Mukaffa писал(а) 25.01.2017 :: 15:13:38:Да спасибо, нашёл уже.
Но обрадовать вас нечем. Там тоже это единственный источник(Муджмал ат-таварих) о родстве Руса и Хазара. Видимо вы нафантазировали себе немного насчёт многих источников. Ну ничего, бывает.))
Ваше умение читать избирательно меня не удивляет. Смотрим Коновалову.
"Вышеупомянутое сообщение Мирхонда, действительно, восходит к кругу старейших известий рассказа, которые с наибольшей полнотой сохранились в другом, более раннем источнике – анонимном персо-язычном сочинении "Муджмал ат-таварих" (1126 г.).
Его автор проявлял повышенный интерес к этногенетическим легендам о восточноевропейских народах, что уже само по себе предполагало обращение к таким древнейшим источникам, как мифо-эпическая традиция.... Как видно, перед нами фольклорное предание, где главными действующими лицами являются культурные герои-эпонимы – Рус, Хазар, Славянин.
О древности источников, использованных составителем "Муджмал ат-таварих" для рассказа о народах Восточной Европы, свидетельствует и упоминание в одном контексте с русами героев иранской эпической традиции. Говоря об " острове русов ", автор "Муджмал ат-таварих" замечает: "Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф17 по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-Хосров18 его послал к хазарам и аланам"19. Этот "иранский" контекст рассказа об " острове русов " далеко не случаен, ибо наряду с другими источниками персоязычный аноним опирался на иранскую мифо-эпическую традицию....
Стоит отметить, что анонимный автор "Муджмал ат-таварих" был не единственным, кто упоминал о русах в связи с повествованием о событиях, имевших место задолго до IX в. У целого ряда персидских историков X-XV вв. русы фигурируют в рассказах о военных столк-новениях, разыгрывавшихся на Кавказе в эпоху Сасанидов. Так, писавший по-арабски иранский филолог и историк ас-Ca'алиби (961-1038) в своем сочинении "Китаб ал-гурар ахбар ал-мулук ал-фарси ва-сийарухум" ("Лучшее из жизнеописаний персидских царей и известий о них"), рассказывая о постройке Хосровом I Ануширваном Дербентской стены, среди враждебных персам северных народов упоминает наряду с турками и хазарами русов22. Другой автор, прикаспийский историк Захир ад-дин Мар'аши, составивший во второй половине XV в. "Тарих-е Табаристан ва Руйан ва Мазандаран" ("Историю Табаристана, Руйана и Мазандарана"), также помещает русов в VI в. где-то к северу от Кавказа23. Еще одно раннее упоминание о русах принадлежит саманидскому вазиру Мухаммаду Бал'ами, который в 60-х годах X в. перевел на персидский язык "Историю пророков и царей" ("Та'рих ар-русул ва-л-мулук") арабского ученого и богослова начала X в. ат-Табари, значительно переработав это сочинение.
Интересующее нас известие Бал'ами связано с событиями 643 г., когда подступившие к Дербенту арабы заключили соглашение с правителем Дербента, по которому тот освобождался от уплаты дани, взамен чего брал на себя обязательство охранять Дербентский проход от воинственных северных народов, в числе которых названы русы24. Кроме персидских историков, о русах в связи с событиями VI-VII вв., не говоря уже о более раннем времени, никакие иные авторы не сообщают25.".
"Муджмал ат-таварих" была написана тогда же когда писалась ПВЛ, которая тоже опиралась на фольклорные традиции. Или вы полагаете что у автора ПВЛ были аутентичные событиям письменные источники о призвании Рюрика?