Еще интересен могильник в Крыму Чатыр-Даг
по нему есть диспут
но самая мейнстримная версия - могильник образован выходцами из Скандинавии и примкнувшим к ним выходцами из Южной Балтики в конце 3 века - 1-ой половине 4 века (не готами!)
Цитата:О.В. ШАРОВ O.V. SHAROV
МОГИЛЬНИК ЧАТЫР-ДАГ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД - СТАРЫЕ ИДЕИ CHATYR-DAG BURIAL GROUND: A NEW LOOK - OLD IDEAS
Некрополь Чатыр-Даг находится в центральной части Южного Крыма, на юго-восточном склоне горы Чатыр-Даг, в 8 км к северу от Алушты (рис. 1,12). Горнокрымской экспедицией КФ ИА НАНУ и Славяно-Сарматской экспедицией Государственного Эрмитажа было открыто и исследовано в течение 1980-1996, 2001-2002 гг. 55 могил, содержащих останки кремированных умерших.
Исследования могильника выявили на территории некрополя два участка: «Северный» и «Южный», между которыми было пространство, не занятое захоронениями [Мыц, Лысенко, Щукин, Шаров, 20061, рис. 1].
Среди погребений можно выделить немногочисленную группу погребений с оружием, которые были открыты на обоих участках могильника.
Авторами был тщательно проанализирован погребальный инвентарь всех комплексов, рассмотрены различные версии появления нового населения, основавшего могильник, где все погребения совершены по обряду кремации. Авторы монографии рассмотрели как наиболее убедительную версию, выдвинутую ранее М.М. Казанским в ряде работ. М. Казанский [Kazanski, 1991, p. 496; Казанский, 2006, c. 30-32] отметил, что подобное сочетание признаков - каменный ящик, урна с сожженным прахом, оружие, топоры-мотыги и серпы - наблюдается в Европе лишь на берегах фьордов южной Норвегии [Мыц и др., 2006, с. 193].
Цитата:Таким образом, получилась несколько иная ситуация: пик функционирования могильника сдвинулся с эпохи тетрархов, как было отмечено в монографии 2006 года [Мыц и др, 2006, с. 190-194] на эпоху позднего Константина Великого - Констанция II (ок. 330-360 гг. н.э.), т.е с фазы С2 на фазу С3 европейской хронологической шкалы.
Все эти комплексы имеют в своем обряде и инвентаре отчетливые скандинавско-прибалтийские связи. При этом на некрополе «Северный» присутствует ранняя группа погребений аллохтонов с вельбаркской лепной керамикой, комплекс с ранним пшеворским копьем фазы С1а, с прибалтийскими вайнагами, с прибалтийской фибулой, которые все можно отнести еще к периодам С1-С2 (170/180-320/330 гг. н.э.). Именно эта группа, по моему мнению, основала могильник еще на рубеже II/III вв. н.э., а уже потом, спустя 100-130 лет, появились новые переселенцы, которые начали хоронить своих соплеменников в каменных ящиках с оружием в эпоху позднего Константина Великого - Констанция II.
Цитата:Все приведенные выше выводы были повторены в большой развернутой статье Б. Контны, вышедшей в 2013 году (Kontny, 2013): «Мы имеем дело со многими культурными особенностями, показывающими связи с балтскими племенами, пшеворской культурой и Скандинавией, но охватывающими также соседнюю черняховскую культуру, местные крымские элементы и далее на востоке - восточную Понтийскую зону» [Kontny, 2013, р.208]. Как можно видеть, практически все выводы данного автора о происхождении и связях населения, оставившего могильник Чатыр-Даг, были уже ранее сделаны мной в целом ряде статей [Шаров, 2010; Шаров, 2013]. Также у Б. Контны были приведены «более точные» определения типов мечей и копий, которые повторили выводы, сделанные мной выше3. Часть аналогий
к типам копий, серпов и мечей, встреченных в комплексах могильника Чатыр-Даг, крайне неточна и неубедительна [Kontny, 2013, Fig. 1-3, 5]. Автор часто для подбора аналогий опирается лишь на 1-2 признака сходства, опуская остальные признаки того или иного типа. Это привело его к заведомым ошибкам4.
К достоинствам работы польского исследователя можно отнести то, что в статье был приведен ряд новых, ранее не использованных аналогий, связанных, главным образом, с территорией Литвы и Самбии. «Смешение разнокультурных элементов указывает на существование линии межкультурных связей, соединявшей Понтийскую зону со Скандинавией через круг готских памятников, но также и через круг западнобалтских древностей и пшеворскую культуру» [Kontny, 2013, p. 207-208, 212]. Также автор пытается объяснить появление того или иного типа вооружения синтезом разных культурных традиций, что заслуживает несомненного внимания5. «Феномен Чатыр-Дага» во многом объясняет теория «снежного кома», которую Б. Контны привлек для объяснения разнокультурности мигрантов. Согласно его гипотезе, начальная группа переселенцев-воинов увеличивалась но мере продвижения вперёд. Если это движение началось в Скандинавии, нетрудно понять, откуда взялись черты балтской и пшеворской культуры. Такая полиэтничная группа, оказавшаяся вдали от родины и не имевшая крепкого культурного фона, легко менялась, формируя новую эклектичную модель» [Kontny, 2013, p. 208, 212].
Цитата:Таким образом, можно подвести некоторый итог данному обзору работ, вышедших после издания всех материалов могильника Чатыр-Даг. В том, что могильник заложен германцами, сомнений ни у кого нет, кроме И.Н. Храпунова. Остались насущными вопросы происхождения этих германцев, их этнической атрибуции и принадлежности к той или иной культуре. Также спорными остались вопросы времени основания могильника и хронологии отдельных типов погребального инвентаря, но это уже вопросы будущих исследований.
Цитата:т.е. возможно "Поход Вилькина против Гернита" - это не переселение вельбарцев-готов в Ойум, а приход иной северной группировки в ареал Черняховской АК
тогда выстраивается такая логическая цепь:
этот поход вошел в эпическое предание восточных германцев (ТидрекСага), ранних славян и народов Балтики (ВилькинСага и Деяние Данов)
одними из претендентов на участников похода являются Скиры
М.М.Казанский
Древности постгуннского времени
на юге Восточной Европы и ангискиры Цитата:В I в. скиры известны
как народ Южной или Юго-Восточной Прибалтики, проживающий,
по Плинию Старшему, где-то на полуострове Энингия по соседству
с венедами и хиррами/гиррами (Plin. NH. IV. 13. 96–97)12
.
Затем скиры появляются в так называемом Веронском списке
варварских народов (Laterculus Veronensis), датированнoм началом
IV в. (предположительно 303–314 гг.)13. в этом перечне пограничные
варварские народы, выделяющиеся быстрым демографическим ростом (quae pullulaverunt), а стало быть, опасные для империи, перечисленны с запада на восток и делятся на три географические группы:
«британско-среднедунайскую» (от скоттов до квадов), «нижнедунайскую» (от тайфалов до венедов) и «закавказско-месопотамскую»
(от армян до персов). при этом скиры попадают в следующий ряд:
тайфалы (Taifruli) — гермундуры (Hermunduri) — вандалы (Uandali) —
сарматы (Sarmatae) — герулы (Heruli) — руги (Rugi) — скиры (Sciri) —
карпы (Carpi) — скифы (Scitae, Scythae) — снова тайфалы (Taifali) —
готы (Gothi) — венеды (Indii, Uindii).
Цитата:что же касается в целом перечисленной группы народов, среди которых упомянуты скиры, то историки узнают в них участников военных событий на Нижнем Дунае во второй половине III и начале
IV вв.1