иван васильевич писал(а) 01.02.2017 :: 15:33:53:"Первое упоминание о Шестовице относится к 1523 году."
По Шестовицам, что бы не было иллюзий у некоторых товарищей.
"
Шестовицкое городище Х в. занимало небольшую площадку размерами не более 0,3 га. На этой
территории исследованы четыре полуземлянки и
несколько хозяйственных сооружений, что ещё более ограничивает пространство для предполагаемых
«казарм дружинников» и «хором коменданта крепости». Невозможно представить размещение на
городище военного контингента, достаточного для
контроля такого городского центра, как Чернигов,
площадь детинца которого на первом этапе существования охватывала около 6–7 га. По площади и структуре Шестовицкое городище ближе всего обычному феодальному двору, как и оценивал его Д. И. Блифельд.... Посад Шестовицы (рис. 9: 2 а, 2 б) состоит из двух зон: южной (3,5 га) и северной (7,5 га). Культурный слой между ними практически сходит на нет, образуя небольшой разрыв... Жилых сооружений открыто относительно немного, располагаются они как в южной, так в северной части посада, представлены полуземлянками с глинобитными печами (из глея)... Находки предметов вооружения традиционны
для рядовых поселений – это наконечники стрел и
дротиков, топоры и кистени. В то же время в различных частях поселения обнаружены обломки весов,
весовые гирьки импортного и кустарного производства, а также предметы скандинавского и византийского происхождения, не представляющие обменной ценности и привезённые скорее как сувениры
(фибула VII в., стеклянный экзагий VI в., свинцовая
печать и т. п.) (рис. 10),
что свидетельствует о прямом контакте жителей Шестовицкого поселения с участниками торговли на пути «из варяг в греки».... В пойме к западу от городища, на правом берегу р. Жердовы и возвышении берега расположенной
параллельно старицы исследованы остатки шестовицкого подола, состоящего из двух участков площадью около 2 и 1 га (рис. 9: 3). Культурный слой на
левом берегу Жердовы, ближе к мысу, слабее – повидимому,
именно здесь располагалась гавань, где лёгкие речные судна вытаскивали на берег для ремонта. Как на самом подоле, так и на верхнем поселении, найдено большое количество ладейных заклёпок (Коваленко, Моця, Ситий, Скороход, 2008,
рис. 10).... Динамика развития могильников во времени выглядит следующей.
Среди погребений с керамикой или датирующими предметами первой – второй четвертей Х в. полностью преобладают кремации на стороне или на месте с помещением кремированных останков в урны... Основная часть ранних погребений сосредоточена в группе I (курганы 6, 10, 15, 53, 58, 60, 73, 79, 83, 88, 101), ещё два погребения расположены на противоположных краях курганной группы VI (курганы 153, 161).
Поздние ингумационные погребения конца X – XI в. сосредоточены в обособленной от языческой части курганов группе IV, но два «псевдокамерных» погребения, близкие им по обряду, всё же открыты и в южной части группы VI (156, 157).
Во всех четырёх группах Х в. исследованы камерные погребения. Больше всего таковых в группе I (курганы 21, 36, 42, 61, 78, 98), по одному в группах II (курган 110) и III (погребение коня в кургане 120), самая высокая доля отмечена в группе VI, правда, благодаря всего двум погребениям (курганы 145 и 2006 г.).
Соотношение погребений с несомненно скандинавскими предметами (рис. 11; 12; 16) в различных группах в целом аналогичное: в группе I таких погребений 16, в группе II – 1, в группе III – 1, в группе VI – 3. Статусные воинские предметы представлены уже: мечи – в погребениях группы I (курганы 36, 42, 58, 83, в кургане 46 – наконечник ножен), группы ІІ (курган 110) и группы VI (курган 2006 г.); скрамасаксы (рис. 16) – в группе I (курганы 36, 98 , оковки ножен скрамасаксов – в курганах 30, 50, 93), в группе II (курган 110) и группе VI (курган 145, курган 2006 г.); рога с оковками (рис. 15) – в группах II (курган 110) и VI (курган 2006 г.).... Очевидно, погребения в пойменных курганных группах I–III принадлежат населению различного социального уровня – от самого низкого (слуги, рабы) до знатного или «дружинного», так же разнообразны по своему статусу и погребения в курганах террасной группы VI.... Ставший знаменитым курган 36 группы I из раскопок П. И. Смоличева содержал камерное парное погребение мужчины и женщины, сопровождавшееся верховым конём, полным набором вооружения, весовыми гирьками, а также набором ремесленных инструментов.
В глазах совершавших погребальный ритуал умерший сочетал в одном лице уважаемого члена общества, воина, купца и ремесленника. Такая комбинация признаков соответствует представлениям никак не о княжеских дружинниках, не о «лучших мужах» городских селений, а об участниках торговых караванов, покрывавших тысячекилометровые расстояния на пути «из варяг в греки» или на восток, вынужденных полагаться на своё личное умение сражаться, чинить корабли, инструменты или одежду.Формирование пойменных курганных групп в Шестовице
следует рассматривать как следствие временного проживания на подоле участников речных и сухопутных торговых экспедиций, не являвшихся членами Шестовицкой общины, хоронившей своих умерших в практически уничтоженной сейчас террасной группе VI.
Антропологический материал из ингумаций
пойменных групп Шестовицы определён суммарно
как принадлежащий населению североевропейского происхождения; наиболее близкие показатели из
древнерусских могильников демонстрируют могильник Земляного городища Старой Ладоги (Санкина, 2000, с. 80–96; Рудич, 2009, с. 19) и Черниговский некрополь (Долженко, 2011 а, рис. 5; 8; 9).
Это заключение, впрочем, справедливо лишь для мужской серии, тогда как женская серия Шестовицы сходна со
славянскими сериями Днепровского Левобережья
и, в частности, Любеча и Переяславля (Долженко,
2011 а, рис. 6; 7; 10; 11).
Среди шестовицких курганов несколько преобладают насыпи с кремациями, в половине которых останки по славянскому обряду собраны в урны. В 50 курганах никаких следов погребений не обнаружено, почти все эти курганы располагались в распахиваемой части угодий. Можно предположить, что они содержали урновые погребения в вершине насыпей, которые были полностью уничтожены распашкой.
Если «пустые» курганы представляют собой насыпи с разрушенными кремациями, общее соотношение «северных» и «славянских» погребений резко меняется в сторону последних, что делает некорректной распространённую характеристику населения Шестовицкого комплекса как «преимущественно скандинавского». (А. В. Комар. Чернигов и Нижнее Подесенье)
Что имеем в итоге? Шестовицы Х век, скандинавы не жители Шастовиц и не дружинники русских князей, а купцы умершие по пути из варяг в греки или из варяг в арабы.