Kaspar
|
Гильгамеш, скорее всего, действительно реальный персонаж древней Месопотамии, поскольку в качестве пятого по счету царя Урука он не является даже каким–то легендарным «первооснователем», как, например, первый египетский царь Мин. Чем же он был так славен для своего народа, что стал культовым персонажем? Ответ в строчках поэмы: «сокровенное видел он, тайное ведал, принес нам весть о днях до потопа, в дальний путь ходил, но устал и смирился, рассказ о трудах на камне высек». Напрашивается вывод, что Гильгамеш был паломником в некий сакральный для древнего мира регион, где и ознакомился с некими древними доктринами. При этом, в поэму о реальном путешествии явно вплетены расхожие в ту пору мифологические «штампы». Например, в тексте сказания присутствует достаточно странный эпизод, когда перед переправой на священную землю Гильгамеш, как бы между делом, «змея волшебного нашел среди леса, удушил его своими руками». На самом деле, этот элемент сказаний о победе над драконом является традиционным во многих мифологиях для получения героем сакрального права посещения священной земли. Очень важно, что в тексте поэмы реально происходящие события постоянно перемежаются со сновидениями, так что явь трудно отделить от фантазий, навеянных снами. Тем самым «честно» оговаривается наличие в поэме фантазийных элементов, основанных, очевидно, на каких–то еще более древних преданиях. Только когда в официальную историческую науку придет понимание того, что в древнем мире владение сакральным знанием, понимание священных символов и традиций доминировало над политическим и хозяйственным аспектами деятельности, тогда откроются новые горизонты в осмыслении древней истории.
|