upasaka писал(а) 09.11.2017 :: 17:01:21:Как известно, словенцы — народ, живущий на одном из многочисленных славянских рубежей-украин.
Данный факт мною давно отмечен, но Упасака этого даже заметил: «Имя
Краинцевъ
, которое приняла часть
Словенъ
, не есть племенное, а мѣстное, географическое и совершенно въ томъ же смыслѣ, въ которомъ и не одинъ Русинъ называетъ себя Украинцемъ. Иные производятъ слово это отъ край, т.е. страна, другие напротивъ, отъ крайній; Русь и Польша называли тѣ только области Украиною, которыми оканчивалось отечество со стороны иноплеменниковъ, Татаръ и Турковъ» (Венелин Ю.И. Историко-критические изыскания. Т. 2: Древние и нынешние словене в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам. М.: Унив. тип., 1841. С. 2).
upasaka писал(а) 09.11.2017 :: 17:11:56:К.Ф. Рылеев в набросках своей поэмы "Наливайко" (1824-1825) писал: "...Поляк, еврей и униат // Беспечно, буйственно пируют, // Все радостью оживлены; // Одни украинцы тоскуют...". Этот отрывок ("Весна") был впервые опубликован только в 1888 г. В 1834 г. молодой ученый-ботаник М.А. Максимович издал в Москве "Украинские народные песни", в комментариях к которым писал: "Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев". Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие "украинцы": по его мнению, так именовались потомки полян - казаки и жители Среднего Поднепровья. Максимович не считал "украинцев" особым этносом.
М.А. Максимович в 1827 г. издал «Малороссийские песни», и в предисловии к этому тексту он ни разу не использовал понятия «украинец» и «украинский». Второе издание песен выходит в свет в 1834 г. под названием «Украинские народные песни», но и здесь для автора наиболее частотным этнонимом по-прежнему остается «малороссиянин», который создал малороссийские, или украинские, или южнорусские песни, а наименование «украинец» не использовано ни разу. В этнографической статье М.А. Максимовича уже 1856 г. ни разу не встречается прилагательное «малороссийский», лишь однажды ‒ «южнорусский», а доминируют этноним «украинец» и определение «украинский», даже в тех разделах, где речь идет об обычаях и песнях. В то же время в сочинениях о языке или наречии Максимович употребляет прилагательное «малороссийский» и этноним «малорусы».
Известны и другие российские учёные, употреблявшие этноним "украинцы" в 1 пол. XIX в. Так, в предисловии сборника запорожских песен и дум, собранных И.И. Срезневским и изданных в 1833 г., встречается определение «запорожско-украинское» наречие и язык, а также этноним «украинцы». Это не единственный пример.