Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Условия развития культуры в ХХ веке (Прочитано 2019 раз)
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Условия развития культуры в ХХ веке
31.08.2010 :: 11:38:28
 
Моему городу Лениногорску – 50 лет, что сущий пустяк по сравнению с тысячелетием Казани или Елабуги, но для анализа динамики культурного развития и такого возраста вполне достаточно.
Посёлок Новая Письмянка стал городом Лениногорском во времена нефтяной лихорадки, когда на юго-восток Татарстана поехали десятки тысяч человек. Город состоял из множества бараков, где вода и удобства были на улице, но зато здесь платили неплохие деньги, и было снабжение товарами в то время, когда в колхозах были трудодни, и больше ничего.
Теория этногенеза гласит, что народ, попав на новое место жительства, старается сохранить свой прежний уклад жизни. Это полностью подтвердилось: вокруг новых городов стали появляться огромные площади огородов, а в пригородах и даже в сараях в центре города содержалось множество домашней живности. Можно написать огромную эпопею о том, как наши люди совмещали работу в промышленности и личном хозяйстве, используя рабочий транспорт для перевозки навоза, сена, картофеля, топая после работы и в выходные дни на поливку и прополку грядок. Копали и чистили пруды, тянули водопроводы к огородам – всего не перечислить.
Но горожане – плохие крестьяне: они отрезаны от земли асфальтом, и каждое последующее поколение ковыряется на грядках всё неохотнее, что приводит к нарушению преемственности.
Теория также гласит, что люди в чуждой для них природно-климатической среде теряют ощущение гармонии с природой и относятся к ней варварски, вырывая у неё всё по максимуму и не думая о последствиях. Прокладка просек бульдозерами, постоянные разливы нефти, добыча нефти варварскими методами ради большого дебета, загрязнение рек, засоление родников, бессчётное число факелов для сжигания попутного газа – вот такие были у нас обычные трудовые будни. Соответственно, в самом городе были вытоптанные газоны, покрытые слоем окурков, фантиков, битого стекла, а Аллея нефтяников красовалась вечно разбитыми фонарями.
А где же, спросите вы, сама культура? А культура любого народа неразрывно связана с его бытовым укладом и мироощущением и сохраняется благодаря преемственности поколений. Теперь сравните цифры статистики: если при царях в деревнях жило 90% всех жителей России, то к 80-м годам ХХ века горожан стало 85%, причём 70% всех граждан СССР жили именно в малых городах, которые быстро размножались: то там завод появится, то там нефть добывать начнут… Налицо факт резкой миграции со сменой статуса граждан.
Ко всем проблемам переезда людей на новые места приплюсуйте неизбежное смешение разных национальностей, когда диаспора того или иного народа на новом месте мала, и его представители не могут жить в обособленном анклаве и работают в интернациональных коллективах. В своё время в Лениногорск для добычи нефти съехались люди разных национальностей: русские, татары, мордва, украинцы, марийцы, кавказцы-нефтяники, евреи и даже немцы – вот и представьте себе, какая нация сложилась сейчас в нашем регионе...
Приплюсуйте также разрушение религии, жёсткую борьбу с инакомыслием и цензуру, которыми увлекалась Советская власть – и тогда у вас сложится довольно точное понимание того, что представлял из себя «советский человек» в культурном плане. Ничего нет удивительного в том, что 30 лет назад детишки этого многонационального народа знали наизусть текст песни «Мурка» безо всяких книжек и Интернета; соответственно, в 90-е годы «блатные» песни стали неотъемлимой частью его музыкальной культуры, и даже «застолбили» себе отдельную радиоволну.
Также будет понятно, почему у нас на всех центральных площадях возвышаются серые мрачные идолы на гранитных постаментах. Которые, кстати, наши современники убирать никак не хотят даже в ХХI веке, и лениногорцы также яростно отстаивают свой памятник Ильичу. Ну, привыкли мы, что над нами обязательно что-то должно тёмное возвышаться, нам пока как-то комфортнее ощущать себя ничтожными букашками рядом с гранитными постаментами…
Первые жители Лениногорска во время застолий пели советские песни, которые их заставили выучить ещё в колхозных клубах, но, надо признать, предпочтение отдавали песням на сельскую тематику, в основном – на слова М.Исаковского. И была даже пара песен ещё царских времён. (Кто ж не знает «Шумел камыш»!) Драка у молодёжи считалась обычным делом после выпивки, а уж свадьба без драки не представлялась вообще: что в малом Лениногорске, что в «русской» Самаре – миллионном городе!
При таких условиях национальные культуры без особой поддержки и финансирования обречены на вымирание: балалайка считается символом России, а я за всю жизнь видел только одного лениногорца, который играл на ней «просто так», и сохранилась ещё балалайка отца моего тестя. Татарина с кураем я видел только на картинках, да и многие ли знают, что это такое – курай?
Взамен «традиционным» музыкальным инструментам пришли интернациональные гитары, гармони и баяны, и продержались они до самой Перестройки, благо в СССР развлекательных шоу было немного, а переносные магнитофоны были не у всех и ненадёжные. А потом CD-плееры напрочь убили необходимость пытаться самому извлекать музыку из музыкальных инструментов («и гитару давно позабыли на лестнице. И ей не хочется петь.») и помнить тексты песен. Те, кто был рождён при СССР, на застольях ещё смогут вспомнить пару песен, а новые поколения петь будут только на конкурсах художественной самодеятельности, и сразу же забывать эти песни.
Точно так же телевизор убил потребность устраивать пляски и хороводы, да и не годятся городские дворы и квартиры для таких мероприятий. Тут нужен простор: поляны или большие сцены.
По счастью, были и факты, благоприятные для культурного развития нашего населения. Например, в Лениногорск приехал жить народный художник ТАССР М.Х.Хаертдинов, который основал здесь Детскую художественную школу (ДХШ). Её ученики работают с акварелью, маслом, делают графические работы, занимаются декоративно-прикладным творчеством. Раньше занимались и резьбой: шкатулки нашей работы бывали на выставке в Ленинграде. Есть у нас и своя музыкальная школа, так что наши дети всегда получали хотя бы минимум знаний о мировой культуре. И для меня ДХШ стала своего рода отдушиной.
Есть у нас и своя музыкальная школа, оркестр которой 27.01.2010г. стал Лауреатом 3-й степени в конкурсе городов Татарстана.
Но сколько бы не построили таких школ и сколько бы не создали фолклёрных ансамблей – все эти административные мероприятия не спасут культуру народа, если только он САМ не разбудит в себе некое духовное начало. Ясно одно: новая культура будет иметь отпечатки разных культур, и она должна быть терпимой.
Сейчас выросло уже второе поколение горожан, для которых Лениногорск стал родиной. Постепенно растёт понимание того, что «нам здесь жить». После Перестройки началась борьба за экологию, и выяснилось, что, оказывается, можно добывать нефть без факелов и без засоления речек, и план при этом выполнять. Всё в наших руках; для нас самые страшные враги – это мы сами. Нефтяников заставили украшать родники и убирать за собой мусор; в ОАО «Татнефть» реализовано множество экологических проектов.
Напрашивается продолжение: «Соответственно, в самом городе…» А что изменилось в самом Лениногорске? Изменилось всё! Были созданы прогулочные аллеи с многочисленными фонарями, которые стоят неразбитые и даже горят! Тротуарная плитка покрывает всё больше и больше улиц. На дома ставят крыши из цветного профнастила. В центре города жилые дома обшиты керамогранитом, сделаны набережные вокруг наших водоёмов. Дети перестали бросать камни во всё живое – в водоёмах прижились водяные крысы, и пасутся утки-нырки. Количество мусора в городе резко уменьшилось, хотя идёт и строительство, и ремонт домов.
Невольно делаешь вывод: оказывается, поддержание города в чистоте и порядке происходит только одновременно с жёсткой борьбой за экологию. А повышение элементарного уровня культуры населения происходит только одновременно с благоустройством города. Теоретически эти три работы можно делать независимо друг от друга, но жизнь не дала мне такого примера. Никакие советские плакаты и пропаганда не смогли добиться сравнимого результата ни в экологии, ни в чистоте, какой был достигнут в случае, когда руководство республики и нефтяного объединения проявило личную заинтересованность, и были выделены финансовые и материальные ресурсы!
Вы, конечно же, представляете себе, какие миллионы нужны на керамогранит, профнастил и тротуарную плитку. Оформление «образцово-показательного» родника в 8км. от Бугульмы обошлось в 5млрд. «необрезанных» рублей 1997г. Вот и весь секрет достижения успеха. Но, право же, лучше пожертвовать миллион, если твой народ от этого станет хоть чуточку чище, и на газоне станет одним окурком меньше!
Всё всегда упирается в деньги. Артисты, музыканты, писатели, художники, архитекторы не пашут и не сеют, а кушать тоже хотят. Не корми их – и тогда ваша культура не поднимется выше уровня наскальной живописи. Современная страна всегда должна планировать большие затраты на своё культурное развитие, чтобы её население жило в духовно развитой среде.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать