Svendeld писал(а) 03.11.2016 :: 22:26:35:1) Откуда украинский "субстрат" в России? О чем ты говоришь?
Смотри
ТУТSvendeld писал(а) 03.11.2016 :: 22:26:35:3) Именно чубы и с косами и без них. На другом форуме тебе сотню фоток показывали тюрок с чубами и усами.
Покажи в известных описаниях тюрков чуб:
В зафиксированных источниках у кочевников
только заплетённая коса:
Institut Français d’Études sur l’Asie Centrale
Цитата:Французский Институт Исследований Центральной Азии
Серия «Рабочие документы ИФЕАК»
Document de travail de l’IFEAC
Медальон Мансура ибн Нуха
Особый интерес представляет портрет правителя, обнаруживающий сходство не с иранской,
а с тюркской традицией портретного искусства [Treadwell, 1999, p. 10]. Антропологический тип
его лица представляет собой смесь европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием
последних. Нос выпуклый характерный для западных тюрков, в частности для тюрков-огузов
Хорасана. В верхней части лица выступающая кость, что характерно для монголоидных
кипчаков. Глаз большой удлиненный, миндалевидный с сильно опухшими веками. На голове
специфический головной убор, отдаленно напоминающий сложносоставную корону. В правом
ухе свисает шаровидная серьга. Сзади из-под короны свисает густая волнистая коса,
ниспадающая за спину.
Иконография портрета имеет близкое сходство с портретами тюркских правителей
Тохаристана, Кабула и Гадхары VII – VIII вв., которые изображены на выпущенных ими монетах
в подражание драхмам Сасанида Хурмазда IV
Различие заключается лишь в том, что на портрете Тун Йабгу кагана с его уха свисает
большая серьга, состоящая из трех камней, а в ухе правиетля, изображенного на медальоне
Мансура ибн Нуха имеется небольшая серьга в стилизованной форме с шаровидной подвеской,
состоящей из одного камня.
На портрете Зик-кагана четко переданы густые свисающие усы, а на портрете Тун Йабгу
кагана и портрете правителя, изображенного на медальоне Мансура ибн Нуха имеются
небольшие короткие усы.
65
Нет никаких сомнений, что правитель, изображенный на медальоне Мансура ибн Нуха, был
тюрком, о чем в первую очередь свидетельствует иконография портрета, а именно, наличие
серьги в его ухе и прическа в виде заплетенной косы.
Тюрки времен каганата зачесывали волосы
назад и заплетали в одну или несколько кос, а некоторые центрально-азиатские тюрки носили
длинные волосы, распущенные по плечам. Характерным украшением древнего тюрка были
серьги, которые носили как женщины, так и мужчины. Мужчины носили по одной серьге, тогда
как женщины – по две [Литвинский, 1981, с. 131].
Антропологический тип правителя, изображенного на медальоне Мансура ибн Нуха, имеет
явно выраженные монголоидные признаки. У него имеется выступающая кость в верхней части
лица и миндалевидный глаз с сильно опухшим веком. Его нос является прямым и выпуклым, в
чем можно видеть влияние северо-индийской иконографии.
Однако, выпуклые носы также являлись характерным признаком в облике кетов [Алексеев, 1985, с. 102], которые, по данным топонимики, составляли значительную часть
доиндоевропейского населения Средней Азии и еще в первых веках до н.э. занимали
значительную часть ее территории, принимая активное участие в формировании алтайско-
хуннского конгломерата народов в качестве его ядра [Яйленко, 1988, с. 133]. Выпуклые орлиные
носы были также характерны для огузов, которые в отличие от кипчаков имели евроепоидный и
смешанный тип. Потомками древних огузов, являются османские тюрки и азербайджанцы,
которым также харатерны выпуклые орлиные носы
На медных монетах Нахшаба V – VI вв. изображена сцена единобоства с львоподобным
чудовищем (Rv) и портрет правителя с продолговатым лицом без бороды, и орлиным носом,
вместо короны необычная прическа с пучком волос на темени, пряди волос спадают на плечи и
спину (Av).
Эти монеты не могли принадлежать местной знати и были определены как
эфталитские [Кабанов, 1956, с. 137 – 144]. На кладбище Астана недалеко от Турфана было
обнаружено захоронение хуннского хана Кутлук Пантая, который был захоронен в 445 г.
древнетюркской среде было принято носить усы и небольшую бороду. Гуззы
выщипывали бороду и оставляли только усы, а некоторые из них оставляли маленькую козлиную
бородку под подбородком [Путешествие Ибн Фадлана, с. 64].
Какулдар
Согласно более позднему варианту этого же предания, зафиксированному в одной рукописи
ХVIII в. на узбекском языке [ал-Устурлаби]129, Саман-худат имел также прозвище «Кaкулдaр»,
что в переводе с фарси означает «Обладатель косы» (кaкул). Так в средние века называлась
прическа, в которой волосы на голове мужчины зачесывались назад, заплетались в косу,
перетянутую у затылка небольшой лентой и ниспадающую вниз за спину. В древности такая
прическа была характерна для хуннов130, а в эпоху раннего средневековья, главным образом, для
тюрков [Вайнштейн, Крюков, 1966, c. 179]131, о чем свидетельствуют данные китайских
источников [Бичурин, т. 1, с. 167; т.2, с. 254]132 и многочисленные памятники изобразительного
[Альбаум, 1960,, c. 137, фиг. 11; Альбаум, 1975, с. 30, 31; Esin, 1970, fig. 9a, 9b, 10; Rahmonov,
2001, p. 38, 45; fig. 2, 6, 9]133, эпиграфического [Кубарев, 2001, с. 103; Tashbayeva, 2001, p. 194 –
195; Помаскина, 1970, с. 435]134 и скульптурного искусства135. Люди с волосами, заплетенными в
косу упоминаются в гадательных надписях на черепашьих щитках и костях животных эпохи Инь
(ХIII – ХII вв. до н.э.) в отношении «варваров» иноплеменников жун, живущих на западе
[Крюков, 1970, с. 37]. Предполагается, что племена жун, так же как ди, дин-лин и рунг-ди, были
тюрко-язычными [Ходжаев, 2004, c. 16 – 22]. Еще в ХIХ в. у калмыков мужчины носили косы,
которые назывались kahkül, kekil или kökül [Радлов, т. 1, с. 1061, 1065; т. 2, с. 1224]136, а у
мальчиков на маковке головы оставляли не обритым клочок волос, который назывался айдар
[Радлов, т. 1, с. 50].