Я решил немного поразвлечься и попинать Резуна ещё.
Цитата из Ледокола, я её разбил на несколько частей с номерами дабы комментировать:
Цитата:Но и Красная Армия делала то же самое, правда, с небольшим опозданием. (Из Москвы на западную границу собрался весь цвет военно-инженерной мысли, включая генерал-лейтенанта инженерных войск профессора Д. М. Карбышева.1) (Уезжая из Москвы в начале июня, он заявил своим друзьям, что война уже началась и договорился встретиться с ними после победы и не в Москве, а "на месте победы".2) (Прибыв на западную границу, он развернул кипучую деятельность: присутствовал на учениях по форсированию водных преград (что в оборонительных боях не требуется) и по преодолению новейшими танками Т-34 противотанковых препятствий (что тоже в оборонительной войне не нужно). 3)21 июня он выехал в 10-ю армию. Но перед этим "Карбышев с командующим 3-й армией В. И. Кузнецовым и комендантом Гродкенского УРа полковником Н. А. Ивановым побывали на погранзаставе. Вдоль границы, у дороги Августово-Сейно еще утром стояли наши проволочные заграждения, а когда они проезжали вторично, заграждения оказались снятыми" (Е. Г. Решин. Генерал Карбышев. С. 204).
1. Про "весь цвет" не знаю это пусть на совести Владимира Богдановича останется, а вот насчёт Карбышева в книге Решина написано следующее:
Цитата:Не удивительно, что его тянуло туда, к границе, где возводились укрепления... Но командировку в Белоруссию все не оформляли, мешали другие неотложные дела. Так незаметно прошел почти год.
Цитата:После неоднократных представлений Академия Генерального штаба получила в июне 1941 года разрешение командировать Д. М. Карбышева в Западный особый военный округ.
Профессора и преподаватели академии, провожая его в командировку на западную границу, просили:
- Дмитрий Михайлович, мы будем ждать вашего сообщения о состоянии инженерной обороны наших западных границ. Учтите запросы войск, потому что для нас и это очень важно.
- Я еду охотно, ждал этого с нетерпением,- сознался Карбышев.- Намерен разработать проект нового типа укрепленного района, в основу которого положу современные новейшие достижения военной науки и собранные в этой командировке материалы.
2. Просто процитирую оригинал:
Цитата:Евгений Варфоломеевич Леошеня виделся в последний раз с Д. М. Карбышевым 6 июня 1941 года.
<...>
Дмитрий Михайлович снова начал говорить о бушующей войне, о возникновении новых взглядов и положений в тактике инженерных войск.
- Едва ли, - произнес он, - кто-либо из здравомыслящих советских людей думает, будто война на западе нас не касается, что у нас могут процветать мир, тишь, благодать. Нет, мы понимаем, что на самом деле война уже началась и для нас - настоящая, ужасная война. Ведь фашисты войну не объявляют.
Подойдя ближе к дому, Карбышев неожиданно и весьма странно спросил:
- Хотите - условимся?
- О чем?
- Встретиться после войны, если будем вместе в начале ее.
- Где, здесь?
- Нет, на месте победы!
- Договорились!
3. Насчёт кипучей деятельности правда:
Цитата:Уже по плану Карбышев обнаружил в системе обороны Гродненского УРа уязвимые места. Открытый фланг на участке Неман-Соничи оказался особенно слабо защищенным.
Цитата:В тот же день Карбышев осмотрел и оборонительные сооружения на подступах к Гродно.
Цитата:12 июня Карбышев поехал в район Семятича на Буге, где строились долговременные огневые сооружения. После их осмотра Карбышев посоветовал, как устранить замеченные недостатки, и вернулся в Гродно.
Карбышева заботило не преодоление танками Т-34 препятствий, а создание надёжных противотанковых препятствий.
Цитата: Во время случайной остановки машины Карбышев попросил лейтенанта Митропольского посмотреть наброски, которые он сделал в блокноте по пути. Это были схемы противотанковых препятствий.
- Вот эти схемы, лейтенант, я прошу вас вычертить, а потом надо будет построить изображенные на чертеже сооружения в натуре.
<...>
После этого по заданию Карбышева сделали много новых чертежей и возвели в натуральную величину различные варианты конструкций противотанковых препятствий. Во время их испытаний у танкистов было немало неудач, но благодаря этому нашли падежную конструкцию противотанковых препятствий
Ну и про учения по форсированию тоже всё не так. Напомню, Карбышев приехал инспектировать Западный особый округ.
Цитата:17 июня Д. М. Карбышев, П. М. Васильев и комендант
Гродненского укрепленного района Н. А. Иванов выехали в Каунас в штаб 11-й армии к командующему генерал лейтенанту В. И. Морозову для установления стыка между 3-й и 11-й армиями, так как ясной и четкой разграничительной линии между ними не было.
На обратном пути Карбышев, Васильев и Иванов вместе с офицерами штаба 11-й армии поехали осмотреть Алитусский мост.
Во время осмотра Алитусского шоссейного моста через Неман Карбышев встретился со своим бывшим слушателем по Военной академии имени М. В. Фрунзе майором Т. Б. Кублицким, который со штабом полка находился на полевом учении в пограничной полосе Прибалтийского особого военного округа.
Это просто случайная встреча, причём на самих учениях он не присутствовал
Цитата:Ему как начальнику штаба механизированного полка предстояло организовать и провести очередное полевое тактическое занятие. Тема включала многое: наступление усиленного стрелкового батальона на заранее укрепившегося противника с форсированием водной преграды, ее инженерным обеспечением, атакой переднего края обороны противника и военными действиями в глубине обороны.
На занятиях хотел присутствовать командир 33-й стрелковой дивизии генерал-майор К. А. Железняков, и штаб полка особенно тщательно готовился к ним.
На рассвете 17 июня майор Кублицкий с командирами "воюющих сторон" и с начальниками спецслужб отправился в рекогносцировочную поездку. Как полагается в таких случаях, он выслал вперед боевое охранение.
Стоял погожий день. Рекогносцировка проходила успешно. Предварительно намеченное для проведения полевых занятий место в районе Кибартай, Калвария и Алитус оказалось удачным.
Работа закончилась лишь после того, как было уточнено все предусмотренное планом, вплоть до общих ориентиров, средств связи, сигнализации.
Осталось невыясненным то, что приходится решать в процессе учения каждому участнику "боя" самостоятельно. Таких вопросов, как обычно, бывает больше, чем заранее предусмотренных.
Довольные результатами дня, Кублицкий и его товарищи по штабу полка решили немного отдохнуть.
Облюбовали живописную опушку леса, на берегу Немана, поблизости от Алитусского моста.
Подъезжая к берегу, заметили военных,- на дороге стояли автобус, выкрашенный в защитный цвет, и автомобиль эмка. Большая группа командиров осматривала Алитусский мост. Среди них Кублицкий узнал генералов Карбышева и Зотова.
Очевидно, военные заканчивали первую половину своего рабочего дня, так как ординарцы вынесли из машин скатерти, разостлали на траве, принесли термосы, посуду, хлеб и начали разливать в тарелки щи и накладывать в миски гречневую кашу.
<...>
Когда обед кончился, Кублицкий, получив разрешение Карбышева на дальнейшее выполнение задания, поспешил к своим товарищам и поделился с ними услышанным от Дмитрия Михайловича.
А Карбышев и сопровождавшие его офицеры, вернувшись из Каунаса в Гродно, снова совершили объезд района Августовского леса и канала. Дмитрий Михайлович придавал особое значение оборонительным линиям у берегов Немана и Августовского канала.
Ну и на закуску жаль что Владимир Богданович не уточнил, а на кой же попёрся Карбышев в район Августово. Ну я это упущение устраню:
Цитата:Почему именно этот район привлек особое внимание Дмитрия Михайловича? Что потянуло его сюда, когда с запада уже вполне очевидно надвинулись и нависли над границей зловещие тучи войны?
Еще 9 июня, по приезде в Минск, в штабе Западного особого военного округа его командующий генерал Павлов, беседуя с Карбышевым, упомянул о комиссии Ахутина. Она была создана сразу же после освобождения Западной Белоруссии. Главное командование Красной Армии поставило перед комиссией серьезную задачу: выяснить возможность использования шлюзов Августовского канала для затопления так называемого Белостокекого выступа, затопления и заболачивания территории, на которой расположен Осовецкий укрепленный район. Ведь он стратегически чрезвычайно важен.
Позволю себе некий трёп: теперь всем понятно зачем паруса на танках в фильме Никиты Серлгеевича?