upasaka писал(а) 04.09.2017 :: 18:50:35:Все приведенные данные и соображения позволяют утверждать, что население Малороссии всегда самоопределяло и самоопределяет себя русским и к украинству, которое является не нацией, а политической партией, взращенной в Австрии и служащей видам австрогерманской политики, относится явно отрицательно.
Опять же, как бы Упасака не пытался затроллить ветку о габсбургской Галиции его шовинистическим бредом, приправленным цитатами политиков-ксенофобов, почитаю своим долгом в очередной раз развенчать все его фальсификации.
1830-е гг.:
"Но обратимся на север. Общее, собственное название северян и южан есть
росс, а страны их, общей по свойству славянской географической этимологии,
Русь. Северяне называют себя прилагательным, производимым от
Русь (точно так, как и французы, и итальянцы прилагательными же, от Italia, Françe – Italiano, Français), русьскими, но пишется
русские, ибо последнее
-с- делает лишним
-ь-; южане, напротив, еще ближе и естественнее, не прилагательным, но матереименным (matronymicum) от
Русь (
русин),
русинами, т.е. сынами Руси. Однако же женский пол у южан слывет:
русска, как и у северян. Но, впрочем, все равно:
русин ли,
русак ли,
русский ли,
россиянин или коренное
росс ли.
Здесь нельзя не упомянуть о важном споре между южанами и северянами насчет их россизма (здесь подразумеваю мнение черни,
простолюдия). По мнению москвитян, например, тот только настоящий русский, кто умеет гаварить
па-настоящему, т.е.
па-русски, а это значит: по-северному. Но горе южанину; вы можете знать в совершенстве северное русское наречие или так называемый русский язык; можете даже почти совершенно подделаться под северный выговор; но горе вам, если вы спотыкнулись в малейшем оттенении в выговоре, – вам скажут:
«Вы верна из немцов?» или
«Вы верна нездешний?», и тогда, любезный мой южанин, называйся, как тебе заблагорассудится, – испанцем, пруссаком, халдейцем или тарапанцем, – все равно, все тебе поверят, и как ты ни вертись, ни божись, все ты не русский! Но ты скажешь, что ты малоросс – все равно, все ты не русский, ибо московскому простолюдину чуждо слово
росс; и будет ли этот росс велик или мал, для него все равно, только он убежден, что он не русский, а поляк, или хохол, или литва, или казак, или украинец, или что-либо похожее; словом, что он не свой. И в самом деле, можно ли человека почесть своим, который не носит красной или цветной рубашки, называет щи борщом и
не гаварит харашо, а
добре!
Правда, это мнение механическое, и посему происходящее от неведения, – есть, конечно, à la borodatch, не более; несмотря на это, оно вкрадывается очень, очень часто в круг безбородый. Но этого мало; как часто и те из числа безбородых, которые даже имеют претензию на ученость, на образованность или, по крайней мере, на основательность своего суждения, увлекаются мнением à la borodatch! Мне часто случалось быть свидетелем, как иному украинскому русаку прилагалось имя хохла в противоположность русскому слову; в украинцах иной мудрено ученый северянин по нелепому мнению видит какую-то смесь беглых малороссов, татар, поляков, литвы. Так, по крайней мере, характеризовали происхождение казаков иные, которые брались о них писать. Очень естественно, что иногда учено-историческое, нелепое мнение может дать неприятное направление народному ощущению в образованном сословии. Другое дело с русаками волынскими, подольскими, гродненскими, белостокскими и люблинскими в Царстве Польском. Эти южане в глазах москвитянина ни за какие деньги не омоются от ляхизма. Правда, большая часть южан, выходящая из линии черни, чтобы сблизиться с поляками, образовала свою фамилию à la Polonaise, напр.
Голембовский,
Серациньский,
Пржелазиньский и проч. (однако простой народ придерживается форм
Илья Бабин,
Гриць Иванов,
Гаврило Пушкарь,
Игнат Савенков). Итак, несмотря на то, что Пржелазиньский и по языку, и по происхождению, и по вероисповеданию чистый южный русак, но мой
Пржелазинский в Москве будет ни более, ни менее паном ляхом, тем вернее еще, если знает
мувиць по польску. Если же Пржелазиньский из числа русинов Люблинского воеводства, то уже и говорить нечего.
Но зато и южане, в свою очередь, не допускают северян участвовать в россизме; как ни называй себя он русским, все-таки он не
русин, а
москаль,
липован и
кацап. По мнению южан, настоящая Русь простирается только до тех пределов, до коих живут южане, а все прочее
московщина. В том же самом мнении и какой-либо карпато-росс, живущий на берегах Тисы; его Часослов или Минея киевской печати напоминают ему Русь, но не Москву, хотя и московская печать у него не редкость. Он принял русского гренадера, северного уроженца, за чеха, но только глуховский, или воронежский, или черниговский гренадер покажется ему настоящим русским; равномерно землянин Люблинского воеводства в Царстве Польском готов биться об заклад, что он чище русак, нежели ярославский и володимирский москаль. Нечего делать, ведь он справедлив, потому только, что он в этом убежден. Вот опять новое мнение à la oussatch, à la britaya golova. Из этого следует, что и бородач, и усач стóят один другого.
Впрочем, этот спор утешителен: обеим сторонам приносит равную честь; однако, несмотря на это, обе стороны не равно пользуются этою честью, ибо одна другую оглушает" (Венелин Ю.И. О споре между южанами и северянами насчет их россизма // Венелин Ю.И. Истоки Руси и славянства / Сост., предисл. и коммент. П.В. Тулаев / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. С. 791‒794).