То, что Гомер мог писать, маловероятно: приверженность букве мешает вольному пению. В любом случае предписывается осторожность, когда ты после плавания в открытом море направляешь свой корабль в узкий канал.— Эрнст Юнгер
Здравствуйте.
Весьма заинтересовала тема письменности: переход от устной традиции и отношение к письменному слову в традиционных культурах (Средние века, Античность). Розоновское «до Гутенберга», вагнеровское «для себя и для своего близкого друга» («О сущности немецкой музыки»).
...в средних веках не писали для публики, потому что прежде всего не издавали. И средневековая литература, во многих отношениях, была прекрасна, сильна, трогательна и глубоко плодоносна в своей невидности.— Розанов
Довольно подробно интересующий вопрос в отношении музыкальной нотации рассматривает Генрих Орлов («Древо музыки», доступна на Library Genesis):
Цитата:Согласно широко распространённому воззрению, развитие нотации было процессом последовательных усовершенствований, целью которых было сделать графическое представление музыкальных структур как можно более однозначным, исчерпывающе полным и точным. ... Реальная картина, впрочем, не столь проста.
...
Нотация была призвана пробуждать в музыкантах глубоко интернализованные инстинкты музыкального поведения, выработанные обучением и опытом, а не снабдить их «чертежами» стандартных элементов музыкальной конструкции. Она не инструктировала, а намекала на то, в каких местах и что именно может быть добавлено в процессе превращения скелетной записи в звучащую музыку. Она предполагала спонтанность реакции на писанные указания, а не их педантичное исполнение, которое даже во времена Рамо и Баха считалось неприемлемо пресным и вульгарным.
...
...этот процесс [распространение нотации] был вызван внешними факторами, не имевшими ничего общего с собственно музыкальной необходимостью...
...
...власть композитора над «звуковым продуктом» возрастала, а роль и инициатива музыкантов неуклонно сокращалась... С каждым новым усовершенствованием сокращались островки, в которых у музыканта оставалась возможность проявлять инициативу, изобретать, действовать спонтанно.
...
Хотел спросить рекомендаций для дальнейшего чтения. Интересно было бы узнать, во-первых, об отношении к письменному слову в средневековой Европе, у нас (наверняка что-то есть у Лихачёва), а также у кельтов, в Греции и Риме, в ханьском и минском Китае и др., а во-вторых, культурные изменения, культурный контекст во время появления и распространения письменности, особенно в Греции.