Спасибо за замечания!
Цитата:А какие источники для Вас весомее - арабские или славянские?
Для времени СвятославаВ данном случае Ибн Хаукаль представляет собой несомненно наиболее качественный источник. Его сообщение написано по горячим следам и основано на словах очевидца. Ибн Хаукаль раскрывает время и обстоятельства получения им известий о разорении области Семендера.
Слабой стороной арабских источников, как известно, является некритическое использование трудов своих предшественников. Неточная информация этого Источника (о разрушение русью Булгара) связана с искаженной интерпретацией сочинения ал-Истахри.
Русская летопись на пространстве 10 века дает весьма специфический материал. В основе его народное предание, искаженное к тому же тенденциозной оценкой летописца, неуклюже пытавшегося соединить эпос с данными греческого летописания, погодными записями и индиктами. Народное предание созерцательно и условно. Оно сохраняет иногда живые подробности происходящего, но в силу специфики жанра не имеет никакой хронологической ценности.
В общем планеЕсли Вы в целом рассуждаете о ценности арабских и летописных источников для осмысления начальной истории и в частности темы происхождения руси. То арабские источники не представляют собой значительной ценности, хотя и дают богатейший этнографический материал.
Хроногеографическая структура арабских источников о руси (остров русов, три центра руси) имеет в своей основе пласт ранних анекдотических известий о руси, полученных арабами от византийцев.
Суть первоначального византийского рассказа:Русь находится на берегу некой русской реки (Днепра), по которой росы спускаются для торговли к Черному морю. Они обосновались вблизи греков на одном из его берегов, на полуострове Тавроскифия у Ахиллова дрома (ал-Джазира Русов). Полуостров (
Остров русов) этот изоблиует лесами и покрыт трясиной (крупнейший в Европе водно-болотистый заповедник находится именно здесь). Отсюда русы начинают свои плавания в Хазарию и Византию. Русь не подчиняется ни царю, ни закону. Они следуют таврскому обычаю убивать иностранцев. Склонны к кровопролитию и решают все споры мечом.
Этот основной рассказ 1) использован и откорректирован ал-Масуди (ал-Бакри, ал-Идриси, Ибн Ийас и др.). 2) ал-Балхи, сообщавшем об одном центре русов и ал-Истахри, превратившим рассказ ал-Балхи в рассказ о 3 центрах руси, 3) автором Анонимной записки (Джайхани) полностью пересмотревшим сведения византийских источников, написав полемическое сочинение, известное как современный Рассказ об острове русов.
Ценность эти источников для выяснения процесса образования руси и выяснения ее ранних центров не стоит преувеличивать.
А какова, если не секрет, сфера ваших непосредственных интересов (исторический период)?
С ув. Ник.