Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Тайна старинной печати («из Митании»). (Прочитано 18644 раз)
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Тайна старинной печати («из Митании»).
01.12.2016 :: 17:26:23
 
Грешен,  проявляю интерес к древней истории человечества. Исключительно как любитель, никоим образом не считаю себя специалистом.

Недавно при чтении книги  венгерского историка Варга Домокоша «Древний Восток: У начал истории письменности.» (Будапешт: Корвина. 1985 г.) наткнулся на вышеприведенное фото оттиска древней печати ( страница 104) – оттиск с «цилиндрика с рисунком», которым «прокатывали» по сырой глиняной дощечке, чтобы «подтвердить авторство». И задержался… мне показалось, что питие напитка (а уж тем паче «потягивание») через столь длинную трубочку вряд ли можно считать комфортным. Ну неудобно что-либо пить через трубочку длинной полтора-два метра. Некомфортно.  Попробуйте, поэкспериментируйте – не «потягивание» будет иметь место, а достаточно  трудоемкое «насасывание»  столь высокого водяного столба. Гораздо удобнее пить из нормальной чашки и ставить чашку на стол рядом, а не на подставку на полу. Да и сомнительно, что в те далекие времена существовали технологии и материалы, позволявшие изготовить столь длинную «соломинку», доступную для подобного использования. Чтобы «соломинка» и герметичной была, и отверстие внутреннее для поступление жидкости было достаточным, и при этом чтобы была достаточно крепкой и  эластичной ( чтобы хорошо гнулась, а не ломалась). Слишком много условий, чтобы процесс употребления напитка подобным образом был наслаждением, а не «заморочкой».

Зато на память пришло иное «устройство», для иных  целей… Кальян. Примитивный, но кальян. Тогда и требование к «дымопроводу» попроще, и длина дымопровода вполне обоснована – дым от курения должен остыть, быть «холодным», а не обжигающим.. И подставка под сосуд на полу вполне уместна, «курительный сосуд» удобнее расположить под небольшим углом, чтобы «мундштук-трубка» удобнее размещалась. Но как такое может быть, ведь табак был привезен в Евразию, как считается, только лишь после открытия Америки Колумбом. Или для курения используется что-то другое, «заменитель» табака? Да, именно так. Иное растение.. И об этом растении скажу чуть позже, излагать буду в той же последовательности, как сам проводил «изыскания».

Не смог я также понять, с чего это вдруг на  печати изобразили «всего лишь» некий процесс пития напитка (или, по моему мнению, курения) через трубочку. Древние печати заменяли «личную подпись человека на документе» и несли информацию о статусе и занятиях человека. Изображения на печати – символичны, в небольшой рисунок необходимо было «втиснуть» максимальную информацию о владельце. Бытовые, житейские сцены на подобных предметах как-то не распространены. Тогда при чем здесь «питие-курение» и что еще есть на рисунке?

1) Что за «узоры-звездочки»?

2)Что за человек стоит с «какой-то штуковиной» в руках?

3) Что за лучник и животные?

«Узоры-звездочки» на древних печатях – явление распространенное, про его символизм говорить не берусь (еще раз поясню, я в этой области сугубо любитель, могу не знать и элементарных вещей). Но предположим, что это не просто красивые рисунки, а все-таки изображение звездного неба…

Пригляделся я к «человеку со штуковиной». Ясное дело, слуга.. Пока «куритель-питейщик» сидит в удобном кресле, этот человек стоит и держит «штуковину». «Штуковину»? Палка с какой-то решеткой? Пошли ассоциации – решетка, тетрадка в клеточку, игра «морской бой»… Координатная сетка !!! Именно так. Сидит себе древний «звездочет» в кресле, у него перед глазами «координатная сетка», направленная с уровня глаз на звездное небо. При условии стабильности положения «наблюдателя» и «координатной сетки» все «движения звезд» будут прекрасно заметны..  Процедура наблюдения проста: звездочет садится в кресло (закрепленное стационарно), слуга устанавливает палку с «координатной сеткой» (деревянная рамка с натянутой в виде равных квадратов сетки из толстых нитей) в «стационарное отверстие в полу» (точнее, в одно из стационарных отверстий в зависимости от того, какой участок неба будет наблюдаться)… Звездочет «навел» центр «координатной сетки», к примеру, на Сириус и «записал звездочки» (абстрактно, А1-«Венера», В4 – «Альфа Центавра», К-6 – «Марс»), перевернул песочные часы.. Прошло полчаса, песок «истек», звездочет проверил положение звезд – Венера перешла в В2, Альфа Центавра убегла в С5, Марс в К-8, на А1 пришел Юпитер), звездочет записал, снова перевернул часы.. и так всю ночь.. И сидит звездочет (а может и разом двенадцать таких звездочетов?), осуществляет запись движения звезд, чаек попивает да кальян покуривает, чтобы не уснуть до рассвета. И не надо никаких особых угломерных инструментов, «звезды» вполне наглядно по рамочно-ниточной координатной сетке путешествуют…

Давайте еще по другим изображениям пройдемся, что это за «мелочевка» такая: Лучник, Женщина, животные какие-то.. Или Стрелец, Козерог, Овен, Дева, Крылатый Лев?! За «линией наблюдения» на звездном небе обозначены таким образом знаки Зодиака?!

Но в «общепризнанной истории» считается, что Знаки Зодиака «возникли» примерно в 7 веке до н.э., а рассматриваемая печать – «из Митании», то есть примерно тот же район, только на 500-700 лет ранее… Разве это исключено? Разве не могли уже в Митании быть такие знания ? Вполне возможно.

Теперь вернемся к вопросу о «курительной травке».. Предположим, что моя версия со «звездочетом» верна. Тогда надо отметить, что «вольных звездочетов с печатями» не было. Звездочетами по должности были жрецы ( или «волхвы», если кому-то так больше нравится). И коль скоро это жрец, то вся обстановка вокруг него отвечает определенным «формальным правилам». Все изображенные предметы должны иметь «прообраз», «аналог» или «последователя» в предметах религиозного культа.   Поискал я такой «аналог» и вот те раз – ветхозаветная менора ( семиствольный иудейский светильник) оказывается, символизирует собою растение – «шалфей». И зажигают менору-«шалфей» во время определенных религиозных обрядов. Раскуривают ? И в древности шалфей на Востоке ( да и в Древней Греции) называли не абы как, а «священной травой». Лечили ею огромное число заболеваний ( может и сейчас кто помнит, как отваром шалфея от зубной боли спасаются..).. И родина шалфея – Малая Азия и Сирия. Смотрю дальше – а «по-иудейски» ( на иврите) шалфей – это «марва» или «мориа». И именно на горе Мориа ( гора «Шалфей») стоял Иерусамиский храм…

И шалфей, оказывается, вполне «курителен». Более того, при употреблении в качества «курева» некоторые виды шалфей являются сильнейшим наркотиком, галлюциногеном. И поэтому запрещены во многих странах, в том числе и в России.

Вот и выстроилась у меня версия, что на оттиске печати изображен не «человек, потягивающий напиток», а вполне себе волхв-звездочет, курящий шалфей..


Дмитрий Рудовский 01.12.2016 г.
Наверх
 
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #1 - 01.12.2016 :: 17:27:58
 
источник http://lugansk.online/2016/12/01/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%...
Уважаемые форумчане, покритикуйте мои доводы, если несложно.
и вот фото самой печати:
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #2 - 01.12.2016 :: 17:41:21
 
DmitRu писал(а) 01.12.2016 :: 17:27:58:
покритикуйте мои доводы,

Времени нет на пространные речи, но вы рассуждаете о периоде довольно неплохо освещенном письменными источниками, клинописными документами... Только основываясь на догадках, вы немногого добьетесь. Сцена, без сомненья носит мифологический характер. Припоминаю, читал кажется у Дьяконова, что так пили некий алкогольный или наркотический напиток. Рядом персонаж, видимо с опахалом.

Еще примеры:
...
...
...
Если память не изменяет, варианты трубочек известны археологически.

Наверх
« Последняя редакция: 01.12.2016 :: 17:50:22 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #3 - 01.12.2016 :: 17:44:31
 
Поищу, спасибо за наводку...
Наверх
 
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #4 - 01.12.2016 :: 17:53:03
 
scriptorru писал(а) 01.12.2016 :: 17:41:21:
DmitRu писал(а) 01.12.2016 :: 17:27:58:
покритикуйте мои доводы,

Времени нет на пространные речи, но вы рассуждаете о периоде довольно неплохо освещенном письменными источниками, клинописными документами... Только основываясь на догадках, вы немногого добьетесь. Сцена, без сомненья носит мифологический характер. Припоминаю, читал кажется у Дьяконова, что так пили некий наркотический напиток. Рядом персонаж, видимо с опахалом.

Но при всем этом, пока не вижу опахала, может все-таки "рамка"?
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #5 - 01.12.2016 :: 17:54:09
 
Посмотрите Генри Саггс Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья
"Что касается напитков, кроме пива и пальмового вина вавилонянам было известно виноградное вино (в период Джемдет-Наср). Возможно, его привозили с гор. По крайней мере, в ранний период это был напиток не для каждого дня. Напитки с осадком шумеры пили через трубочку, один конец которой был снабжен многочисленными дырочками, образуя некое подобие фильтра."
https://books.google.ru/books?id=SZ-uVIHBdkMC&pg=PT188&lpg=PT188&dq=%D1%88%D1%83...
Наверх
 

Дозволено цензурою.
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #6 - 01.12.2016 :: 17:56:00
 
scriptorru писал(а) 01.12.2016 :: 17:41:21:
DmitRu писал(а) 01.12.2016 :: 17:27:58:
покритикуйте мои доводы,

Времени нет на пространные речи, но вы рассуждаете о периоде довольно неплохо освещенном письменными источниками, клинописными документами... Только основываясь на догадках, вы немногого добьетесь. Сцена, без сомненья носит мифологический характер. Припоминаю, читал кажется у Дьяконова, что так пили некий алкогольный или наркотический напиток. Рядом персонаж, видимо с опахалом.

Еще примеры:
...
...
...
Если память не изменяет, варианты трубочек известны археологически.


благодарю, интересно для дилетанта(т.е. для меня).
Наверх
 
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #7 - 01.12.2016 :: 17:57:51
 
scriptorru писал(а) 01.12.2016 :: 17:54:09:
Посмотрите Генри Саггс Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья
[url]https://books.google.ru/books?id=SZ-uVIHBdkMC&pg=PT188&lpg=PT188&dq=шумерская+тр
убочка+для+питья&source=bl&ots=vnswZpz-B4&sig=yMrv4-l2fB6DqzWz5TfFIl81q70&hl=ru&
sa=X&ved=0ahUKEwjShIX4j9PQAhXLF5oKHf_GCJcQ6AEIOzAJ#v=onepage&q=шумерская трубочка для питья&f=false[/url]

все, понял. Отстал  насчет трубочек )
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #8 - 01.12.2016 :: 18:20:10
 
DmitRu писал(а) 01.12.2016 :: 17:26:23:
(«из Митании»

И конечно "из Митанни" будет правильно)
Наверх
 

Дозволено цензурою.
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #9 - 01.12.2016 :: 18:22:09
 
scriptorru писал(а) 01.12.2016 :: 18:20:10:
(«из Митании»
И конечно "из Митанни" будет правильно)

сижу, читаю литературу по Вашей ссылке...
Наверх
 
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #10 - 02.12.2016 :: 08:59:51
 
scriptorru писал(а) 01.12.2016 :: 18:20:10:
DmitRu писал(а) 01.12.2016 :: 17:26:23:
(«из Митании»

И конечно "из Митанни" будет правильно)

почитал, подумал. Но каким образом пить такими трубочками простоквашу - не сообразил... Тем паче, если вместо одного крупного отверстия "фильтр" из нескольких мелких. Забьется такая трубочка на раз. Для пития очень неудобная приспособа. А вот для курения - самое оно.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #11 - 02.12.2016 :: 10:07:12
 
DmitRu писал(а) 02.12.2016 :: 08:59:51:
почитал, подумал.

Думать мало. Нужно темой владеть. Работ по древней Месопотамии и т.д., предостаточно .. Касаясь этой темы, я нигде не встречал идей о том, что там курили ... А вот что, таким образом пили встречал не в одной работе. Памятники клинописи о курении "кальяна" шумерами или хурритами, судя по всему, умалчивают Смайл
Наверх
 

Дозволено цензурою.
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #12 - 05.12.2016 :: 17:22:36
 
scriptorru писал(а) 02.12.2016 :: 10:07:12:
DmitRu писал(а) 02.12.2016 :: 08:59:51:
почитал, подумал.

Думать мало. Нужно темой владеть. Работ по древней Месопотамии и т.д., предостаточно .. Касаясь этой темы, я нигде не встречал идей о том, что там курили ... А вот что, таким образом пили встречал не в одной работе. Памятники клинописи о курении "кальяна" шумерами или хурритами, судя по всему, умалчивают Смайл


Про питье нашел, например : " По свидетельству древнегреческого историка Ксенофонта (430-125 гг. до н. э.) в труде "Анабасис" там "хранилось ячменное вино в огромных карасах-кувшинах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него был воткнут тростник больших и маленьких размеров... Кто хотел пить, должен был взять этот тростник в рот и тянуть через него вино. Напиток был терпкий и приятный на вкус.". Древнегреческий историк Геродот(484-425 гг. до н.э.), как и египтяне приписывает изобретение пива богу Осирису, называя пиво ячменным вином."
Но есть нюансы. здесь ( на рисунке) сосуд большой, трубки не очень длинные. На приведенном в начале темы мною рисунке трубка длинная, сосуд небольшой с узким горлышком. Впрочем, на Ваших рисунках тоже.
Попробуйте попить из трубки длинной полтора метра сидя на кресле из небольшого сосуда.  Для начала, трубка такой длины будет из кувшина стремиться выскочить. Затем, мне недавно пришлось подобным образом "выкачивать" воду, не самое удобное действо, реально. Надо с большим усилием всасывать с себя, дыхания не всегда хватает на такую высоту. С одного затяга жидкость не доходит, пока "переводишь дыхание" - скатывается вниз. Мне приходилось "пережимать" трубку и вытягивать её, чтобы перелить жидкость в другую емкость. Потому и возникла у меня вышеизложенная версия.
Если похоже на что-то, то не значит, что именно такое-же. Сигарета тоже внешне может быть похожа на трубочку для питья.... Вы однозначно исключаете возможность  использования трубочек как для питья, так и для "курения" ? Допустим, что курение "неких веществ" также могло не рекламироваться и использоваться исключительно в ритуальных целях (учитывая особенности действия того же шалфея - хотя и "шалфей предсказателей" с другого континента, но подобное действие возможно оказывает и иное растение того же семейства?)...
И да, выскажите, пожалуйста, мнение насчет "координатной сетки" (которое вы обозначили " видимо, опахлом"). Есть ли в этом толика смысла или нет?
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #13 - 05.12.2016 :: 17:55:49
 
DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 17:22:36:
Попробуйте попить из трубки длинной полтора метра сидя на кресле из небольшого сосуда.


Попробовал. Нормально.
Трубочка, правда, из современных материалов. Прочная и герметичная.

DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 17:22:36:
приходилось "пережимать" трубку

Пережимать или перекрывать периодически - нормально.

DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 17:22:36:
Вы однозначно исключаете возможность использования трубочек как для питья, так и для "курения" ?

Может и курение, но нужны доказательства.
От обратного - что так нельзя пить - не проходят, как по мне.



Наверх
 
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #14 - 05.12.2016 :: 18:02:37
 
иван васильевич писал(а) 05.12.2016 :: 17:55:49:
DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 17:22:36:
Попробуйте попить из трубки длинной полтора метра сидя на кресле из небольшого сосуда.


Попробовал. Нормально.
Трубочка, правда, из современных материалов. Прочная и герметичная.

DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 17:22:36:
приходилось "пережимать" трубку

Пережимать или перекрывать периодически - нормально.

DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 17:22:36:
Вы однозначно исключаете возможность использования трубочек как для питья, так и для "курения" ?

Может и курение, но нужны доказательства.
От обратного - что так нельзя пить - не проходят, как по мне.


Я не говорил, что пить нельзя, я говорю - что таким образом пить не комфортно и не гигиенично. Пьешь с усилием, недопитое вместе со слюной скатывается обратно в сосуд, вся отстоявшаяся муть снова "баламутится". Длина и диаметр трубочек имеет существенное значение. А для фильтрации напитков - есть масса практичных и древних способов.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #15 - 05.12.2016 :: 18:37:26
 
DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 17:22:36:
И да, выскажите, пожалуйста, мнение насчет "координатной сетки" (которое вы обозначили " видимо, опахлом"). Есть ли в этом толика смысла или нет?

Видимо "координатную сетку" носили и в виде набедренных повязок? Смайл Есть такие изображения, так изображали некий вид ткани или прямо сетку, читал об этом. Изображения, в частности периода Джемдет Наср
...
Цилиндрическая печать. Период Джемдет-Наср. Около 3000 г. до н. э.
...
...
19 а. Стела Эаннатума («Стела коршунов») из Лагаша. Лицевая сторона. Бог Нин-Гирсу, держащий сеть с пленниками. Известняк. Время I династии Ура. 25 в. до н. э. Париж. Лувр.
Явно не сетка координат Смайл
Вспомнил, где по теме читал у Дьяконова, в его работе "Люди города Ура" См. страницы ниже

"...есть ассирийские изображения I тысячелетия до н. э., где женщины с характерным плетеным веером-флажком, стоя, обвевают пирующих мужчин; особенно интересно изображение на хурритской печати середины II тысячелетия до н. э., где пирующий, как в древнем Шумере, пьет сикеру — видимо, недостаточно очищенную — через тростинку из сосуда с горлышком, установленного в деревянной или металлической подставке на полу, а прислужница обвевает его флажком 33. Оба персонажа — скорее всего божества (это следует из того, что прислужница изображена в распахнутой на бедрах одежде — иконографический атрибут богини Иштар-Шавушки), однако, хотя сцена, очевидно, и воспроизводит обрядовое пиршество, она, несомненно, передает бытовые детали утвари, мебели и одежды..."
Наверх
 

ur_1.png (380 KB | )
ur_1.png
ur_2.png (518 KB | )
ur_2.png

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #16 - 05.12.2016 :: 18:48:46
 
Фото интересующей печати с подписью из издания Домокош Варга Древний Восток Корвина, Будапешт,1979
Наверх
 

pechat_mit.png (928 KB | )
pechat_mit.png

Дозволено цензурою.
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #17 - 05.12.2016 :: 19:03:22
 
scriptorru писал(а) 05.12.2016 :: 18:37:26:
DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 17:22:36:
И да, выскажите, пожалуйста, мнение насчет "координатной сетки" (которое вы обозначили " видимо, опахлом"). Есть ли в этом толика смысла или нет?

Видимо "координатную сетку" носили и в виде набедренных повязок? Смайл Есть такие изображения, так изображали некий вид ткани или прямо сетку, читал об этом. Изображения, в частности периода Джемдет Наср
...
Цилиндрическая печать. Период Джемдет-Наср. Около 3000 г. до н. э.
...
...
19 а. Стела Эаннатума («Стела коршунов») из Лагаша. Лицевая сторона. Бог Нин-Гирсу, держащий сеть с пленниками. Известняк. Время I династии Ура. 25 в. до н. э. Париж. Лувр.
Явно не сетка координат Смайл
Вспомнил, где по теме читал у Дьяконова, в его работе "Люди города Ура" См. страницы ниже

"...есть ассирийские изображения I тысячелетия до н. э., где женщины с характерным плетеным веером-флажком, стоя, обвевают пирующих мужчин; особенно интересно изображение на хурритской печати середины II тысячелетия до н. э., где пирующий, как в древнем Шумере, пьет сикеру — видимо, недостаточно очищенную — через тростинку из сосуда с горлышком, установленного в деревянной или металлической подставке на полу, а прислужница обвевает его флажком 33. Оба персонажа — скорее всего божества (это следует из того, что прислужница изображена в распахнутой на бедрах одежде — иконографический атрибут богини Иштар-Шавушки), однако, хотя сцена, очевидно, и воспроизводит обрядовое пиршество, она, несомненно, передает бытовые детали утвари, мебели и одежды..."

"Видимо, скорее всего, " - приведенные Вами доводы - такая же версия. Да согласен, выдвинута уважаемыми людьми. Но версия, а не аксиома. И наличие клеток на тканях и прочем как раз не противоречит моей версии. Наоборот, аналогия предметов вполне могла привести в "созданию" подобной координатной сетки. "Динамические данные наблюдений" с которой прекрасно переносятся на папирус...
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #18 - 05.12.2016 :: 19:07:41
 
DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 19:03:22:
с которой прекрасно переносятся на папирус.

На какой папирус? В Месопотамии материалом для письма в интересующий период были глиняные таблички.

...
...
Наверх
 

Дозволено цензурою.
DmitRu
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 24

Томский госуниверситет
Re: Тайна старинной печати («из Митании»).
Ответ #19 - 05.12.2016 :: 19:16:03
 
scriptorru писал(а) 05.12.2016 :: 19:07:41:
DmitRu писал(а) 05.12.2016 :: 19:03:22:
с которой прекрасно переносятся на папирус.

На какой папирус? В Месопотамии материалом для письма в интересующий период были глинянные таблички.

...

Согласен, таблички как преимущественно используемый материал. Хотя следы использования папируса вне Египта во 2 тыс. до н.э. ( к примеру, на Крите) известны.
Наверх
 
Страниц: 1 2 
Печать