Дарк
Старожил
Вне Форума
Сообщений: 616
Россия
Пол:
|
Древние марийцы лишились самостоятельности и стали развиваться в системе раннефеодальной государственности других народов. Марийцев покоряли с юго-востока хазары, волго-камские булгары. Вместе с последними и другими приволжскими и приуральскими племенами они были покорены татаро-монгольскими завоевателями, и их земли вошли непосредственно в состав Золотой Орды, составляя там крайнюю северную периферию… А с запада надвигалась и теснила славянская военно-торгово-колонизационная экспансия. Но и в Хазарском каганате, и в Вожской Булгарии, и в составе Золотой Орды, затем Казанского ханства сохранялся марийский этнос, в то время как ближайшие его соседи-родственники - меря, мурома, мещера, чудь заволочская, да и западные группы древнемарийских племен, оказавшиеся с IX века в зоне интенсивной славянской колонизации, исчезли с лица Земли.
Ранее весьма многочисленные, занимавшие значительную территорию, древние марийцы сокращались численно и сжимались, теснимые с востока тюрками, с запада славянами, а частично ассимилировались ими.
Можно полагать, что марийцы в составе Золотой Орды имели возможность пользоваться некоторой полусвободой, своеобразной “автономией”. Золотоордынское «иго» ограничивалось в основном сбором дани руками местной феодализирующейся родоплеменной верхушки. Это было обусловлено не только удаленностью марийских земель от центральных районов Золотой Орды, но прежде всего географическими условиями лесной зоны, не пригодной не только для постоянного проживания кочевников, но даже для размещения каких-либо более или менее постоянных крупных воинских контингентов. Для удобства сбора дани и выполнения других повинностей край был разделен на даруги и беляки, а население стало делиться на десятки и сотни. Так появились новые социальные категории - тарханы, десятники, сотники, т.е. зачатки феодального класса, способные в более благоприятных условиях стать консолидирующей силой в создании собственной государственности.
Представители местной феодализирующейся знати, кроме сбора дани (ясака), обязаны были участвовать в грабительских военных походах золотоордынских правителей. Так, например, в войске Мамая во время Куликовской битвы упоминаются и «черемисы». Из летописи Ветлужского края известно также, что в 1394 году “узбеки” (имеются в виду посланцы хана Узбека) на Ветлуге собирали пригодных к военной службе черемис в ханское войско.
Параллельно этому тоже в течение длительного исторического периода происходило вовлечение западных групп марийцев в зону русского влияния и владычества. Еще во времена Киевской Руси начался этот процесс. В «Слове о погибели Русской земли» сообщалось: «Буртаси, черемиси, вяда и мордва бортничаху на князя великого Володимера...» (т.е. поставляли дань медом). Великий Новгород осуществлял свой натиск на северо-восток, при этом в зону его господства попали и марийские земли в верховьях Ветлуги и Вятки.
Продвижение русских на восток и северо-восток продолжалось и в период феодальной раздробленности Руси, и в период господства Золотой Орды. Костромское, Галичское, Нижегородское княжества включали в свой состав и земли, населенные марийцами. Особенно интенсивным было внедрение русского населения в междуречье Унжи и Ветлуги и в Поветлужье, населенное до этого, судя по археологическим материалам, марийскими племенами.
Известны летописные свидетельства о распространении власти Галичского княжества на ветлужских марийцев и присоединении Ветлужского черемисского княжества (“кугузства”) во главе с “кугузом” (кугуза - старший мужчина в роду, старейшина, аналогично этому образовалось и слово кугижа, т.е. “большой хозяин”, государь, царь) и что галичские князья в свое войско привлекали «чудь и луговую черемису». История этого “черемисского княжества” интересна в связи с тем, что она возникла на территории, равно удаленной как от русских княжеств, так и татарских владений, на землях, где власть тех и других была номинальной и лишь эпизодической, куда по-настоящему “не доходили руки” как тех, так и этих завоевателей. Это показывает, что внутренние этно-социальные силы марийского народа созрели для создания собственной национальной государственности с чёткой этнической идентификацией, но он не мог реалиэовать эту возможность из-за внешних условий. Марийские “кугузы” Ходжа-Яралтем, Кай, Бай-Борода (Ош Пандаш) в течение длительного времени лавировали между русскими и татарами. “Ветлужский черемисский князь” Кельдебек в начале XV века в союзе с казанцами и вятскими правителями боролся против проводников московской политики на Северной Двине, в Великом Устюге, успешно соперничая с Галичем и Костромой. Но к середине XV века княжество было ослаблено засухой, моровой язвой, эпидемией чумы, внутренними распрями, предательством части родо-племенной верхушки, принявшей христианство. Со стороны Вятской земли шло продвижение русского населения вниз по реке Вятке. Как и везде в таком случае, сочетались мирные крестьянские переселения в районы с редким местным населением и военно-грабительские походы вооруженных отрядов. Ими были захвачены марийские укрепленные пункты Кокшаров (предположительно на месте нынешнего города Котельнича) и Кукарка (современный город Советск Кировской области).
Как и на Волге и Суре, на Вятке коренное марийское и удмуртское население становилось объектом военно-политического соперничества Руси и Золотой Орды. Сохранились многочисленные известия о взаимных опустошительных военных походах русских и татар, от которых в первую очередь терпело большой урон местное коренное население, находившееся между двумя крупными феодальными государствами, как между жерновами.
К началу XVI века завершился длительный процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства на Руси было в то же время началом его превращения в многонациональное государство с имперскими тенденциями. Объединяясь и набирая силы, Московская Русь стала проводить активную внешнюю политику на востоке. В процессе объединения русских княжеств и “земель” вокруг Москвы в состав формировавшегося Русского государства вошли и некоторые марийские земли. Конкретно в данном случае речь идет о тех территориях, которые до этого уже входили в Галичское, Костромское, Нижегородское княжества, в Вятскую землю.
Большая часть марийской территории, входившая в состав Золотой Орды, при ее распаде в середине XV века оказалась в подчинении Казанского ханства. При этом западная граница этого государства четко фиксировалась по Суре и Ветлуге, а на севере, как и во времена Золотой Орды, она была неопределенной.
Показательно, что Казанский летописец отмечает, что ”худые болгары и черемиса” радостно восприняли образование сильной территориальной власти, способной защитить их от “воевания руского” и беспрерывных военных опустошений со стороны русских ушкуйников и различных бесконтрольных татарских отрядов. В административно-фискальном, военном и религиозном отношениях Казанское ханство для марийцев было прямой преемницей Золотой Орды. Если в зоне русского проникновения уже тогда христианизация занимала важное место в политике, то в Казанском ханстве, как и в Золотой Орде, а до этого в Булгарском царстве, была полная веротерпимость, мусульманская культура мирно уживалась с язычеством финно-угров.
На длительный период установились отношения военного соперничества и противостояния за господство в Восточной Европе между двумя крупными феодальными государствами: Великим княжеством Московским и Казанским ханством. За 100 лет (с середины XV до середины XVI века) казанцы совершили более 30 походов на русские земли, столько же - русские войска на казанские земли. Эти разорительные походы проходили по марийским и чувашским землям, производя большие опустошения. При неудачном исходе вылазки на русские земли и города вооруженные отряды казанских ханов на обратном пути грабили марийские и чувашские деревни, чтобы не возвращаться домой с пустыми руками. Со своей стороны русские войска поступали так же. Они все территории восточнее Суры и Ветлуги считали неприятельскими и обходились с ними соответствующим образом. К тому же в ханских отрядах участвовали и марийские воины, обязанные нести военную службу. Поэтому московские войска, совершая походы на «Казанскую землю», не делали никаких различий в том, кого грабили и разоряли: татар, чувашей или черемис.
Вот характерное свидетельство летописи за 1467 год: «Тоя же осени князь великий Иван послал на черемису князя Семена Романовича, а с ним многих детей боарских дома своего; и совокупившиеся, вси поидоша из Галича на Николин день, декабря 6, и поидоша лесы без пути, а зима была велми студена... Тоя же зимы, генваря 6, на крещение Господне, рать великого князя прииде в землю Черемисскую и много зла учиниша земли той: люди изсекоша, а иных в полон поведоша, а иных изожгоша; а кони их и всякую животину, чего нелзе с собою имати, то все изсекоша; а что было живота их, то все взяша; и повоеваша всю землю ту, и досталь пожгоша, а за один день до Казани не доходили, и возвратившеся приидоша к великому князю вси поздорову”.
В 1487 году после успешного военного похода на Казань Московский великий князь Иван III установил протекторат над Казанским ханством. Такое состояние продолжалось до 1521 года, и за это время военные столкновения были немногочисленными. Это не могло не сказаться и на развитии экономики, торговых связей. «Казанская история», рассказывая о событиях 1508 года, говорит о ярмарке на Арском поле: «Много же народу збирающеся черемисы на праздники тыя с рухлом своим из далних улусов и торговаху з градскими людми, продающе и купующе, и меняюще...»
В 1521 году московский ставленник Шах-Али был изгнан из Казани и власть захватил выходец из Крыма, прямой турецкий ставленник Сахиб-Гирей. Через три года он официально объявил Казанское ханство «юртом» турецкого султана, то есть признал его протекторат. Резкое противостояние Москвы и Казани возобновилось, принося новые и новые беды подвластному населению.
Непрерывные войны разоряли оба государства. Особенно от этих разорительных походов и взаимных опустошений страдали районы марийско-чувашского Поволжья, оказавшиеся, как между молотом и наковальней. Поэтому население этих районов кровно было заинтересовано в том, чтобы военному противостоянию Москвы и Казани был положен конец.
В сложившихся условиях у значительной части народа выработалось мироощущение, означавшее осознание того, что марийцы не могли освободиться от гнета татарских феодалов, избавиться от нависшей опасности как русской, так и возможной крымско-турецкой экспансии, бесчисленных военных опустошений и грабежей и создать свое независимое национальное государство. Это объяснялось не только их малочисленностью. Марийцы не имели своего политического центра и социальной силы, вокруг которых могли бы объединиться. Класс феодалов у них не сформировался, только шел процесс феодализации родо-племенной верхушки. И среди нее не было единства по отношению к Казанскому ханству. Часть ее представителей, в первую очередь среди горных мари, на берегах Волги, на территориях, близких к русским землям, ориентировалась на Москву, другая же часть, особенно в тех районах, которые находились близко от Казани, активно поддерживала ханскую власть. Тогда не могло быть и речи о создании национального феодального государства в Марийском крае, который находился на стыке двух крупных, сильных феодальных государств Восточной Европы. Следовательно, вопрос стоял только так: или оставаться в составе Казанского ханства, или войти в состав Русского государства.
|