с церковно-славянским языком. .... Ш. увлекся летописями, но многое ему было непонятно.
В 1764 г. Ш., которому мало улыбалась перспектива быть ординарным академиком русским с 860 руб. жалованья, на что только он и мог рассчитывать, решил уехать в Германию, и там издать свои "Rossica" — извлечения из источников; для этой цели Ш. просит 3-годичный отпуск и предлагает в свою очередь два плана занятий. I-й. Мысли о способе обработки русской истории; мысли эти следующие: русской истории пока нет, но она может быть создана им, Ш....
....В это дело вмешалась императрица, которая предложила Ш. заниматься русской историей под ее покровительством со званием ординарного академика и 860 руб. жалованья и разрешила выдать ему заграничный паспорт. По возвращении в Геттинген Ш. продолжал заниматься с русскими студентами, приезжавшими туда, но продолжать службу при тогдашних порядках в академии не согласился. Ш. уехал в Геттинген и больше не возвращался, хотя срок его контракта истекал в 1770 г. В Геттингене он издал в 1769 г. подробный лист летописей под заглавием "Annales Russici slavonice et latine cum varietate lectionis ex codd. X. Lib. I u sque ad annum 879". Другие работы его по истории России: "Das neue ver ä nderte Russland" (1767—1771); "Geschichte von Lithauen" (1872); "Allgem. Nord. Geschichte" (1772) и др.
.... Он пришел в ужас от русских историков: "о таких историках иностранец не имеет даже понятия!" Но сам Ш. с самого начала стал на ложную дорогу: заметив грубые искажения географических названий в одном из списков летописи и более правильное начертание в другом, Ш. сразу априори создал гипотезу об искажении летописного текста переписчиками и о необходимости для этого восстановить первоначальный чистый текст летописи. Этого взгляда он держится всю жизнь, пока в своем "Несторе" не замечает, что что-то неладно. Этот чистый текст есть летопись Нестора. Если собрать все рукописи, то путем сличения и критики можно будет собрать disiecti membra Nestoris. Знакомство только с немногочисленными летописными списками и главное — полное незнание наших актов (Ш. думал, что 1-ый акт относится ко времени Андрея Боголюбского), главным образом, вследствие размолвки с Миллером, было причиной неудачи критической обработки летописей. .... По Ш. же, русские жили "подобно зверям и птицам, которые наполняли их леса". Таким образом Ш. впадает сам в крайность и преувеличивает дикость наших предков, а это повлекло его к ошибочному заключению, что в начале истории у славян восточных не могло быть торговли. Во всяком случае, Ш. в данном случае был ближе к истине, чем Ломоносов и др.
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Особенно впечатляет последнее предложение: мол, Шлецер ложно утверждал о дикости наших предков, отсутствии торговли, тем не менее это меньший грех, чем Ломоносов и другие русские историки с мыслями о великом и могущественном русском народе издревле. Вот такая она, наша историография. Передохнем и сделаем маленькую паузу...