Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 28 29 30 31 
Печать
Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна" (Прочитано 5059 раз)
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #580 - 15.11.2024 :: 19:56:53
 
На очереди - появление варягов на тер.будущей Руси по ПВЛ.
Цитаты из ПВЛ требуются, или обойдёмся?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #581 - 16.11.2024 :: 16:41:01
 
Давайте смотреть ПВЛ.

Цитата:
22. Вилькин облагает данью конунга Хертнида
Когда конунг Вилькин правил этим государством некоторое время, то снарядил он свою армию, выехал с несчётным множеством рыцарей и других воинов в Пулиналанд22 и имел там много великих сражений. Там вышел против него конунг Хертнид, который в то время правил Руциландом23, большой частью Гриккланда и Унгераланда, и он и его брат, Хирдир, подчинили себе почти весь Аустррики. Они провели много великих сражений. Конунг Вилькин всегда одерживал победу над руцинаманнами24, и он опустошил весь Пулиналанд, и он опустошил там все великие страны до самого моря, и после этого он повёл своё войско вверх в Руциланд и завоевал там много больших городов, Смаленцкью и Пальтескью. Прежде чем остановиться, он поехал в Хольмгард, что был столицей над городами конунга Хертнида. Там была великая битва, пока Хертнид не обратился в бегство. Там погиб его брат, Хирдир, и большое войско руциманнов, а много людей пленили и держали для выкупа, и там конунг Вилькин захватил так много золота, серебра и различных сокровищ, что никогда прежде не одерживал он такой победы, с тех пор как воевал впервые.

Некоторое время спустя конунги помирились на том условии, [b]что конунг Хертнид сам будет владеть своим государством, но станет платить дань конунгу Вилькину
со всей своей земли. На этом войско вилькинаманнов остановилось в Руциланде, и конунг Вилькин вернулся домой в Вилькиналанд.


Цитата:
"В лѣто 6367. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ."(ПВЛ)

Интерперетируем.
Прибыли вилькиноманны(варяги) в Руциналанд и заставили платить себе дань.
Прибыли с моря. Т.е. с Балтики.
Есть тут аналогия?
Безо всякого сомнения.


По Полоцку.
Цитата:
"Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке,"(ПВЛ)

"Рогволод владел Полоцкой землёй, и держал её, и княжил в ней. ...
Этот Рогволод пришел из заморья и владел Полоцком…"(ПВЛ,Сузд. Лавр.)

Т.е.варяг(вилькинаманн) Рогволод прибыл "из заморья" в Полоцкую землю и завладел ей.

Итак, что мы наблюдаем - вилькинаманны(варяги) владеют тер.Руциланда, притом именно о территориях Северной Руси речь, и получают там дань.
Что полностью соответствует сюжету саги.
ЧТД.


Кстати, дань из северной Руси варягам(вилькинаманнам) выплачивалась довольно долговременно
Цитата:
"Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава."(ПВЛ)

Почти триста лет.
Видимо поэтому(что не рядовой эпизод) сведения об этой самой дани и нашли отражение в эпосе и летописи.


Также можно отметить и сходные географические маркеры.
Упоминание Гриккланда(часть которого захватил ранее конунг руциманнов Хертнид), наводит на аналогию с известным текстом из ПВЛ о пути из Варяг в Греки.
Цитата:
"тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское."(ПВЛ)

Т.е. в саге и ПВЛ мы наблюдаем употребление и расстановку аналогичных хоронимов(Варяги\Вилькиналанд-Греки\Гриккланд) как-бы по одной схеме(из Вилькиналанда через Руциланд в Гриккланд), что может свидетельствовать о заимствованиях и об общих географических ориентирах.
Наверх
« Последняя редакция: 16.11.2024 :: 22:31:40 от Mukaffa »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #582 - 16.11.2024 :: 17:15:13
 
Вернёмся к предыдущей главе(21).

Цитата:
"Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ, русь, аглянѣ, галичанѣ, волохове, римлянѣ, нѣмци, корлязи, венедици, фряговѣ и прочии, присѣдять от запада къ полуденью и съсѣдятся съ племенем Хамовомъ."(ПВЛ)


Есть перечень этнонимов.
Что за народ подразумевается под названием "варязи"\"варяги"?
Явно этот народ обитает на Балтике, т.к. "Варяжское море"(Балтийское) названо именно по данному имени.
Смотрим.
Исключаются все скандинавы.
Русь также.
Остаётся южная Балтика.
Отсюда логически вытекает, что этот народ("варязи") вполне может отождествиться с вилькинаманнами. Даже по созвучию вполне близко, в сравнении со всеми остальными например.

Почему автором ПВЛ этот перечень был оформлен именно так, мы не знаем.
Но вполне можно допустить что он использовал некое общее название вендов(пусть уже и видоизменённое вост.славянами), которое фигурировало в вендском эпосе, т.е. это условные "вилькинаманны" со своим эпонимом(условным) - Вилькин.

Вот, пожалуйста, ещё, довольно весомый аргумент в отождествелении вилькинаманнов, варягов и вендов.

Да, и само название "Варяжское море" также говорит о гегемонии Варягов, т.е. вилькинаманнов, на этом море.
Что будет полностью соответствовать тексту саги о Вилькине.
Собственно в широком смысле - Вилькиналанд это всё западное побережье Балтики.
Цитата:
"Силой и войнами он завладел страной, которая называлась Вилькиналанд, а теперь она называется Свитьод и Гаутланд, и всем царством шведского конунга, Сканей, Сьяландом, Ютландом, Виндландом и всеми государствами, что прилегали к ним."

Поэтому и неудивительно, что море было названо "Варяжским", т.е. Винкильноманнским.
Наверх
« Последняя редакция: 17.11.2024 :: 00:16:30 от Mukaffa »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #583 - 17.11.2024 :: 12:27:26
 
Илиас и Вальдимар.

Цитата:
"Немного спустя конунг Хертнид поставил своего сына правителем в Греции, а звали его Илиасом, и сделал его ярлом. ...
Тогда дал он звание конунга Вальдимару, своему сыну, и поставил его конунгом над всем Руциландом, Пулиналандом и всей восточной частью своего государства.

Немного позднее конунг Хертнид скончался, исполненный славы, и его сыновья правили этим государством долгое время."


Отметим, что ранее говорилось, что Хертнид владел не всем Гриккландом, а только его частью("большой" - видимо обычное преувеличение подвигов).
Значит Илиас был ярлом части "Греции".
Что могло быть обозначено как "Греция" в регионе по контексту обсуждаемого? Это вполне могли быть Крым и Тамань. Ибо Херсонес это тер.Византии аж до 13 века, а в Тамани проживало немалое количество греков и она периодически также попадала под византийское влияние.
Отсюда вполне резонно следует предположение, что прототип владения Илиаса это историческая Тмутаракань на Тамани. Она вполне может быть обозначена как часть Гриккланда.

Теперь Вальдимар без особых натяжек может идентифицироваться как образ князя Владимира Святославича.
Также явно прослеживается связь между именами сыновей Хертнида и эпическими героями руских былин - киевским князем Владимиром Красно Солнышко и  богатырём Ильёй Муромцем.

Отсюда напрашивается вывод - образы Илиаса и Вальдимара были позаимствованы с тер.Руси в Европу(вначале в вендский эпос), а не наоборот.

Имя богатыря - Илья, возможно имеет финскую этимологию(фин. ilma — «воздух, небо, погода», божество ветра и воздуха) как и само предание о кн.Владимире и Илье Муромце изначально финские(финского Поволжья) корни, но позднее переработанное под Киевский цикл.
Наверх
« Последняя редакция: 17.11.2024 :: 13:13:21 от Mukaffa »  
Livepodvodnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1044
Хабаровск
Пол: male

ХГТУ
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #584 - 17.11.2024 :: 16:13:58
 
Спасибо что начали писать в таком формате
Я на неделе продолжу дальше
Если не читали Азбелева про Орнит и ТидрекСагу, то рекомендую ознакомиться. Т.к. я буду обращаться к его мнению
https://bibliotekar.ru/3-1-86-ustnaya-istoriya/9.htm
И про Илью тоже
https://bibliotekar.ru/3-1-86-ustnaya-istoriya/10.htm
Наверх
« Последняя редакция: 18.11.2024 :: 12:17:20 от Livepodvodnik »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #585 - 17.11.2024 :: 17:21:41
 
Гертнит\Хертнид

Цитата:
"Там вышел против него конунг Хертнид, который в то время правил Руциландом, большой частью Гриккланда и Унгераланда, и он и его брат, Хирдир, подчинили себе почти весь Аустррики. ...

Это соглашение было скреплено между конунгом Хертнидом и конунгом Нордианом. Теперь конунг Хертнид подчинил себе весь Вилькиналанд,.."


Тут возникает трудность в отождествлении Гертнита с каким-либо историческим персонажем, т.к. крупных походов с тер.Руси на запад не зафиксировано, кроме взятия и разгрома карелой шведской Сигтуны в 12 в.

Однако, известия о столкновениях условных руциманнов и вилькинаманнов можно обнаружить в другой части Балтики - на западе.
Это междоусобные войны между самими вендами. Прототипом руциманнов здесь вполне логично могут быть обозначены рутены Рюгена.
При такой интерперетации событий на роль эпического конунга Гертнита находится и претендент. Это Грин, имя отца рюгенского князя Крута, и видимо также династийное имя одной из рюгинских княжеских семей.
Цитата:
"25. О КРУТЕ

После смерти Готшалка, мужа доброго и почитателя бога, княжество его перешло по праву наследования к сыну его Бутую. Те, которые убили его отца, боясь, чтобы сын не стал когда-нибудь мстителем за смерть его, подстрекали народ к восстанию, говоря: «Не он должен господствовать над нами, но Крут, сын Грина."
(Гельмольд.Славянская хроника)
Прим. 319. Крут (Cruto) — князь, происходивший из племени ран и правивший Бодрицким государством и 1066 — 1093 гг.


Имя Грин - не имеет германской и славянской этимологии. Но зато вполне может соответствовать кельтской(напр. Крина, румын.женское имя).
Т.е. можно предположить, что основатель этой рюгенской династии имел кельстское происхождение, и это имя стало династийным у потомков. Отсюда следует вывод и о древности династии. Ну например это был один из 15 сыновей князя Само(VII век), галло-римлянина по происхождению. А может и ещё древнее, от венетов Птолемея.))

Что получается по возможному вендскому эпическому сюжету.
Князь рутенов Рюгена Грин(основатель дин.) воюет с континентальными вендами и одерживает победу, тем самым закрепляя право своей династии на власть у некоторых контитнент.вендов.
Вполне естественно полагать, что будет отражено как в эпосе рюгинцев, так и в остальных вендских сказаниях.
Значит сюжет о войне рутенов Рюгена(руциманнов саги) и допустим вильцев(вилькинаманнов саги) наверняка имел место в общем вендском эпосе.
Отсюда вывод: саксы, восприняв славянский условный Эпос о вилькинах, переделали рутенов Грина в рутенов Вост.Европы. Тем самым объединив два разных предания в разных географических регионах(вендский и восточноевропейский) в одну сюжетную линию.
Рюгенский(вендский) Гертнит(Грин)  стал править в ВЕ, а восточноевропейские персонажи - Вальдимар и Илиас становятся его сыновьями.

Осантрикс же, старший сын Гертнита, по всей видимости имеет своим прототипом какого-то вендского князя, возможно тоже с Рюгена.
Притом что именно он и правит Вилькиналандом.
Цитата:
"Вот конунг Хертнид стал немощен и стар. Тогда он поставил правителем своего сына, Осантрикса, и дал ему всё государство вилькинаманнов и звание конунга, и этим государством правил Осантрикс долгую жизнь."
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #586 - 17.11.2024 :: 17:28:12
 
Livepodvodnik писал(а) 17.11.2024 :: 16:13:58:
Спасибо что начали писать в таком формате
Я на неделе продолжу дальше
Если не читали Азбелева про Орнит и ТидрекСагу, то рекомендую ознакомиться. Т.к. я буду обращаться к его мнению
[url].  https://bibliotekar.ru/3-1-86-ustnaya-istoriya/9.htm  [/url]
И про Илью тоже
[url]. https://bibliotekar.ru/3-1-86-ustnaya-istoriya/10.htm  [/url]

Добро.
У меня не было готовой версии, как и говорил ранее.
Но в ходе обсуждения она стала вырисовываться.
Поэтому уже гораздо полнее могу излагать свою позицию.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #587 - 18.11.2024 :: 18:00:40
 
Аттила из Фрисланда

Выскажу довольно "еретический" вариант, насколько он будет жизнеспособен посмотрим.

Возможно что одним из проторипов Аттилы из Фрисланда, в какой-то мере, послужил славянский правитель Само из одноимённого(условно) государства в Центр.Европе. Это перв.половина VII века.

Цитата:
"IV. 48. В год 40-й царствования Хлотаря (в 623/624 г. – М.Ж.) человек по имени Само, по рождению франк, из округа Сансского, увлёк с собой многих купцов (и) отправился торговать к славянам, прозываемым винидами. ..
Когда виниды пошли походом против гуннов, купец Само о котором я рассказал выше, отправился с ними в поход; и там столь большая доблесть проявилась в нём против гуннов, что было удивительно, и огромное множество их было уничтожено мечом винидов. Узнав доблесть Само,
виниды избрали его над собой королём; там он и царствовал благополучно 30 и 5 лет
. Во многие битвы вступали против гуннов виниды в его царствование; благодаря его совету и доблести виниды всегда одерживалинад гуннами верх. Было у Само 12 жён из рода славян; от них он имел 22 сына и 15 дочерей."
(Хроника Фредегара)

Округ Санс это Шампань, т.е. соседняя с Фландрией область.
Скорее всего Само был галло-римлянином по происхождению, потому-что к франкам он испытывал, судя по его действиям, неприязнь.
Государство Само, судя по источникам, располагаось где-то в районе Среднего Подунавья.

Какие аналогии.
Само успешно воюет с "гуннами"\аварами, захватывая часть их территории.
Союзником Само становится герцог  Радульф.

Цитата:
"IV. 77. Герцог Радульф, сын Хамара, которого Дагоберт поставил герцогом в Тюрингии, много раз сражался с войском винидов и, победив, обратил их в бегство. Возгордившись этим и проявляя но разным поводам
враждебность к герцогу Адальгизелу, он уже начал тогда мало-помалу
восставать против Сигиберта. ...
Радульф, герцог Тюрингии, задумал со всей силой восстать против Сигиберта, (и) по
приказу Сигиберта все левды Австразии были в силу банна призваны выступать в поход. ...
Договорившись с Радульфом, Сигиберт и его войско вернулись восвояси.] Весьма возгордившись, Радульф стал считать себя в Тюрингии королём. Утвердив дружбу с винидами, он также другие народы, жившие по соседству, связал с собой отношениями дружбы. На словах он всё
же не отвергал власти Сигиберта, но на деле решительно противился его господству."
(Хроника Фредегара)


Т.е. сюжетный "Герцог Родольв" вполне будет соответствовать историческому герцогу Тюрингии  Радульфу.
Цитата:
"Он был в дружине герцогом над рыцарями конунга Аттилы. Его звали Родольвом. ...

Однажды, когда конунг Аттила был дома в Сусе, предстал перед ним герцог Родольв и молвил:
— Государь, я хочу просить вас об одной просьбе, чтобы вы дали мне три сотни рыцарей для одной поездки .."


Вот такое совпадение.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #588 - 18.11.2024 :: 23:40:21
 
Такая мысль: возможно, что прототипами былинных Ильи Муромца и Владимира Красно Солнышко были персонажи(и реальные истор.лица) из эпоса Культуры рязанско-окских могильников(КРОМ).

Собственно идеальный вариант, даже сам удивился.

Цитата:
Культу́ра рязано-окских могильников (КРОМ) — археологическая культура II—VII веков н. э., древности которой известны главным образом по погребальным памятникам (грунтовым могильникам). Наиболее выразительные из них расположены в среднем течении Оки. Население, оставившее эти памятники, считается близким финно-уграм Поволжья, однако с заметным влиянием культуры балтов Верхнего Поочья, а также с элементами кочевнических традиций. ...

Рязано-окские племена, по всей видимости, представляли собой финноязычное население; материалы могильников находят хорошее соответствие в этнографии поволжских финно-угров, в особенности мордвы. ..
На культуру заметное влияние оказывало восточнобалтское население Верхней Оки — мощинская культура, позднедьяковская культура..
В культуре рязано-окцев прослеживаются также интенсивные импульсы с юга — позднесарматское, затем черняховское влияние. ..

В гуннское время отмечено два ярких «пика» инноваций в воинском снаряжении (первый — на рубеже IV и V веков, второй — в середине V века). При этом в могильниках прослеживается горизонт погребений людей, убитых в результате боевых действий — возможно, имело место вторжение в Поочье инокультурных групп (в том числе носителей центральноевропейских традиций), которые, однако, были достаточно быстро ассимилированы.
(вики)

Цитата:
С конца IV века — активное участие в событиях Великого переселения народов, выделение воинской элиты, освоение территорий на севере (верховья реки Пра) и на востоке (низовья реки Мокша) основного ареала распространения культуры. Знакомство с центральноевропейскими культурными традициями.
С начала VI века — унификация культуры, формирование «ядра» и центра власти на территории современного Шиловского района Рязанской области. Некоторое сокращение числа инокультурных контактов.
В третьей четверти VII века происходит катастрофическое исчезновение КРОМ с большей части правобережья Оки, Тереховское городище гибнет в результате штурма. Единая культура распадается на слабо связанные группы населения.

В VIII—XI веках остатки рязано-окского населения продолжают использовать могильники Курман (до X в.), Шокша (минимум до XI в.), Шагара V (в VIII—XI вв.); заново заселяется Тереховское городище. К середине XI века — ассимиляция финно-угорского населения славянами. По мнению В. Н. Шитова, имел место частичный отток на Нижнюю Оку, где формировалась культура муромы, и в Окско-Сурское междуречье, районы расселения древней мордвы.
(вики)


Что просматривается в предполагаемом эпосе КРОМ.
В столицу на среднем Поочье прибывает богатырь с тер.Муромы, с именем типа Ильяй, и становится дружинником князя.
То, что Мурома была в торговых и союзнических отношениях с КРОМ может свидетельствовать общий удобный торговый речной путь по Оке и тот факт(по археологии), что часть населения КРОМ после распада мигрировала в земли Муромы, т.е. к дружественному племени.

Далее, у Муромы, столица эпоса переносится в Куйабу, упоминаемый у арабов как один из центров русов. Это Х в.
Цитата:
"И русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара."(Ибн Хаукаль)
"И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках, что в стороне булгар, русов и Куйабы."
"От Булгара до Куйабы – около 20 переходов."(Ал-Истахри)

20 караванных переходов от Булгара это как-раз земли муромы или мери.

И позднее в XI в., с распространением христианства и оформлением границ державы Рюриковичей, поволжская Куйаба(которой уже и не существовало) трансформируется в Киев, финский Ильияй превращается в Илью, а образ князя Красно Солнышко  переходит на Владимира Святославича.

Да, возможно что это был изначально эпос Муромы, а не КРОМ.
Т.е. прославление своего муромского героя-богатыря, и его эпические подвиги и приключения.
Наверх
« Последняя редакция: 19.11.2024 :: 15:25:00 от Mukaffa »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #589 - 19.11.2024 :: 21:46:11
 
Livepodvodnik писал(а) 25.10.2024 :: 18:24:17:
эта сага наверно называется "Ортнит"

Сдаётся , что там Каспий. ...
Но почему у Ортнита Ломбардия? ... должно быть что-то созвучное.
Ладога?
Или Прибалтика.

Отождествление Веселовским образов Ортнита и Волхва это правильный путь.
И тут получается, что мы опять выходим на условную Тмутаракань, т.е. Гриккланд с Илиасом.
Наверх
« Последняя редакция: 20.11.2024 :: 11:34:50 от Mukaffa »  
Livepodvodnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1044
Хабаровск
Пол: male

ХГТУ
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #590 - 20.11.2024 :: 12:02:43
 
Mukaffa писал(а) 19.11.2024 :: 21:46:11:
Livepodvodnik писал(а) 25.10.2024 :: 18:24:17:
эта сага наверно называется "Ортнит"

Сдаётся , что там Каспий. ...
Но почему у Ортнита Ломбардия? ... должно быть что-то созвучное.
Ладога?
Или Прибалтика.

Отождествление Веселовским образов Ортнита и Волхва это правильный путь.
И тут получается, что мы опять выходим на условную Тмутаракань, т.е. Гриккланд с Илиасом.

лангобарды, согласно их преданий,  раньше назывались "винилы" и после переселения из Сканзы воевали с вандалами
есть мнение что это  лангобарды мифизировали своё происхождение
https://norroen.info/articles/ilaidj/urnordisk01.html

я пока не могу обстоятельно продолжать излагать свою версию

Но пришел к мнению - существовала легенда рубежа эр, о переселении из Скандинавии на юг Балтики какого-то народа и продвижения его дальше на юго-восток.
Там наверно даже цикл каких-то преданий изначально был, но постепенно он  спрессовался в одно целое
Это предания было использовано для обоснования своего происхождения и готами, и лангобардами, и видивариями, и вильцами, и пруссами
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #591 - 20.11.2024 :: 13:36:07
 
Livepodvodnik писал(а) 20.11.2024 :: 12:02:43:
лангобарды, согласно их преданий,  раньше назывались "винилы" и после переселения из Сканзы воевали с вандалами
есть мнение что это  лангобарды мифизировали своё происхождение

Лангобардский след мы учитывали с самого начала, с которым вы кстати постоянно не соглашались.

Надо иметь ввиду, что лангобарды не осели в северной Германии, а продолжили двигаться в глубь Европы. Этим например они отличаются от Вилькина, создавшего Вилькиналанд.


Livepodvodnik писал(а) 20.11.2024 :: 12:02:43:
Но пришел к мнению - существовала легенда рубежа эр, о переселении из Скандинавии на юг Балтики какого-то народа и продвижения его дальше на юго-восток.
Там наверно даже цикл каких-то преданий изначально был, но постепенно он  спрессовался в одно целое
Это предания было использовано для обоснования своего происхождения и готами, и лангобардами, и видивариями, и вильцами, и пруссами
Примерно где-то так. О вандалах тоже не забывайте.
Притом что в вендском эпосе Вилькин вряд-ли пришёл на южную Балтику из Сканзы, а вот саксы вполне могли такое вставить в вендский сюжет. И у лангобардов естественно тоже что-то подобное могло быть, а саксы объединили те лангобардские эпизоды с Вилькиным, выстраивая одну сюжетную линию.

Наверх
« Последняя редакция: 20.11.2024 :: 14:09:40 от Mukaffa »  
Livepodvodnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1044
Хабаровск
Пол: male

ХГТУ
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #592 - 20.11.2024 :: 16:26:47
 
Mukaffa писал(а) 20.11.2024 :: 13:36:07:
Лангобардский след мы учитывали с самого начала, с которым вы кстати постоянно не соглашались.

Надо иметь ввиду, что лангобарды не осели в северной Германии, а продолжили двигаться в глубь Европы. Этим например они отличаются от Вилькина, создавшего Вилькиналанд.

Бертангаланд в ТидреСаге и есть  скорее всего ареал проживания лангобардов  в Саксонии до их миграции на юг
Цитата:
Надёжность лангобардской традиции

Рассказ о получении племенного имени, который привлёк наш интерес своими мифологическими деталями, неизбежно ставит вопрос, был ли он пережитком настоящей мифопоэтической традиции, уходящей корнями во времена до переселения, или поздним творением.

В XIX веке несколько авторов предложили альтернативные этимологии. Даже сам Павел (гл. 6) — пожалуй, по зову теологической корректности — позже даёт демифологизированную буквальную этимологию, которая могла быть заимствована у Исидора Севильского, который писал: «Лангобардов так часто звали из-за их развевающихся и никогда не бритых бород» (Etymologies IX, 2, 94).

Вильям Фулк в своём переводе и комментариях предлагает три различных этимологии в ссылке к главе 9 Павла Дьякона. Шмидт полагает, что bard или beard («борода») было изначальным именем племени и что lang было добавлено позже. Ходгкин предпочитает древневерхнегерманское barta («секира»), которая сохранена в английском halbert («алебарда»), тогда как Шмидт возводит имя к bord, что обозначало, по его представлению, длинные и низкие луга на реке Эльбе, где проживали лангобарды. Фулк подводит итог трём вариантам происхождения: «(1) длиннобородые люди, (2) люди, носящие длинные алебарды, (3) длинные береговые люди». Все, кроме предложенной Исидором буквальной этимологии, относятся к области фантазии и не проливают свет на предмет исследования.

Наш интерес в данный момент заключается не в происхождении лангобардов, но в мифологической связи с имянаречением. Однако, чтобы поместить мифологический рассказ в его контекст, полезно изучить свидетельства о племени, которые появляются в исторических источниках. Некоторые греческие и римские авторы писали, что лангобарды жили на территориях вдоль реки Эльбы. Страбон говорит, что они были частью более крупной свейской конфедерации между Рейном и Эльбой. Страбон также писал, что их вытеснили со своих родных земель на территорию на дальней стороне реки. Он добавил, что «это часто встречаемая черта всех народов в этой части мира, что они переселяются с лёгкостью, поскольку они не возделывают землю и даже не запасают пищу, но живут в маленьких хижинах, которые, по сути, есть временные постройки, и они живут по большей части, как кочевники, так что… они загружают свой скарб в повозки и со своими животными поворачивают туда, куда им кажется лучше».

Кажется, германские племена были подвижны по своей структуре и этот факт создаёт для археологов трудности в определении того или иного племени путём различения материальных культур с чётко определённых социальных и стилистических характеристик. Кристи обращается к работе Вегевитца в компактной группе захоронений в области долины Эльбы между рекой Oste на западе и рекой Jeetzel на востоке с центром на Bardengau. Раскопки, начавшиеся с конца XIX века, вскрыли большое количество трупосожжений, датируемых от VI века до н.э. до III в. н.э. Вегевитц обнаружил спад в находках 100–50 гг. до н.э., а затем начиная с 30 г. н.э. появление копий, мечей и щитов. Он рассматривал их как принадлежащих новоприбывшему племени, которое он соотнёс с лангобардами.

Оружие отражает военное сообщество, где использование копий бросалось в глаза. Кристи сообщает, что появление шпор указывает освоение верховой езды на лошадях, умение, редко в западногерманских племенах, но отмеченное среди лангобардов.

Этот же период отмечен увеличивающимся импортом римских товаров, которые ускорили растущую социальную стратификацию. Эта активизировавшаяся торговля отражена в находках импортированных товаров в могилах высшего класса. 

Цитата:
Барденгау — средневековое графство (гау) в Остфалии (герцогство Саксония). Главным городом графства был Бардовик

поэтому в Пряди о Хертниде и Остасии тз ТидрекСаге действие происходит в Бертангаланде  в близости от Вилькиналанда и эти две страны враждуют между собой как соседи, ходя к друг другу с войной
Цитата:
350. Поход Хертнида в государство конунга Исунга

В это время Бертангаландом правил конунг Исунг Сильный со своими сыновьями. Он был большим недругом конунга Хертнида, постоянно оказывал большую помощь конунгу Аттиле и причинил много зла вилькинаманнам. Конунг Хертнид очень хотел отомстить за то, что был убит конунг Осантрикс, его дядя по отцу, сперва конунгу Аттиле или конунгу Тидреку, а затем конунгу Исунгу, который был третьим главным зачинщиком убийства конунга Осантрикса.

Вот собирает конунг Хертнид великое войско и идёт с ним, пока не приходит в Бертангаланд, в государство конунга Исунга. Там сжигает он, убивает людей и берёт большую добычу. Конунг Исунг и его сыновья сидели в Бертангаборге и не знали, что сделал конунг Хертнид. Когда же конунг Хертнид захватил такую большую добычу и зашёл в Бертангаланде так далеко, как хотел, то вернулся домой, сохранив всех своих людей.

Цитата:
351. Военный поход конунга Исунга

Конунг Исунг и его сыновья узнали, что сделал конунг Хертнид из Вилькиналанда, бывший их самым главным недругом. Они собрали со всего своего государства войско и отправились вслед за конунгом Хертнидом, желая отомстить....
Кто-то бежал к конунгу Хертниду и рассказал ему, [b]что в его государство явился конунг Исунг из Бертангаланда
со своими сыновьями и с ним заодно Теттлейв Датский и Фасольд Гордый, и всего у них пять тысяч воинов, и ни один отряд не выстоит перед ними, и ни один витязь не осмелится дожидаться их.

От этих известий конунг Хертнид очень разгневался и разослал по всей своей стране приказ, чтобы все воины вилькинаманнов собрались вместе и защитили свою землю. Эти новости всем казались ужасными, чтобы биться против столь великих витязей, которые ныне явились в Вилькиналанд.
[/b]


а в Орните, история уже переносится в Ломбардию вслед за изменением места жительства лангобардов,
т.е. Орнит  - это уже более поздняя редакция изначальной истории про плямянника Осантрикса и Илиаса
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #593 - 20.11.2024 :: 16:59:13
 
Livepodvodnik писал(а) 20.11.2024 :: 16:26:47:
Бертангаланд в ТидреСаге и есть  скорее всего ареал проживания лангобардов  в Саксонии до их миграции на юг

Не скажу насчёт Бертангаланда, но нет спора, что лангобарды останавливались в Германии и какое-то время там жили.
Разговор о том, что они всё-равно мигрировали дальше, пока не осели в Италии.
А Вилькин, он как пришёл со своими людьми в регион северной Германии, так там и остался. И страна соответственно называлась. Так-что лангобарды под вилькинаманнов никак не катят.
Созвучие прежнего имени понятно, но этого мало.
Уже говорил, вандалы гораздо больше подходят например, тем более что вендов "вандалами" в Европе и называли.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #594 - 20.11.2024 :: 17:03:31
 
Livepodvodnik писал(а) 20.11.2024 :: 16:26:47:
а в Орните, история уже переносится в Ломбардию вслед за изменением места жительства лангобардов,

"Ломбардия" это уже переработанные текст пришедший от вендов.
Орнит - это изначально восточноевропейский сюжет.


Livepodvodnik писал(а) 20.11.2024 :: 16:26:47:
т.е. Орнит  - это уже более поздняя редакция изначальной истории про плямянника Осантрикса и Илиаса

Это европейский вариант заимствованного сказания.
Притом, что как признают исследователи, в Европе ничего похожего не обнаружено.
Наверх
 
Livepodvodnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1044
Хабаровск
Пол: male

ХГТУ
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #595 - 20.11.2024 :: 18:28:19
 
Mukaffa писал(а) 20.11.2024 :: 16:59:13:
Livepodvodnik писал(а) 20.11.2024 :: 16:26:47:
Бертангаланд в ТидреСаге и есть  скорее всего ареал проживания лангобардов  в Саксонии до их миграции на юг

Не скажу насчёт Бертангаланда, но нет спора, что лангобарды останавливались в Германии и какое-то время там жили.
Разговор о том, что они всё-равно мигрировали дальше, пока не осели в Италии.
А Вилькин, он как пришёл со своими людьми в регион северной Германии, так там и остался. И страна соответственно называлась. Так-что лангобарды под вилькинаманнов никак не катят.
Созвучие прежнего имени понятно, но этого мало.
Уже говорил, вандалы гораздо больше подходят например, тем более что вендов "вандалами" в Европе и называли.


я не говорю, что под вилькиманнами лангобардов подразумевают
это скорее они, лангобарды, себе присвоили легенду происхождения от  древнего предания о Вилькине (или он тогда по другому именовался, но созвучно)

интересное нашел
Цитата:
Барденгау — средневековое графство (гау) в Остфалии (герцогство Саксония). Главным городом графства был Бардовик; другие важные города — Люнебург и Олденстадт (сегодня Ильцен).

С X века городом владели члены семьи Биллунгов. Через их наследников, Вельфов, Барденгау в конечном итоге стал частью княжества Брауншвейг-Люнебург.

читаем про Вельфов
Цитата:
Первая династия Вельфов, также известная как Старшие Вельфы (нем. Die älteren Welfen), была франкского происхождения. По семейной легенде происхождение рода возводилось к Эдекону, гуннскому или скифскому вождю (по другой версии, королю скиров) во времена Аттилы (ок. 450 года), отцу Одоакра.

помните про скиров?
они тоже свой путь начали с Балтики
я цитировал про них раньше
может этот Эдик и есть Осантрикс из Саги?
Цитата:
Другая версия о происхождении Эдики выводит его вождём скиров и участником сражения на Болии 469 года, в ходе который скиры были побеждены остготами, а сам Эдика погиб.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #596 - 20.11.2024 :: 18:48:08
 
Livepodvodnik писал(а) 20.11.2024 :: 18:28:19:
интересное нашел
Цитата:
Барденгау — средневековое графство (гау) в Остфалии (герцогство Саксония). Главным городом графства был Бардовик; другие важные города — Люнебург и Олденстадт (сегодня Ильцен).

С X века городом владели члены семьи Биллунгов. Через их наследников, Вельфов, Барденгау в конечном итоге стал частью княжества Брауншвейг-Люнебург.

Кстати, Люнебург и область на левобережье Эльбы были тер.полабских славян.
Древане было их название.


Нашёл вот такую фразу в сети, но насколько она верна не знаю.
Цитата:
Люнебург/ Lüneburg в Нижней Саксонии ранее назывался Глин (на полабском — Glein, на нижнее-лужицком Glain).
Наверх
« Последняя редакция: 20.11.2024 :: 18:59:17 от Mukaffa »  
Livepodvodnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1044
Хабаровск
Пол: male

ХГТУ
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #597 - 20.11.2024 :: 18:50:45
 
Mukaffa писал(а) 18.11.2024 :: 23:40:21:
Такая мысль: возможно, что прототипами былинных Ильи Муромца и Владимира Красно Солнышко были персонажи(и реальные истор.лица) из эпоса Культуры рязанско-окских могильников(КРОМ).

или возможно это был эпос носителей могильников Кремаций на Средней Оке
https://www.academia.edu/17526329/%D0%A1%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%...
Цитата:
Самым ранним из открытых могильников, вероятно, является ранний могильник (1) Соколовой Пустыни. Многочисленные находки из погребений позволяют датировать его V в. (или, если быть осторожнее, интервалом V–VII вв.)

Цитата:
Курганы с кремациями Щуровского могильника моложе: радиоуглеродные даты указывают на интервал от второй половины VI до VII в.

Цитата:
Из вывода о преемственности между этими памятниками как
будто бы следует еще один вывод – даже в конце I тыс. н.э. на Средней Оке могло существовать автохтонное население, ведущее свое происхождение с эпохи переселения или даже раннего железного века.

Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13822
Пол: male
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #598 - 20.11.2024 :: 19:05:29
 
Livepodvodnik писал(а) 20.11.2024 :: 18:50:45:
или возможно это был эпос носителей могильников Кремаций на Средней Оке

С чего вдруг? Это племя ничего из себя не представляло. Лапотники какие-то.
Их с КРОМ никак нельзя сравнивать. Земля и небо как говорится.
Наверх
 
Livepodvodnik
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1044
Хабаровск
Пол: male

ХГТУ
Re: Исторические корни "Саги о Тидреке из Берна"
Ответ #599 - 20.11.2024 :: 21:38:57
 
Mukaffa писал(а) 20.11.2024 :: 19:05:29:
Livepodvodnik писал(а) 20.11.2024 :: 18:50:45:
или возможно это был эпос носителей могильников Кремаций на Средней Оке

С чего вдруг? Это племя ничего из себя не представляло. Лапотники какие-то.
Их с КРОМ никак нельзя сравнивать. Земля и небо как говорится.

Не судите по погребальному обряду
Там звенья франкских кольчуг нашли, салтовские пуговицы
И этот при том что перед погребением останки очищали от вещей и углей
Не лапотники это были
Просто обряд такой, безвещевой
КРОМ - это милитари. Но они войну 7- го века кому-то же проиграли
Наверх
 
Страниц: 1 ... 28 29 30 31 
Печать