В альбомах по искусству о картинах обычно пишут "масло дерево", а какое дерево не уточняют! Где-то читал, что в западноевропейской живописи, чаше всего использовалось буковое дерево. В России буковое дерево и методы работы с ним стали известны со времён Екатерины II, после, того как в Россию приехали германские краснодеревщики.
В средневековой России в основном использовали сорта дерева местного произрастания.
Цитата:Писали иконы чаще всего на досках: использовали липу, на Севере - лиственницу и ель, в Пскове - сосну. Вообще выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями и тем, какие породы деревьев были распространены в данной конкретной местности.
Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).
В русском языке – липой часто называют не только дерево, но и различные фальсификации. Например "липовый паспорт", "липовые документы"!
Поэтому, можно предположить, что большая часть российских православных икон изготовлена с нарушением всех канонических нормативов.
Цитата:На доску наклеивали холст - паволоку, а на паволоку наносили сделанный из мела и рыбьего (чаще осетрового) клея грунт - левкас. После просушки доски левкас шлифовался до такой степени, что поверхность будущей иконы становилась похожей на гладкую кость.
На недорогих иконах не делают паволоку, а делают только грунт-левкас. У меня была одна икона, там дерево было сучкастое, и на месте сучка отвалилась краска вместе с грунтом. Пытался её подреставрировать, но не получалось, т.к. старая краска и грунт окаменевшие, а новый состав всё время получался мягкий. Родственники сказали, чтобы я заканчивал эти дела, иначе эта икона заплачет от моей тирании.