Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 463 464 465 466 467 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 590993 раз)
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9280 - 26.11.2018 :: 20:43:31
 
Roxsalan писал(а) 26.11.2018 :: 19:56:13:
Я так понимаю вам тоже слушать лекцию Мурашевой недосуг. Вы неверно интерпретируете данные из статьи Новиковой.


Я ничего не интерпретирую, а практически процитировал, то что сказано относительно кремаций.

"Обряд кремации с гривнами в Гнёздове довольно разнообразен: сожжение на месте (20 курганов) и на стороне (Ц-261); захоронение кальцинированных костей в урне, на кострище и в специальной ямке (Ц-261); кремация в ладье (Серг.-16(74), Л-47) или при наличии ее части (Серг.-18(86), Л-13); каменная обкладка кострища (Ц-99); использование телеги или саней (Сиз.-1885-20, Серг.-7(65)). Среди этих погребений 8 женских, 4 мужских, 6 парных (Сиз.-1885-20, Серг.-7(65), 18(86), Л-13, 33, 47), 2 захоронения мужчины с двумя женщинами (Серг.-16(74), Лб-1), 1 — мужчины с ребенком (Ц-99), для 7 курганов пол погребенных определить не удалось, причем инвентарь 6 из них состоял только из гривен (можно предположить их принадлежность мужчинам). Обряд возложения железной гривны на плечики погребальной урны или факт находки обломков этого амулета вокруг и внутри урны отмечен в 13 случаях (в одном из них (ПОль-21) гривна с «молоточками» была помещена под перевернутую урну). Доля этого, характерного для скандинавов, обряда среди гнёздовских кремаций с гривнами составляет 54%, что совпадает с данными, приводимыми К. Стрёмом для северного материала (53%) (3, с. 132),"

Читайте внимательней ...
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9281 - 26.11.2018 :: 20:57:33
 
Roxsalan писал(а) 26.11.2018 :: 20:00:59:
Автономность Гнездово никак не связана с раскопками в Киеве.

Я полагаю, что обнаружение ранних погребений в Киеве, могло бы прояснить картину того, как соотносились Гнёздово и Киев.

Roxsalan писал(а) 26.11.2018 :: 20:00:59:
На автономность указывают другие факторы,

Ну, если вам известна степень этой автономности в деталях, я вас поздравляю.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9282 - 26.11.2018 :: 21:00:16
 
Roxsalan писал(а) 26.11.2018 :: 20:18:28:
Вам послышалось,

Хорошо.
И только после того как попытался набрать ответ - свое видение этой фразы - пришел к выводу, что возможно Вы правы. Все таки читать лучше чем слушать.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9283 - 26.11.2018 :: 21:10:44
 
Roxsalan писал(а) 26.11.2018 :: 20:18:28:
ушла в Гнездово. В пользу этого говорит и два других факта, наличие моравских имен в договоре Игоря

Как бы это возможно не связанные вещи, жители Моравии могли мигрировать и в Киев и в "Гнездово" независимо друг от друга, да и вообще мигрировать на все четыре стороны.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9284 - 27.11.2018 :: 01:55:18
 
Evgen11 писал(а) 26.11.2018 :: 08:46:58:
При том, что они рано или поздно всплывут.

Уже всплыли. В статье рассматриваются похоронные обряды в Северной Европе, а в выводах говориться о скандинавах. Вот и интересно, что такое  Северная Европа по мнению автора.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9285 - 27.11.2018 :: 08:43:21
 
Livepodvodnik писал(а) 26.11.2018 :: 16:57:09:
и после этого появляется новый культурный слой с обилием средне-поднепровских ценностей?


Недавно на основе материалов раскопок на пойменном участке гнёздовского поселения были высказаны предположения о «катастрофических событиях», сыгравших ключевую роль в истории Гнёздова. Следы пожаров и временного запустения на отдельных участках пойменного селища рассматриваются В.В. Мурашевой как свидетельство насильственного установления киевской власти в Верхнем Поднепровье в середине X в. Исследовательницасвязывает «перелом» в отношениях Киева и Гнёздова с процессом установления погостов и даней княгиней Ольгой100. Смена власти, по ее мнению, прослеживается и в материальной культуре Гнёздова. Здесь появляются пирофиллитовые пряслица, ременная гарнитура «черниговской школы» и среднеднепровская круговая керамика. По мнению В.В. Мурашевой, с юга приходит традиция погребения в камерах, а хронологически компактная группа гнёздовских кладов середины X в. является прямым отражением разгрома «старой» гнёздовской элиты. Практически те же археологические материалы использует В.С. Нефёдов, рассмотревший процесс политогенеза на территории Смоленского Поднепровья и Подвинья. В рамках второго этапа (вторая половина X — первая половина XI в.) в первой половине 960-х гг., по мнению автора, «в раннегородском центре произошло катастрофическое событие», т. е. военный разгром. В данном случае автор связывает акцию подчинения Гнёздова с какими-то действиями первых лет самостоятельного правления Святослава101. Конечно, трудно не обратить вслед за Н.И. Платоновой внимания на то, что в русско-византийском договоре 971 г. отсутствует упоминание о 22 «князьях» или «архонтах», фигурировавших в подписанных ранее документах102. Однако в эту эпоху контроль над людьми и территориями не был стабильным, а правители и даже династии находились у власти непродолжительный период. За 27 лет, прошедших между заключением договоров, многие участники посольства 944 года могли умереть естественной смертью или погибнуть в неведомых нам локальных конфликтах, хотя все предложенные сценарии уязвимы из-за скудости письменных источников и фрагментарности археологических данных. ...

...На наш взгляд, появление среднеднепровской керамики среди материалов верхнеднепровского раннегородского центра указывает всего лишь на продолжение и дальнейшее развитие связей между названными регионами. Ременные накладки, выполненные в традициях «черниговской школы» (среднеднепровского типа), наиболее характерны для гнёздовской коллекции и составляют более 18% всех находок этой группы107. Однако существование этой школы отнесено в целом ко второй половине X в., т. е. ко времени после 950 г., и, следовательно, эти предметы не могли появиться где бы то ни было раньше. Точно так же обстоит дело и с опорой
на датировку пирофиллитовых пряслиц. По последним данным, поселения на Овручском кряже возникают не ранее второй половины X в., а стандартные пряслица массово присутствуют в городских слоях Киева в 70–80-е гг. того же столетия108.

По: Ениосова Н. В., Пушкина Т. А. Гнёздово как раннегородской центр эпохи формирования древнерусского государства 2016
Наверх
« Последняя редакция: 27.11.2018 :: 08:52:54 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9286 - 27.11.2018 :: 09:56:04
 
scriptorru писал(а) 27.11.2018 :: 08:43:21:
...На наш взгляд, появление среднеднепровской керамики среди материалов верхнеднепровского раннегородского центра указывает всего лишь на продолжение и дальнейшее развитие связей между названными регионами.

Почему "молоточки Тора" не могут указывать на тоже.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9287 - 27.11.2018 :: 10:06:28
 
scriptorru писал(а) 26.11.2018 :: 20:43:31:
Читайте внимательней ...

Я то читаю и слушаю, а вы? На 461 странице форума в своем ответе  #9214 вы привели цитату из работы Фетисова А.А. Щавелёва А.С. Викинги между Скандинавией и Русью из которой следует что

""Этнически определимыми в Гнездово авторы считают не более 31% раскопанных курганов, из которых количество славянских погребений составляет 27%, количество скандинавских — не менее 13%."

Так вот из этих 13% приписываемых скандинавам погребений - " Доля этого, характерного для скандинавов, обряда среди гнёздовских кремаций с гривнами составляет 54%, что совпадает с данными, приводимыми К. Стрёмом для северного материала (53%)".  Причем для женщин. Мужчины, как уже цитировал Мурашеву менее этнически идентифицируемы ибо обладают полиэтничным набором вещей.


Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9288 - 27.11.2018 :: 10:09:21
 
scriptorru писал(а) 26.11.2018 :: 20:57:33:
Я полагаю, что обнаружение ранних погребений в Киеве, могло бы прояснить картину того, как соотносились Гнёздово и Киев.

думайте, на здоровье. Я думаю иначе. Киев, впрочем также достаточно исследован что делать определенные выводы, которые и делаются археологами как российскими так и украинскими.
scriptorru писал(а) 26.11.2018 :: 20:57:33:
Ну, если вам известна степень этой автономности в деталях, я вас поздравляю.

Мне не известна степень автономности Гнездово, но она вполне допустима на основании данных археологии о чем и пишут перечисленные авторы.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9289 - 27.11.2018 :: 10:13:15
 
Roxsalan писал(а) 27.11.2018 :: 10:06:28:
вы привели цитату из работы Фетисова А.А. Щавелёва А.С. Викинги между Скандинавией и Русью


Так это уже ретроспектива, с чего то надо начинать.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9290 - 27.11.2018 :: 10:14:10
 
Roxsalan писал(а) 27.11.2018 :: 10:09:21:
иев, впрочем также достаточно исследован


Нет.
"По-видимому, и “древнейшее киевское городище” на Старокиевской горе, открытое Д.В. Милеевым, также прекратило свое существование до появления древнерусского Киева и древнерусского некрополя X в. По-видимому, этот некрополь был уничтожен, а его курганы снивелированы, во время строительства “города Владимира” в конце X в. (Килиевич, 1982. С. 151-157). Фактически в 990-е годы происходит полная перепланировка Киева с переносом княжеской резиденции,"

"Могильник на Старокиевской горе был разрушен во время практически единомоментной акции - строительства церкви Богородицы Десятинной и стен “города Владимира”. Впоследствии остатки некрополя были снивелированы во время строительства “города Ярослава”. Этому есть многочисленные археологические доказательства. ... Уничтожению, в основном, подверглись курганы с погребениями по обряду сожжения, от которых сохранилось всего около десяти могил (Килиевич, 1982. С. 42)."

По:Михайлов К. А. Киевский языческий некрополь и церковь Богородицы Десятинная 2004
Наверх
« Последняя редакция: 27.11.2018 :: 10:49:45 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9291 - 27.11.2018 :: 11:30:20
 
Цитата:
, хотя все предложенные сценарии уязвимы из-за скудости письменных источников и фрагментарности археологических данных. ...


С этого нужно и начинать. А не придумывать, что гнездово киевские спалили. Сосание пальца.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9292 - 27.11.2018 :: 12:34:40
 
scriptorru писал(а) 27.11.2018 :: 10:14:10:
Нет.
"По-видимому, и “древнейшее киевское городище” на Старокиевской горе, открытое Д.В. Милеевым, также прекратило свое существование до появления древнерусского Киева и древнерусского некрополя X в. По-видимому, этот некрополь был уничтожен, а его курганы снивелированы, во время строительства “города Владимира” в конце X в. (Килиевич, 1982. С. 151-157). Фактически в 990-е годы происходит полная перепланировка Киева с переносом княжеской резиденции,"

Ключевое слово тут - по видимому. Т.е. это всего лишь допущение. Но в любом случае из того что есть у археологов нет оснований видеть скандинавов в Киеве ранее Х века. О чем уже писано переписано в том числе и самими норманистами.

"Предметы скандинавского круга (рис. 13; 14; 15;
16: 1, 3) в погребениях чаще всего единичны, реже
представлены несколькими экземплярами и никогда
не образуют «чистый» закрытый комплекс
, часто сочетаясь с предметами «венгерского» или «восточного»
стиля
(рис. 16: 2, 4; 17; 18), представляющими совершенно другой вектор влияния в древнерусской куль
туре. Хронологическое распределение скандинавских
находок по киевским некрополям следующее: наиболее ранние предметы первой половины Х в. происходят из нижнего могильника некрополя II, а также из разрушенных погребений могильника на усадьбе Ми-
хайловского монастыря (по В. Б. Антоновичу, «возле
Боричева спуска»); предметы второй половины Х в.
концентрируются в могильнике на усадьбе Десятинной церкви (Андрощук, 2004, с. 46)." (А. В. Комар. Киев и Правобережное Поднепровье. Русь в !Х-Х веках: Археологическая панорама. 2012 г.)

Хуже того, скандинавские следы не обнаружены на Подоле где согласно К.Б. русы снаряжали свои моноксилы для походов на Византию. Комар пишет:

"И хотя целый ряд исследователей склонны связывать возникновение Подола с деятельностью князя Олега, согласно летописи, около 882 г. захватившего Киев, материалы Подола конца IX – середины Х в. в настоящее время не содержат ни единого предмета бесспорно скандинавского или «северного» происхождения, заставляя вспоминать об Олеге исключительно благодаря подчинению в 884–885 гг. северян и радимичей – основных носителей роменской культуры." ( Там же)

Где норманны то?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9293 - 27.11.2018 :: 13:02:48
 
scriptorru писал(а) 27.11.2018 :: 08:43:21:
Ениосова Н. В., Пушкина Т. А. Гнёздово как раннегородской центр эпохи формирования древнерусского государства

Первое, это таки старая статья которая под названием "Ениосова Н. В., Пушкина Т. А. Гнёздово – раннегородской центр эпохи формирования Древнерусского государства."
появилась сначала в сборнике "Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств 2012". Насколько она была отредактирована для сборника "Древнейшие государства Восточной Европы. 2014 год: Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств"  надо смотреть. Но вряд ли существенно. Далее, сделав указанные вами оговорки о времени появления тех или иных образцов керамики и украшений, Ениосова с Пушкиной тем не менее пишут, что вы кстати не захотели цитировать:

"Гнёздовские материалы с большой долей вероятности указывают на независимое существование раннегородского центра на Верхнем Днепре вплоть до последних десятилетий X в., несмотря на политическую и территориальную экспансию Киева".

Т.е. таки авторы признают автономию Гнездово от Киева.  Более того в другой своей работе "Ениосова Н.В., Пушкина Т.А. НАХОДКИ ВИЗАНТИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЗ РАННЕГОРОДСКОГО ЦЕНТРА ГНЕЗДОВО В СВЕТЕ КОНТАКТОВ МЕЖДУ РУСЬЮ И КОНСТАНТИНОПОЛЕМ В X в." они прямо и недвусмысленно пишут:


"Анализируя гнездовские находки, трудно представить, что в X в.древнерусская столица — Киев был единственным центром дипломатических и торговых отношений с Византийской империей. Как полагают некоторые исследователи, тексты договоров 907, 911 и
944 гг. свидетельствуют, что регулярная ежегодная дань, выплачиваемая Византией за соблюдение мирных отношений, давалась не Киевскому государству, а на “грады”: Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, Любечу и прочим городам. “Светлые князья”
посылают в Константинополь для заключения договоров самостоятельных послов наравне с великокняжескими. Их исчезновение из договора 971 г. указывает на установление единства Руси только в последней четверти X в. [Греков 1949, с. 295; Рыдзевская 1978, с. 194].
Согласно ПВЛ, скандинавские князья, не подчинявшиеся Киеву, “держат” власть в Полоцке и Турове во время событий 980 г. [ПВЛ, с. 54]. Гнездовские материалы с большой долей вероятности указывают на существование неизвестной, могущественной и достаточно
независимой скандинавской династии, управлявшей раннегородским центром на Верхнем Днепре и прилегающими неукрепленными поселениями вплоть до последних десятилетий X в., несмотря на политическую и территориальную экспансию Киева
."
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9294 - 27.11.2018 :: 13:07:26
 
Roxsalan писал(а) 27.11.2018 :: 13:02:48:
Т.е. таки авторы признают автономию Гнездово от Киева.


Без письменных источников, абсолютизировать эту тему несерьезно. Авторы не признают, а предполагают, поскольку для этого есть некоторые основания.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9295 - 27.11.2018 :: 13:15:37
 
"И хотя целый ряд исследователей склонны связывать возникновение Подола с деятельностью князя Олега, согласно летописи, около 882 г. захватившего Киев, материалы Подола конца IX – середины Х в. в настоящее время не содержат ни единого предмета бесспорно скандинавского или «северного» происхождения, заставляя вспоминать об Олеге исключительно благодаря подчинению в 884–885 гг. северян и радимичей – основных носителей роменской культуры." ( Там же)

Где норманны то? Цитата:


Наемники померли и растворились.

И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью.

Тем паче выше писалось, мужчины почти не оставляют этнически определимых следов, в отличие от женщин.

Вся загвоздка в том, что отряд наемников это не великое переселение народов. А требуете как с оного.  Никаких данных о доле варягов в приехавших с севера с олегом у нас нет. Может там сто человек было всего.

Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9296 - 27.11.2018 :: 13:19:55
 
Цитата:
Гнездовские материалы с большой долей вероятности указывают на существование неизвестной, могущественной и достаточно независимой скандинавской династии, управлявшей раннегородским центром на Верхнем Днепре и прилегающими неукрепленными поселениями вплоть до последних десятилетий X в., несмотря на политическую и территориальную экспансию Киева."


Гадание на кофейной гуще. С тем же основанием можно заявить о могущественной кривической династии. С наемниками варягами.  Еще и книжки, поди, пишут.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9297 - 27.11.2018 :: 13:35:46
 
scriptorru писал(а) 27.11.2018 :: 13:07:26:
Без письменных источников, абсолютизировать эту тему несерьезно. Авторы не признают, а предполагают, поскольку для этого есть некоторые основания.

Письменных источников на эту тему нет и вряд ли найдутся. Да и абсолютизировать их тоже нельзя. Авторы летописей мало того что писали через столетия после событий так и выполняли чей то заказ. Сказки про независимых иноков летописцев не предлагать. Так что на данные археологии опираться куда более практично чем на летописи.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9298 - 27.11.2018 :: 13:59:50
 
Roxsalan писал(а) 27.11.2018 :: 13:35:46:
Письменных источников на эту тему нет и вряд ли найдутся. Да и абсолютизировать их тоже нельзя. Авторы летописей мало того что писали через столетия после событий так и выполняли чей то заказ. Сказки про независимых иноков летописцев не предлагать. Так что на данные археологии опираться куда более практично чем на летописи.


Из данных археологии порой делают противоречивые выводы. А понятие независимость относительно. Могли быть отчасти независимы. Могли попытаться стать независимы и т.д. и т.п. Остается только догадываться. Можно вспомнить про мужей Рюрика Аскольда и Дира. Тонкости нам неизвестны, а они как раз могли бы быть в нарративных источниках..
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9299 - 27.11.2018 :: 16:09:39
 
scriptorru писал(а) 27.11.2018 :: 13:59:50:
Из данных археологии порой делают противоречивые выводы.

И это нормально и естественно. Археология тоже не абсолют. Но это всяко лучше чем сказки записанные через 200 лет.
scriptorru писал(а) 27.11.2018 :: 13:59:50:
А понятие независимость относительно. Могли быть отчасти независимы. Могли попытаться стать независимы и т.д. и т.п. Остается только догадываться.

Да кто бы спорил? Проблема в другом, в стремлении историков все подгонять под стандарт ПВЛ, даже вопреки тому что дает археология и иные источники. Я уже давно предлагал здесь рассмотреть всю совокупность данных о Руси с позиции логистики и логики.
scriptorru писал(а) 27.11.2018 :: 13:59:50:
Можно вспомнить про мужей Рюрика Аскольда и Дира.

А у нас есть основания считать их реальными персонажами или персонажами имеющими отношение к началу Руси?

scriptorru писал(а) 27.11.2018 :: 13:59:50:
Тонкости нам неизвестны, а они как раз могли бы быть в нарративных источниках..

Могли не значит - были.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 463 464 465 466 467 ... 982
Печать