Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 53 54 55 56 57 ... 103
Печать
Аланская гипотеза. (Прочитано 359571 раз)
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1080 - 25.01.2019 :: 07:24:18
 
Roxsalan писал(а) 25.01.2019 :: 01:13:56:
как будто бы нет препятствий

Сколько раз уже говорилось о распространении во времени и пространстве?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1081 - 25.01.2019 :: 07:39:37
 
Roxsalan писал(а) 25.01.2019 :: 01:13:56:
И что что указывает? Чем вас это расстраивает?

Roxsalan писал(а) 25.01.2019 :: 01:13:56:
Почитав лингвистов я все больше склоняюсь к мысли что все эти выдуманные ими законы действуют только в их собственных головах, иначе бы не было столь заметного противостояния в разбираемых тут прочтениях.

Если это так (по вашему), то уже в который раз говорю - ну зачем комментировать вам?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1082 - 25.01.2019 :: 08:16:06
 
Roxsalan писал(а) 24.01.2019 :: 22:42:30:
Скорее издержки языкознания.

Там же по Масоре все. Можно получить что хочешь.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1083 - 25.01.2019 :: 08:18:32
 
Roxsalan писал(а) 25.01.2019 :: 01:13:56:
Индоиранскую гипотезу Трубачева критиковал не только Кулешов.

Покажите, работы лингвистов, которые критикуют.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1084 - 25.01.2019 :: 22:24:34
 
Roxsalan писал(а) 25.01.2019 :: 00:31:24:
То же самое касается и прочих, менее радикальных и более правдоподобных – не индоарийских, а иранских – вариантов этой гипотезы. Сопоставление руси с роксоланами – Ῥωξολανοί < ср.-иран. *rōxš-aryаn-,
где греч. Ῥωξ- передаёт ср.-иран. *rōxš ‘светлый, блестящий’24 из более раннего *rauxšna- < и.-е. *leuk-sn-o- ‘свет, сияние’ – наталкивается на отсутствие у предполагаемой деривации *rōxš / rūxs > русь надёжного словообразовательного контекста (неправдоподобно развитие слав. существительного из иран. прилагательного, встречающегося либо в сложных словах, либо в суффиксальных производных),
на отсутствие в источниках намёков на идентификацию исторической руси (эпохи сложения ранней русской государственности) как ‘светлой, блестящей’ и, наконец,
на отсутствие в славянских языках – в первую очередь, в древнерусском – пласта аланских лексических заимствований,
относившихся бы ко времени не позднее конца I тыс. н. э. и демонстрировавших бы осетинский фонетический процесс *š > s, без учёта которого соответствие ср.-иран. *š : др.-рус. с не может быть признано убедительным (ожидалось бы ш)."


Это бывает Смайл Русским фатально не везёт, чего не спросишь - ничего нет Смех

Олег величает себя «наша светлость», выступая в качестве верховного правителя русов, «великого князя» и «светлого князя», под рукой которого находятся другие «светлые князья» и «бояре», то есть целая вассально-иерархическая пирамида

в наших глухих деревнях Урала и Сибири слово "русь" до сих пор и обозначает "светлое, солнечное место".
- Что такое русь?
Не успела она и рта открыть, как хозяин Николай Васильевич, что молчком грелся на печи, возьми да и рявкни:
- Светлое место!

Чёрное – Чёрмное (Красное) – Русское море, красные корабли руссов, червлёные (красные) щиты воинов полка Игорева и красные же плащи русской знати.

словосочетание «святая Русь» в литературе впервые встречается у Максима Грека в середине XVI века, однако в письменных источниках и народной среде в том или ином виде (в том числе Небесная Русь, Христова Русь, Божья Русь, Царство Христово для Руси) это понятие было известно и раньше.

Русское слово «святой» своим происхождением связано со словом «светлый». Они восходят к славянскому и индоевропейскому прошлому; у разных народов слова с подобным корнем означают свет, мир, день, а также нечто белое, чистое, светящееся. Современный православный философ и искусствовед Валерий Лепахин отмечает, что в древнерусских былинах и духовных стихах «святая Русь» отождествляется с «белым светом» и «матерью-сырой-землей».

Жил да был Владимир-князь, Владимир Красно Солнышко.

-------------------------------------------------------------------------

На самом деле, вопрос в том "роксоланы" - чьё это слово, в чьём произношении.
Т.к. руги-рутены известны ещё с античности. И совершенно не обязательно "русь" пришла от алан к славянам, может быть и наоборот.

Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13417
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1085 - 25.01.2019 :: 22:30:34
 
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
Жил да был Владимир-князь, Владимир Красно Солнышко.

"Красно Солнышко" откуда эпитет может быть?
Варианты?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1086 - 25.01.2019 :: 22:35:18
 
Roxsalan писал(а) 25.01.2019 :: 01:13:56:
Почитав лингвистов я все больше склоняюсь к мысли что все эти выдуманные ими законы действуют только в их собственных головах, иначе бы не было столь заметного противостояния в разбираемых тут прочтениях.


Всё зависит от того, каких взглядов придерживается тот или иной лингвист  Круглые глаза

После долгих пыток, один знаток лингвистики сознался, что "варягов" можно вести и от "вариев", а не только от "клятвы" Смайл
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1087 - 25.01.2019 :: 23:02:54
 
Mukaffa писал(а) 25.01.2019 :: 22:30:34:
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
Жил да был Владимир-князь, Владимир Красно Солнышко.

"Красно Солнышко" откуда эпитет может быть?
Варианты?


Оттуда же, откуда и "русь". Одного поля ягоды.
"Русь" - это страна Солнца.

Вообще мифологема чрезвычайно популярная, в греческой мифологии:
Ээт - царь Колхиды, где хранится "золотое руно"
Полный эквивалент:
Князь Руси Владимир "Красное Солнышко" - имя говорящее.

Что касается конкретики:

У "царя русов", согласно ибн Фадлану, нет иных дел, как сочетаться с наложницами и пировать, он почти не покидает пиршественной залы, в то время, как собирает дань с покоренных и водит войско на врага некий "заместитель" - русское подобие бека, шада или тудуна. Это, странное на первый взгляд, описание настолько не укладывалось в схемы общественного устройства русов, выработанные историками, что его долго предпочитали попросту игнорировать. Между тем оно не только делает нам понятнее применимость для правителя русов титула каган, но и очень точно подтверждается таким сугубо русским источником, как былины. Вспомним, князь былинного Киева, Владимир Всеславич Красно Солнышко, практически нигде не изображен покидающим свою столицу или во главе войска. Он предстает перед нами почти исключительно на пиру. "Дани-выходы" за него собирают богатыри и даже задания им зачастую раздает не сам Владимир, а Илья Муромец, что особенно отмечено в былинах: "Не Владимир служобки наметыват, наметыват старый казак Илья Муромец". Он же и ведет богатырскую дружину на неприятеля. Когда же сам князь пытается вмешаться в дела обороны, то получает суровую отповедь Ильи: мол, у тебя, княже, есть княгиня Апраксея, ей и занимайся, "а до нас тебе дела нет".

Источник: https://www.perunica.ru/ozar/2827-kagany-drevnej-rusi.html

И с другой стороны:

http://pereformat.ru/2012/02/russky-knyaz/

Кий в летописи называется князем в роде своём, но не русским князем, ибо, на мой взгляд, совершенно очевидно, что «русский князь» – это титул, за которым, как и за всяким титулом имеется конкретное содержание.

В Повести временных лет по Лаврентьевскому списку о Кие говорится: «се Кии кнѧжаше в родѣ своем». И далее: «И по сихѣ братьи держати почаша родѣ ихѣ кнѧженье в Полѧхѣ».21 В Новгородской Первой летописи говорится о том, что «сѣдяше Кыи на горѣ, …и бѣ с родомъ своим… И сотвориша градокъ, во имя брата своего старѣишаго и наркоша имя Кыевъ… Поляне и до сего дне от них же суть кыянъ».22 Таким образом, Новгородская Первая летопись совершенно определенно представляет Кия как правителя полян: поляне называют центр своей этно-политической организации его именем, вся общность получает название по его имени – кыяне. Ну а летописные правители в древнерусской традиции назывались князьями! Совершенно неправомерно со стороны Мельниковой приписывать летописцу тот факт, что он называет Кия основателем столицы Древнерусского государства. Летописец называет Кия основателем Киева. А Киев, по прошествии немалого времени, уже князем Олегом (по летописи, также русским князем) был провозглашен «се буди мати градомъ рускими».

То есть каждый вождь - солнце, но не каждое солнце - Русь  Смайл Смайл
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1088 - 25.01.2019 :: 23:05:23
 
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 23:02:54:
Оттуда же, откуда и "русь". Одного поля ягоды.
"Русь" - это страна Солнца.


Вас подол обманули. Русь, это там где только русые. Лысые, рыжие и блондины-вырусь и нерусь.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1089 - 25.01.2019 :: 23:31:00
 
Evgen11 писал(а) 25.01.2019 :: 23:05:23:
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 23:02:54:
Оттуда же, откуда и "русь". Одного поля ягоды.
"Русь" - это страна Солнца.


Вас пардон обманули. Русь, это там где только русые. Лысые, рыжие и блондины-вырусь и нерусь.


Наоборот, рыжие - как раз в тему Смайл
Роксаланы - "светлые аланы", араб. ист.: греки именуют "рус" - что значит "красные".

А объясняется всё просто:
"Русы" - родовая община, управлялась князем, старейшиной рода.
"Славяне" - община территориальная, управлялась вече, старейшинами семей, в дальнейшем боярами.

Вот и назвалась земля "русской" когда появился князь.


Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13417
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1090 - 25.01.2019 :: 23:36:29
 
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 23:02:54:
То есть каждый вождь - солнце, но не каждое солнце - Русь

Не то.
В украинском есть такое выражение? языке?
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1091 - 25.01.2019 :: 23:43:25
 
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 23:31:00:
Наоборот, рыжие - как раз в тему
Роксаланы - "светлые аланы", араб. ист.: греки именуют "рус" - что значит "красные".


Не, не получится, только русые, все остальные нерусь. Плешивые, тоже нерусь.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1092 - 26.01.2019 :: 11:34:13
 
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
в наших глухих деревнях Урала и Сибири слово "русь" до сих пор и обозначает "светлое, солнечное место".

Русь ж. в знач. мир, белсвет. Совсем на руси, твер. навиду, на открытом месте, на юру. Все вывела на русь, распахнула душу, все высказала. http://slovardalja.net/word.php?wordid=36854

Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
Чёрное – Чёрмное (Красное) – Русское море, красные корабли руссов, червлёные (красные) щиты воинов полка Игорева и красные же плащи русской знати.

ruskei  красный  прил. http://sanakniigu.onego.ru/index.php?lan=kar
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1093 - 26.01.2019 :: 15:07:35
 
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
Русским фатально не везёт, чего не спросишь - ничего нет

Есть такое дело.

Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
Олег величает себя «наша светлость», выступая в качестве верховного правителя русов, «великого князя» и «светлого князя», под рукой которого находятся другие «светлые князья» и «бояре», то есть целая вассально-иерархическая пирамида

Никто не знает как величал себя Олег. Его договоры с греками вещь в себе, там не все так однозначно. "Светлый князь и светлые князья" вольный перевод летописцем греческих терминов о чем смотрите в у Малингуди. Греки не могли назвать в договорах Олега "светлым" князем, это не соответствовало его статусу. Нашей светлостью называл себя византийский император, так же так греки обращались к императору франков. До времен Петра этот термин применительно к знатным людям на Руси не использовался. Что впрочем не исключает что само понятие "Светлый" указывало на статус и могло быть заимствовано из иранского мира.

Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
На самом деле, вопрос в том "роксоланы" - чьё это слово, в чьём произношении.


Иранское.

Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
И совершенно не обязательно "русь" пришла от алан к славянам, может быть и наоборот.


У иранцев это слово и понятие существовало уже тогда когда славян и в природе не было.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1094 - 26.01.2019 :: 17:34:12
 
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
На самом деле, вопрос в том "роксоланы" - чьё это слово, в чьём произношении.

Вы же сами привели Кулешова:
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
Сопоставление руси с роксоланами – Ῥωξολανοί < ср.-иран. *rōxš-aryаn-,
где греч. Ῥωξ- передаёт ср.-иран. *rōxš ‘светлый, блестящий’24 из более раннего *rauxšna- < и.-е. *leuk-sn-o- ‘свет, сияние’ – наталкивается на отсутствие у предполагаемой деривации *rōxš / rūxs > русь надёжного словообразовательного контекста

Ну, и т.д.
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 22:24:34:
отсутствие в источниках намёков на идентификацию исторической руси (эпохи сложения ранней русской государственности) как ‘светлой, блестящей’ и, наконец,
на отсутствие в славянских языках – в первую очередь, в древнерусском – пласта аланских лексических заимствований, относившихся бы ко времени не позднее конца I тыс. н. э.

Из Ῥωξολανοί, из иранского, русь не получить, вот вывод Кулешова.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13417
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1095 - 26.01.2019 :: 18:19:32
 
upasaka писал(а) 26.01.2019 :: 17:34:12:
Из Ῥωξολανοί, из иранского, русь не получить, вот вывод Кулешова.

Зато из ругов элементарно - руги\руци\рузи\("ладожская")русь. Подмигивание
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1096 - 26.01.2019 :: 20:37:38
 
Mukaffa писал(а) 25.01.2019 :: 23:36:29:
Dedal писал(а) 25.01.2019 :: 23:02:54:
То есть каждый вождь - солнце, но не каждое солнце - Русь

Не то.
В украинском есть такое выражение? языке?


Специально не интересовался, всё что подвернулось:

автор "Слова" отождествляет с солнцами четырех русских князей - Игоря, Всеволода, Святослава, племянника Игоря , и сына Игоря Владимира

http://www.e-reading.club/chapter.php/1002305/31/Drevnie_bogi_slavyan.html

Именование Даж(д)ьбога Солнце-царём — буквальный перевод скифского имени Колоксай. После исследований Б. А. Рыбакова с большой долей вероятности можно также говорить о том, что упомянутая Геродотом пара Таргитай — Колоксай и пара Сварог — Дажьбог восходят к единому архаичному мифу

В украинских преданиях и сказках кузнец (Кузьма-Демьян или даже больше — Козьмодемьян, что, видимо, следует расценивать как прямое указание на единый прототип) выковывает первый плуг и запрягает Змея, который пропахивает гигантские борозды — Змиевы валы (древние укрепления в Среднем Поднепровье). Кузьма-Демьян, как хорошо известно сегодня, — имя Сварога под христианской «маской». Не исключено, что с мифом о герое-кузнеце связан и образ легендарного основателя Киева — Кия: его имя созвучно со словом «кый» — названием дубинки или кузнечного молота (ср. «ковать»).

Нет сомнений в том, что и Даж(д)ьбог — это Свет-Сварожич. Цицерон называет отцом лучезарного Аполлона бога Вулкана, т. е. Гефеста (Цицерон, 1997).
Восточнославянского Дажьбога, или же Даждьбога, сопоставляют с южнославянским Дабог ом(или Дайбогом) и чешским Dacbog. В эпическом «Слове о полку Игореве» его имя встречается дважды как притяжательное прилагательное, в обоих случаях относящееся к слову «внук»: «Тогда при Олз Гориславличи сяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука», «Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила двою на землю Трояню»…
«По поводу того, кто назван в С. „Дажьбожьим внуком“, существует несколько точек зрения… Наиболее удачной гипотезой является, вероятно, та, согласно которой „Дажьбожьим внуком“, т. е. потомком солнечного бога, назван в С. княж. род Рюриковичей, рус. князей. Эта гипотеза соответствует языч. представлениям. Как указывал еще Миллер, происхождение от божества всегда и всюду было привилегией царей, князей, аристократии, но отнюдь не всей нации. Наименование в С. потомком солнечного Д. именно княж. рода, князей находит подтверждение и в самом С.: оно построено на метафоре „князь-солнце“

В белорусском фольклоре (впрочем, сравнительно позднем) проводится параллель между «Божычем» и «светлым солнцем Дажбогом». Божыч выступает как сын Перуна и его жены Громовицы. Праздник Каляды рассматривается как рождество Божыча, пик борьбы подземного царя Карачуна и распорядителя морозов Зюзи с самим Перуном. Зюзя перевоплощается в медведя и, сопровождаемый метелями, гоняется за женой Перуна. Громовица прячется от преследователей и рождает Дажбога (Беларуская міфалогія, 2006, с. 131–132).

Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1097 - 26.01.2019 :: 20:53:31
 
Roxsalan писал(а) 26.01.2019 :: 15:07:35:
И совершенно не обязательно "русь" пришла от алан к славянам, может быть и наоборот.

У иранцев это слово и понятие существовало уже тогда когда славян и в природе не было.


Речь не о славянах как таковых, а о слове "рус".
А у этого слова история тоже длинная. И гуляло оно по свету достаточно далеко.
Поэтому сводить всё к тому, кто у кого позаимствовал - это не верно.

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1098 - 26.01.2019 :: 20:54:29
 
upasaka писал(а) 26.01.2019 :: 17:34:12:
Из Ῥωξολανοί, из иранского, русь не получить, вот вывод Кулешова.

вы таки лекцию его не слушали.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Аланская гипотеза.
Ответ #1099 - 26.01.2019 :: 21:01:03
 
Dedal писал(а) 26.01.2019 :: 20:53:31:
Речь не о славянах как таковых, а о слове "рус".
А у этого слова история тоже длинная. И гуляло оно по свету достаточно далеко.
Поэтому сводить всё к тому, кто у кого позаимствовал - это не верно.

да не гуляло оно нигде, это фантазии на заданную тему. есть четыре  фактора от которых никуда не деться: титул каган, который из тюркского, степного мира, есть княжеский пантеон руси в котором как минимум три божества имеют иранское происхождение, есть родовая тамга рюриковичей, которая также восходит к тюрко-иранскому миру и есть иранское слово ruxs/roxs в значении свет, светлые, блестящие, в контексте благородные. И которое как показал Кулешов  в своей лекции в аланской огласовке как и финское ruotsi безупречно дает русь. Ни одна другая  версия не сводит вместе все эти четыре фактора, сколько бы не тужились те, кто их предлагает.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 53 54 55 56 57 ... 103
Печать