иван васильевич писал(а) 10.12.2018 :: 18:18:46:Как по мне, о большом городе и пути в полвека она говорит с сарказмом, подчеркивая временной разрыв между разгромом Моравии и основанием "гнездова" (как там оно называлось?), Но если удастся доказать " наличие ранней даты начала конца 8 -9 века" в "гнездово" тогда можно объяснить и появление там мораван и даже считать их основателями (одними из основателей) поселения. И шли они туда не пятьдесят лет, а сколько там дневных переходов от Моравии до Днепра?
Моравский след в Гнездово, и в целом в истории Руси, дело перспективное и многое объясняющие. Не делая никаких далеко идущих выводов приведу лишь некоторые факты. С.Каинов в интервью для альманаха "Людота" говорит следующее:
"В процентном отношении, по мнению Ю.Э. Жарнова, скандинавам принадлежало от четверти до трети гнездовских погребений. Характер скандинавских находок говорит в пользу того что, что североевропейские народы были, по большей части, представлены шведами. Остальные погребения "этнически нейтральны", большая часть из них, учитывая материалы раскопок поселения, несомненно, принадлежала славянам. Это как "местные" славяне - кривичи, так и "пришлые" - северяне, и, возможно, славяне из Великой Моравии... Всего при раскопках Гнездово найдено два шлема. Оба - в так называемых больших курганах, то есть в насыпях огромных размеров, где, возможно, захоронены представители княжеской династии. Очень интересно, что один из шлемов находит аналогии среди материалов Великой Моравии. Это, наряду с другими великоморавскими артефактами, найденными, в Гнездово, позволяет предполагать не просто торговлю, но и передвижение в Гнездово беженцев из Великой Моравии после ее разгрома венграми".
Второй шлем, утверждает Каинов, имеет аналоги у степняков. В другой своей работе "Оружие Гнездова и сложение древнерусского комплекса вооружения" Каинов утверждает следующее:
"Независимо от традиций
в гнездовском комплексе вооружения выделяется ряд предметов многочисленные аналогии которым можно найти среди древностей Великой Моравии. К ним относятся: секира "блучинского" типа, топоры типа VI, наконечники стрел типа 2, возможно мечи типов V и X (наиболее ранние экземпляры которых происходят из Великой Моравии). Помимо предметов вооружения
великоморавское происхождение можно предполагать для некоторых типов керамики,ряда украшений и обломка шпоры. Возможно,такая достаточно представительная группа предметов позволяет говорить о присутствии великоморавского населения в Гнездове. Итак,
рассмотренный комплекс вооружения позволяет предполагать, участие в дружине (военном отряде) Гнездова северных элементов (составляющих основное число), выходцев из южнорусских степей(?) и Великой Моравии (cлавяне-?). Участие в ней местного балтского населения, а также восточных славян проследить не удалось, хотя вероятность этого не отрицается."
И так, по Каинову дружина Гнездово состояла из скандинавов, степняков и мораванов, при возможном участии местного балтского населения и других представителей славянства Восточной Европы. Это кстати очень важно в контексте вооруженности населения В.Е. которое как считают норманисты было в военном отношении никчемно по сравнению с норманнами. Теперь второй факт в моравском следе. Мною уже неоднократно цитировался С.С. Ширинский который писал следующее:
"Сотни раннехристианских погребений 1Х-Х вв. в известных по раскопкам в Старом Месте, Микульчицах, Поганьско, Скалище, Страом Коуржиме и многих других местах на территории Чехии, Моравии и Словакии
образуют идентичные серии ориентированным на запад древнейшим трупоположениям Среднего Поднепровья. И здесь и там тела могли помещаться в выложенные деревом могильные ямы, сложность и размеры конструкций которых определяются только степенью знатности и богатства погребаемых в них людей. И в Поморавье и на Руси для погребения знати в эту эпоху характерно наличие пышного погребального инвентаря, предметов, подчеркивающих рыцарскую принадлежность погребенных, а иногда и убитых женщин и рабов. И там и здесь как пережиток языческих трупосожжений в ранних могилах с трупоположением и могильной яме или над ней встречаются следы ритуальных, очистительных костров и отдельные кости животных – остатки стравы." (С.С. Ширинский «Археологические параллели к истории христианства на Руси и в Великой Моравии»)
Сей факт норманистами абсолютно игнорируется, у них камерные погребения на Руси это исключительно скандинавский след. Видимо и в Моравии в камерах тоже сканды похоронены.Теперь третий момент. А.С. Щавелев в работе "Сравнение княжеских ономастиконов древнерусских Рюриковичей и моравских Моймировичей (IX-X вв.)" пишет:
"Набор имен династии моравских князей-потомков Моймира полностью использован Рюриковичами в конце X – XI вв. Только имя Моймир не было абсорбировано, поскольку оно было вытеснено более престижным полным семантическим эквивалентом – Владимир."
К династическим именам моймировичей принадлежат следующие имена нашедшие отражение в именослове рюриковичей: Ростислав, Святополк и Предслав. Так имя Предслава упомянуто уже в договоре Игоря с греками. Щавелев объясняет проникновение моравских имен в русский именослов следующим:
"Не исключено, что это было сделано под влиянием мощной литературной традиции кирилло-мефодиевского цикла.
Но не менее вероятно, что в X в. на Руси появились изгнанники из Моравии, которые попали в древнерусскую элиту (В.Я. Петрухин)."
Последняя версия с учетом археологических материалов более вероятна. А теперь немного добавлю от себя. Имя Володислав известное опять же по договору Игоря с греками в форме Владислав присутствует в хорватском, чешском и польском именослове, причем у хорватов оно известно как минимум с первой половины 1Х века. Славянские в том числе и моравские имена в договре Игоря, выдаваемые норманистами за скандинавские, также зафиксированы в славянских источниках. Приведу примеры. Имя Прастѣнъ/Фрастѣнъ, производимое норманистами от скандинавского Frøsten /Freysteinn у мораван зафиксировано в форме Престан, Простей. Аналогична ситуация и с именем Гомол(Гомолъ). Предполагаемая норманистами скандинавская форма Gamal /Gamall ничуть не лучше славянского имени Гомолинъ, которое восходит к древнеславянскому слову *gomola/*gomolb(jb)/*gomula/*gomyla, имеющему довольно широкое значение: «куча, ком, 'конус, пустошь, безрогий, верзила, дубина, толстый, неповоротливый человек» и т.д. Фамилия Гомолов и ныне достаточно хорошо распространена у славян как западных, южных, так и восточных. К славянским, и, в особенности, южнославянским с уверенностью можно отнести и выдаваемые норманистами за скандинавские, имена: Борич, Войко, Воист, Синко. Все эти имена зафиксированны в славянских именословах и источниках. Чему при необходимости могу привести подтверждение. К спорным можно отнести и еще одно имя Утин. Николаев производит его от скандинавского имени Ótta. Вместе с тем известно, что имя Уто носил ободритский князь Уто – Прибигнев Мстивоевич. Морошкин также отмечает наличие имен Ута, Уто, Утъ среди славян, в том числе и у моравов, что ставит под сомнение его скандинавские корни. Так что так просто от моравского следа не отмахнуться.