Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Ранее неизвестные гидрологические исследования на Севере Урала П.К. Хмызникова (Прочитано 1360 раз)
навроцкий юрий
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 18
Ранее неизвестные гидрологические исследования на Севере Урала П.К. Хмызникова
12.02.2019 :: 23:11:11
 
Хмызников Павел Константинович родился 22 февраля 1896 года в городе Санкт-Петербург в семье детской писательницы Клавдии Лукашевич (Хмызниковой) и управляющего Петербургской конторой Алапаевских горных заводов надворного советника Константина Васильевича Хмызникова. По окончанию Морского корпуса, П. К. Хмызников 30 июля 1915 года был произведен в мичманы и получил назначение вахтенным начальником на крейсер «Россия». В 1917 году он подал рапорт о переводе на учебу в Офицерские классы подводного плавания, по окончании которого 5 марта 1918 года был назначен на должность минного офицера на подводную лодку «Волк». ПЛ «Волк» была спущена на воду 25 октября 1915 года, а 14 апреля 1916 года вступила в строй Балтийского флота. Лодка была имела по два трубных торпедных аппарата в носу и в корме и четыре наружных решетчатых торпедных аппарата на палубе конструкции Джевецкого с торпедами нового образца 45-15. Кроме того, на вооружении «Волка» стояли два орудия калибра 57 мм и пулемет. 17 мая (по новому стилю) 1916 года подлодка «Волк» под командованием старшего лейтенанта Ивана Мессера, стала самой результативной на Балтийском флоте всего за один день, уничтожив сразу три германских транспорта. Волков С. В. в мартирологе «Офицеры флота и морского ведомства» указывает, что П. К. Хмызников проходил службу на подводной лодке «Вепрь» (однотипной с лодкой «Волк» - проекта профессора И. Г. Бубнова - «Барс», строительство которых осуществлялось судостроительным акционерном обществом «Ноблесснер» на верфях Балтийского завода). Это может быть ошибкой или кратковременным эпизодом служебной карьеры подводника Хмызникова. Также весьма вероятно, что перевод Хмызникова в «подводники» произошел под влиянием командира крейсера «Россия» капитана 1-го ранга Подгурского Николая Константиновича (Люциановича), который являлся истинным подвижником подводного флота и выпусником учебного отряда подводного плавания по первому списку 1907 года, а с 4 мая 1915 года - назначенным командующим «под брейд-вымпелом Дивизией подводных лодок Балтийского моря». В марте-апреле 1918 году подводная лодка «Волк» участвовала в знаменитом Ледовом походе Гельсингфорса в Кронштадт, в ходе которого удалось спасти от наступавших немцев 236 судов Балтийского флота. На этот момент времени Хмызников являлся командиром ПЛ «Волк», приняв на себя командование судном 5 марта 1918 года взамен дезертировавшего командира. Переход был исключительно сложным, тем более для неприспособленных к плаванию во льдах подводных лодок. Хмызников в походе заболел тяжелой формой экземы, рецидивы которой случались у него в течение всей последующей жизни. 22 апреля 1918 года ПЛ «Волк» с другими судами Балтийского флота прибыла в Кронштадт и была включена в состав 1-го резервного дивизиона под командой военмора К. Л. Соболева, состоящего из лодок требующих длительного ремонта. 26 июля 1918 года Хмызников был уволен с военной службы по болезни, однако уже 11 августа 1918 года он прибыл в Архангельск и добровольцем поступил в распоряжение начальника службы связи Белого моря. Его назначают на должность минера подводной лодки «Святой Георгий» из состава флота, подчиняющегося Северному правительству Чайковского-Миллера. Легендарная подводная лодка «Святой Георгий» была заложена по заказу Морского ведомства России в октябре 1916 года фирмой «Фиат» на верфи в гавани Ла-Специи, расположенного на Лигурийском побережии Италии. Лодка была спущена на воду 8 апреля 1917 года, а 7 мая того же года вступила в строй. 18 июля 1917 года под командованием старшего лейтенанта Ризнича Ивана Ивановича «Святой Георгий» убыл из Генуи в Гибралтар и далее через Бискайский залив в порт Плимут, затем в Скапа-Флоу и вдоль Скандинавии. 1 сентября 1917 года «Святой Георгий» прибыл в Архангельск и ошвартовался у Соборной пристани. За время перехода не был потерян ни один член экипажа. Переход занял менее полутора месяца. За беспримерный переход из Лигурийского моря в Архангельск старший лейтенант Ризнич был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Владимира IV степени с мечами и бантом. 2 декабря 1918 года Хмызников получил должность флаг-офицера службы связи Белого моря, а в 1919 году переводится на флотилию Северного Ледовитого океана. 7 мая 1919 года ему было присвоено звание лейтенанта. В июле 1919 года он через Обдорск и Тобольск направляется в Омск, где его принимают на службу в Морское министерство правительства адмирала Колчака. Ни в Архангельске, ни в Сибири в боях с частями и подразделениями Красной армии он участия не принимал. После краха Восточного фронта, вместе с омскими министерскими чиновниками и несостоявшимся «Верховным правителем России» П. К. Хмызников в ноябре 1919 года эвакуировался в Иркутск, где в марте 1920 года сдался в плен представителям 90-й бригады 30-й стрелковой дивизии V Красной Армии. Принимал ли он участие в январских боях колчаковцев с партизанскими отрядами и рабочими дружинами за Иркутск - сведений не имеется, как и ничего не известно о роде его занятий в течении полугода, проведенного в Иркутске. Уже в апреле 1920 года он был приглашен в штат формирующейся гидрологической экcпедиции Ф. А. Матисена, которая должна была по заданию Восточно-Сибирского управления водного транспорта провести иccледование ycтья pеки Лeнa. 17 мая первая партия экспедиции выехал из Иркутска. Обозом гидрологи и техники добрались до ленского городка Качуга, дальше самосплавом и на немногих уцелевших в результате царившей на Лене разрухи пароходах до Якутска. Здесь экспедиции выделили вельбот с «Зари» и баржу «Внучка». Пароход «Лена» потащил их вниз вместе с рыбачьим караваном барж. 2 июля 1920 года промерная партия Хмызникова на вельботе приступила к обследованию самой западной ленской протоки - Быковской, а 9 июля отряд Матисена и комиссара В. Н. Колычева перебрался через перешеек (теперь он называется перешейком Колычева) из залива Неелова в бухту Тикси и с помощью тунгусов-оленеводов добрался до залива Сого. 15 июля, при участии бывшего рулевого парахода «Лена» А. Н. Величкина, экпедиционерами было открыто Согинское месторождение каменного угля, промышленно разрабатываемого с 1933 года. Партия Хмызникова до конца сезона проводила гидрографическое исследование самой западной ленской протоки - Быковской и осуществила первую инструментальную съемку заливов Сого и Булункан. Зимовали члены экспедиции на своей базе, в качестве которой использовалась баржа «Внучка», пришвартованная у острова Дашка. На следующий год экспедицию завершал Николай Иванович Евгенов, так как Ф. А. Матисен умер в декабре 1921 года от тифа, заразившись во время командировки во Владивосток. Были обследованы Туматская, Оленекская и Быковская протоки Лены, а 18 августа начались гидрологические исследования и промер бухты Тикси. И лишь в начале сентября 1921 года экспедиционный пароход «Сынок», сменивший «Лену», отправился из дельты Лены в Якутск. В 1922 году Хмызников перешел на работу в ГГУ (Главное Гидрографическое Управление), получив звание гидрографа. В 1923 году он участвовал в походе ледокольного парахода «Maлыгин» к Hoвой Зeмлe для cтpoитeльcтвa paдиocтaнции на мысе Maтoчкин Шap. Вернувшись из экспедиции, Хмызников в течении двух лет проходит обучение в Географическом институте в Ленинграде, и с 1926 года принимал постоянное участие в гидрографических экспедициях в Арктику. В 1926 году он возглавил Нижнеленский геоморфологический отряд Академии наук, пройдя с двумя помощниками по реке Лене и ее притокам две тысячи километров, выполнив 700 километров съемки. На следующий год он руководил Янским гидрологическим отрядом и, построив в Верхоянске катера и лодки, в середине августа двинулся вниз по реке Яне для описи и промеров глубин. Зимовал отряд в селе Казачьем. Весной П. К. Хмызников и капитан А. А. Кухарский с двумя каюрами совершили большую санную поездку на остров Котельный Новосибирского архипелага, попутно осуществив серию гидрологических наблюдений в проливах Дмитрия Лаптева, Этерикан и Санникова, а весной и летом 1927 года он продолжил изучение сложной в навигационном отношении дельты Яны. Осенью 1928 года отряд Хмызникова попытался на катере пройти морем на реку Лену, но из-за аварии у мыса Буор-Хая и потери большей части прдовольствия, членам экспедиции пришлось оставить катер и продолжать путь пешком. Лишь через несколько суток, совершенно обессилевшие экпедиционеры достигли устья реки Омолой, где встретили промысловиков, доставивших их в город Верхоянск. В 1930-1931 годах Хмызников принимал участие в экспедиции нa cyднe «Бeлyxa» по исследованию прибрежной зоны полуострова Taймыp и восточной части Карского моря. Два года подряд парусно-моторная шхуна Комсеверопути «Белуха» пыталась пробиться с запада в Якутию. В течение всего плавания П. К. Хмызников и капитан Бурке систематически проводили морскую съемку, выявившую большие погрешности карт, находящихся в распоряжении экспедиции. Высадив на остров Колосовых на зимовку семейство промышленников Колосовых, Хмызников определил астрономические координаты острова. По результатам многолетних исследований гидрологии и гидрографии бассейна реки Яны, обеспечивших регулярное судоходство в Янском бассейне, в 1935 году Хмызникову присудили ученую степень доктора географических наук. В том же году как авторитетнейшего арктического гидролога и гидрографа его избрали действительным членом Полярной комиссии АН СССР. И в том же 1935 году П. К. Хмызников становится начальником сектора навигационных характеристик Гидрографического управления, а позже - начальником гидрографического отряда. В 1936 году НКВД в Гидрографическом управлении Главсерморпути была раскрыта право-троцкистская конрреволюционная организация. Состав ведущих специалистов Гидрографического управления был арестован почти полностью во главе с начальником управления Павлом Владимировичем Орловским. Хмызников был арестован одним из последних 28 мая 1938 года. 23 декабря 1939 года решением ОСО при НКВД СССР П. В. Орловский и известный полярный гидрограф Н. И. Евгенов были осуждены к 8-ми годам лагерей. П. К. Хмызников был приговорен к 5-ти годам лагерей, остальные - к меньшим срокам заключения или к ссылке. В июне 1940 года Хмызников был доставлен в ИвдельЛаг НКВД СССР. Имеются сведения, что в Ивдельском ИТЛ с одобрения начальника Управления С. А. Тарасюка, П. К. Хмызников был включен в состав комиссии занимавшейся обследованием сплавных участков рек Сосьвы, Шегультана, Конды, Лозьвы, Северной Талицы, Вижая и Тохты. По итогам работы комиссии был составлен отчет с рекомендациями постройки на крутых поворотах рек и мелководьях вдоль берега «отбойников» (стенок из толстых бревен), которые в большую воду должны были предохранять сплавляемую древесину от заноса в лес. Кроме того, постройка «отбойников» предусматривала сужение русел рек и «отшивки» проток и стариц для поднятия уровня воды в реках и свободного прохода сплавляемой древесины через мелкие места и перекаты. Также комиссия наметила места для новых речных плотин, предназначенных для накопления значительных обьемов воды в горных участках их поймы, необходимых для регулирования водного баланса в период весеннего половодья и увеличения сроков сплавного периода (реки Северная Талица, Атюс и другие). На 1941 год Управлением Ивдельским ИТЛ планировались гидрологические исследования участка реки Лозьва в районе населенных пунктов Митяево-Понил, где предусматривалась организация лесозаготовительного ОЛПа, осуществляющего сплав заготовляемой древесины из Лозьвы в Тавду. Однако, после назначения С. А. Тарасюка на должность начальника особого строительства НКВД СССР (Богословского аллюминиевого завода в поселке Турьинские рудники) и приезда в Ивдель нового начальника ИТЛ И. И. Длгих, в январе 1941 года «неблагонадежный» специалист и бывший белый офицер П. К. Хмызников был определен в Карельский этап, а после начала Великой Отечественной войны в начале 1942 года - эвакуирован в город Кожва Коми АССР. В июле 1942 года он тяжело заболел, лечился в лагерной больнице, потом был возвращён в лагерь и снова отправлен на стационарное лечение.. Последнее письмо от него дочери было датировано 23 декабря 1942 года. В мае 1943 года истек срок заключения П. К. Хмызникова, однако он умер в лагерном лазарете города Кожва 13 июля 1943 года, не дожив до оформления документов на свое освобождение. Именем Хмызникова названа гора в Антарктиде, пролив в Карском море, а также его именем до 1939 года называлась бухта Безымянная (Попов С. В. Автографы на картах. Ларьков С. А. Челюскинская эпопея - историческая мифология и объективность истории. Архивные материалы общества «Мемориал». Материалы военно-исторических сайтов).
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать