Не буду срывать халяву Антистатику
Но свои пять копеек вставлю:
Сравнение сил и средств Западного особого военного округа к группы армий “Центр” (командующий генерал-фельдмаршал фон Бок), сосредоточенной в полосе округа, показывает, что соотношение их было примерно равным. Исключение составляли танки.
Соотношение сил и средств в полосе ЗапОВО на 22 июня 1941 годаСилы и средства Противник ЗапОВО Соотношение
Дивизии: 40 44 (1 : 1,1)
Л/с (тыс. человек): 820 671,9 (1,2 : 1)
Орудия и минометы:10763 10087 (1,06 : 1)
Танки: 810 2201 (1 : 2,7)
Самолеты (испр.): 1677 1685 (1 : 1)
Однако количественный анализ не дает полного и точного представления о соотношении, сил и средств. Следует учитывать состояние и подготовку частей и соединений, качество оружия и боевой техники. Немецко-фашистские войска, имея примерное количественное равенство, по многим показателям превосходили войска ЗапОВО по качеству. Да и оперативное построение группы армий "Центр" было более целесообразным. Особенно слабым оказалось левое крыло округа, где оборонялась 4-я армия. Здесь противник достиг 3—4-кратного превосходства.
Неудачной оказалась и группировка советских механизированных корпусов. Самые слабые из них (11-й и 14-й) находились на флангах и не могли обеспечить отражение мощных первоначальных танковых ударов врага. Не закончили войска округа и оперативного развертывания. Они не были приведены в боевую готовность. Соединения армий прикрытия располагались в пунктах постоянной дислокации или в лагерях и оказались не готовыми к отражению агрессии. Командование округа не проявило инициативу, не подняло войска по тревоге и не вывело их на рубежи обороны. Правда, заблаговременный выход войск на подготавливаемые позиции вдоль границы был запрещен И.В. Сталиным, чтобы не спровоцировать войну.
Правильное, но единственное решение было принято 15 июня 1941 года. Согласно ему началось выдвижение к госгранице находящихся в 150—400 км от нее 2-го (100, 161 сд), 47-го (66, 121, 143 сд), 44-го (64 и 108 сд), 21-го (17, 37 и 50 сд) стрелковых корпусов. Но оно было, к сожалению, запоздалым. На внезапность нападения противника план округа рассчитан не был. Предусматривался единственный вариант действий войск: отразить первые удары, перейти в наступление.
Таким образом, война застала объединения и соединения Западного особого военного округа неотмобилизованными. Группировка, определенная планом прикрытия, не была развернута: войска вступили в сражение в том состоянии, в котором они оказались к началу войны. Это не обеспечивало прочной обороны госграницы, прикрытия мобилизации и развертывания главных сил округа. Более того, такая группировка сил и средств предопределила нанесение врагом охватывающих фланговых ударов и разрозненность действий войск округа.
Не все было сделано и для обеспечения твердого управления армиями и поддержания непрерывной связи с ними. Опора на проводные средства, постоянные линии и узлы связи НКС оказалась ошибочной. Противник диверсионными группами нарушил проводную связь в первые часы боевых действий, а на многих участках даже задолго до них.
Таково общее состояние войск Западного особого военного округа и театра военных действий к началу Великой Отечественной войны. Оно оказало решающее влияние на неудачный исход первых оборонительных операций войск Западного фронта и привело к поражению в Белоруссии.