Решил почитать как-то статьи об архитектуре Ленинграда (то есть Петербурга) 18-19 столетия, чтобы освежить давнишние знания со студенческих лет. Однако еще больше заинтересовала техническая сторона вопроса – вся технология возведения всех этих монументальных построек, начиная с Эрмитажа, заканчивая великими (не побоюсь этого слова) постройками Дворцовой площади, Исаакиевского и Казанского соборов. Детальных описаний возведения этих сооружений я не нашел, кроме, установки Александровской колонны, хотя и здесь остались вопросы.
Еще большой интерес подогрел вот этот ресурс.
http://sv-rasseniya.narod.ru/xronologiya/20-was_actually/default.htmАвтор, здесь, конечно перегибает, в частности говоря о том, что даже в современное время нет технологий, позволяющих выпиливать такие монолиты и шлифовать гранит. Такие технологии, конечно, есть, но они основаны на использовании механизмов. А вот собственно тезисы, которые наводят на размышления:
1. «Однако давайте посмотрим повнимательнее на здание Эрмитажа…. Само здание было построено за 8 лет. Построить такое здание за столь короткий срок и с таким потрясающим качеством без применения строительной техники и мощных подъёмных механизмов, невозможно! Чтобы все элементы можно было быстро собирать, они должны были подходить друг к другу без какой бы то ни было доработки, а это говорит о наличии в то время системы стандартизации и сертификации изделий (по типу ГОСТов в Союзе), о высочайшем уровне обрабатывающих технологий (по сравнению с сегодняшним уровнем), о широкой кооперации предприятий в масштабах всего государства».С этим тяжело не согласиться. Любое строительство крупного объекта требует функционирования сложной производственной цепочки – от добычи начального материала, производства стройматериалов, развитой логистики (транспортно-дорожной структуры), до самого строительства. Говорить в таком случае, что необходимо присутствие квалифицированной рабочей силы будет излишним.
2.
«Мало того, чтобы спроектировать и собрать такое здание, нужна соответствующая проектная документация на десятках тысяч листов. Для разработки проектной и технической документации такого объёма и уровня, необходимо привлечь целый проектный институт. А историки нам всё талдычат, что в России почти все были безграмотными в то время! Но ведь изготавливать элементы зданий и собирать их в единое целое должны были люди явно не безграмотные, а с высоким уровнем образования. И ни малограмотные крестьяне, ни другие малограмотные специалисты сделать этого не могли в принципе!»Здесь автор вновь прав – строительство таких зданий как Эрмитаж, Казанский, Исаакиевский собор и им подобные нельзя построить на глазок – нужны на самом деле сложные расчеты, которые в настоящее время выполняют проектные институты. А кто-нибудь реально встречал бумажные детальные проекты этих зданий? (Я, правда, не знаю, есть они или нет).
Итак, что же, действительно, можно выявить:
- Российская империя в середине 18 – п.п. 19 столетия обладала развитыми (если не передовыми) на тот период времени архитектурными и строительными технологиями. В связи с этим неуместным выглядит тезис о технологической отсталости России – технологически отсталое государство позволить себе соорудить такие монументальные архитектурные комплексы, как Казанский или Исаакиевский соборы не может позволить.
- Наличие в России квалифицированной и грамотной рабочей силы, разработанных строительных стандартов (наподобие современных СНиПов) и проектных организаций (?)
- Наличие развитой дорожно-транспортной сети для доставки сырья и стройматериалов (а как же знаменитый тезис – дураки и дороги?)
- Наличие развитой производственной базы для добычи и переработки сырья, изготовления стройматериалов и инструментов и их доставки.
- Развитая экономика – строительство таких зданий как Эрмитаж и сооружений 19 столетия даже по современным меркам потребовало бы огромных финансовых и материальных ресурсов.
Однако остались вопросы.
Например, об установке Александровской колонны. Она была сделана из цельного куска гранита, который был выдолблен на гранитном карьере. Затем этот гранит обработали до готовой продукции и доставили к месту установки. Примерная масса колонны – 600 тн, в некоторых источниках указывается 800 тонн. Из всего технологического процесса, я нашел лишь описание установки колонны на Дворцовой площади даже с иллюстрациями, зафиксированными на картинах нескольких художников. Но не нашел материала по интересующим вопросам:
1. 1. Как выдолбили без механизмов массивный кусок гранита для колонны? Да, да, я смотрел, как с помощью сверлильного ручного инструмента, кувалд и костылей проделывали реконструкцию добывания блочного камня. Но! Это делалось с помощью современного инструмента, изготовленного из современных сплавов. И проделывалось это не с гранитом. Гранит – невероятно прочный строительный материал. Я лично сталкивался с его прочностью на объекте, где копали котлован под фундамент дома. Попалась гранитная скала-монолит, которую не смогли взять даже клинованием. Сварщики утомились приваривать клыки к 2 тонным клин-бабам, которые отлетали, не выдерживая сопротивление камня. С большим трудом скала поддавалась и гидромолоту.
2. 2. Ладно, с большим трудом с помощью кувалды и такой-то матери, рабочие выдолбили блок, обработали его до готового изделия (я опускаю здесь различные мелочи навроде постоянного передвижения материала для его обработки). И вот колонну необходимо транспортировать. Но с помощью чего производились погрузочно-разгрузочные работы? Для подъема груза массой 600 тн даже сейчас требуется сверхдорогая передвижная техника (как минимум 2 автокрана навроде Liebherr грузоподъемностью 500 тн, которые выпускаются в штучных экземплярах). Естественно, такой техники в 19 столетии не было.
3. Как транспортировали колонну, на чем? Пишут, что на специально сделанной барже грузоподъемностью 1100 тн. Ладно, пусть будет так. Но такой махине часть пути пришлось все равно ехать посуху. Здесь, к сожалению, тоже не нашел данных. Для транспортировки такого груза необходимы были – средство для транспортировки с равномерным распределением массы на вращающиеся колеса или то, что использовалось вместо колес (болванки). Минимизация давления колес на грунт – ширина колес и упругий материал (резину тогда не изготавливали), дорога с твердым покрытием, мощная тягловая сила.
В целом можно предположить, что колонну просто перекатывали по заранее заготовленным круглым обтесанным бревнам, положенным на подготовленное основание. Однако стоит вопрос в тягловой силе и её количестве.