Виктор3992 писал(а) 26.09.2018 :: 10:41:29:Тоже самое я осмотрел с lembi, которая также упоминается часто.
Нигде этот термин не употребляется с navibus. Единственный раз - imperator ipse brevibus lembis (короткая lembis). Т.е формально Марцеллин мог назвать lembi navibus(ом), но по факту он этого не делает.
Речь о другом, о том что лемба это плавсредство, а не самолет и не велосипед. Это я имел ввиду написав -
т.е. лемба это таки не плавсредство, на что я как бы вам указывал? Относительно Марцеллина, вы никак не хотите понять что когда он говорит о navibus тех же сарматов он лишь указывает на наличие у них некого плавсредства. Когда же говорит более конкретно, в частности о том что римляне ввели сарматов в заблуждение потому что плыли на сарматских лембах, он уже указывает на класс судна.
Виктор3992 писал(а) 26.09.2018 :: 10:43:57:В которой он достаточно подробно описывает конструкцию lembi-Либурны и тактику сражения на ней.... Что касается величины кораблей, то самые маленькие либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, – по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре и по пяти рядов весел... (глава 32)
Вот вы сами и ответили на свои же вопросы. При одном и том же названии l
embi-Либурны мы видим совершенно разные классы судов. Тоже самое вероятно и было с акатиями. Акатии русов малые.
Виктор3992 писал(а) 26.09.2018 :: 10:46:05:А потом - Rusorum etenim naves ob parvitatem sui, ubi aquae minimum est, transeunt, quod Grecorum chelandiap ob profunditatem sui facere nequeunt (корабли из-за малого размера, ушли на мелководье куда не могут пройти греческие хендалии) И здесь опять такие общее - судно. Без указание на его тип.
Уже то что суда Игоря ушли на мелководье указывает на их класс и размеры. Да и Лиутпранд прямо это пишет -
корабли из-за малого размераВиктор3992 писал(а) 26.09.2018 :: 10:49:02:сюжет о неком Хрисохире, родственнике Владимира, который на 800 кораблях пришел к ромейцам под видом найма и пытался атаковать столицу
Вы малеха ошиблись было не 800 кораблей а 800 русов. И опять же это уже 1024 год. термин насад на Руси известен с 1015 года. Т.е. набойные ладьи уже были.
Виктор3992 писал(а) 26.09.2018 :: 10:49:02:Далее (поход 1043г.).... собрав толпу, как говорят, около 100 тысяч человек и посадив их в туземные суда, называемые однодревками, двинулся против столицы"... "варвары снарядили против него войско; избрав морской путь, они нарубили где-то в глубине своей страны лес, вытесали челны, маленькие и покрупнее, и постепенно, проделав все в тайне, собрали большой флот и готовы были двинуться на Михаила"... "Прошла уже большая часть дня, когда царь, подав сигнал, приказал двум нашим крупным судам потихоньку
продвигаться к варварским челнам; те легко и стройно поплыли вперед, копейщики и камнеметы подняли на их палубах боевой крик, метатели огня заняли свои места и приготовились действовать. Но в это время множество варварских челнов, отделившись от остального флота, быстрым ходом устремилось к нашим судам.
Затем варвары разделились, окружили со всех сторон каждую из триер и начали снизу пиками дырявить ромейские корабли; наши в это время сверху забрасывали их камнями и копьями. Когда же во врага полетел и огонь, который жег глаза, одни варвары бросились в море, чтобы плыть к своим, другие совсем отчаялись и не могли придумать, как спастись"....
Давайте по порядку. Это уже 1043 год. Т.е. после похода Игоря прошло сто лет. Набойные суда на Руси известны. Приведу одну цитату.
"В 1960 г. при археологическом наблюдении за строительством новых фундаментов у Владимирской башни Новгородского кремля были найдены остатки трех лодок (рис. 1).... Остатки всех трех лодок находились под лицевым срубом в составе засыпки этого вала; засыпка вала обнаружена и под лодками. Никаких следов перекопов не найдено. Это позволяет считать, что лодки попали в насыпь вала при его сооружении, в 1044 г. Изготовление самих лодок следует отнести к еще более раннему времени, к началу XI в., поскольку подобные лодки служат обычно 10—15 лет, к тому же, судя по характеру их сохранности, они пролежали на волховском берегу еще столько же лет.... Лучше и полнее других сохранилась лодка № 1 у северной стенки шурфа (рис. 2).... Производство таких лодок-однодеревок имело место к северных районах России еще в XIX веке и было описано тогда же П. А. Богословским 3. Из ствола осины сначала делали так называемую «трубу», которую наполняли водой и ставили над костром. Распаренная древесина делалась более податливой, трубу распирали «опругами» — шпангоутами, при усыхании она несколько сжималась, намертво закрепляя шпангоуты: на нужных местах. Иногда такую «трубу» не выдалбливали из ствола осины, а забивали в растущее дерево клинья, год от года расширяя образовавшееся пространство, и затем уже срубали дерево. На это уходило пять-семь лет. Первый способ применялся чаще. Иногда на готовую трубу нашивали дощатые борта — «нашвы», скреплявшиеся «вицей» (лыком) с «трубой». Эти однодеревки, или, как их называли, «осиновки», «белозерки», напоминают о древнерусских насадах, «набойных ладьях», известных по летописи, «Русской правде», и маленькой шахматной костяной ладье, борт которой прорезан швом между «трубой» и «нашвой». И в XIX в. такие однодеревки назывались «набойнями». Следовательно, однодеревки в древней Руси были не только небольшими челнами, но и более крупными ладьями.... Итак,
размеры древней лодки: до 6,75 м в длину, до 90 см в ширину и до 55 см в высоту. В центре ладьи стояла небольшая мачта, о чем можно судить по находке двух спаренных шпангоутов как раз в месте предполагаемой мачты. Мачта и парус были невелики и крепились канатами, протянутыми к носу и корме лодки. В носовой части найдено отверстие для этого каната (рис. 5). «Труба» ладьи была укреплена семью-восемью шпангоутами. Их концы заострены и уплощены для более плотного прилегания к борту. Судя по следам на бортах и размерам самих шпангоутов, они не доходили до верхнего обреза борта на 5—7 см.... обшивка найдена. Это не береста, а все та же осина, из которой сделаны тонкие пластины. Меловая шпаклевка на животном клее и «нагели» прочно прикрепляли обшивку к корпусу лодки. Легкий и тонкий корпус этой ладьи значительно укреплен обшивкой и защищен ею от повреждений. Это именно ладья, а не простой челн, у которого не бывает ни шпангоутов, ни мачты, ни подобной обшивки и который обычно делался меньших размеров. Не бывает у челнов и бортов поверх «трубы». О наличии такого борта у найденной ладьи свидетельствует фрагмент ее носа, сделанный из двух частей, скрепленных лыком (рис. 2, 5). Линия соединения «трубы» и борта закрывалась обшивкой и не была видна, как это и показано на нашей реконструкции. Таким образом обшивка играла чисто конструктивную роль, скрепляя борт и «трубу» и предохраняя линию их соединения от воды.... Наличие этой обшивки у сравнительно небольшой парусной ладьи, качество изготовления отдельных ее деталей, ее прочность, почти ювелирная точность расположения миниатюрных «нагелей», умелое использование различных пород дерева — осины для трубы, борта и обшивки, ели для шпангоутов, дуба для «нагелей», липы для «вицы», сложность самой многосоставной конструкции — все это свидетельствует о высоком кораблестроительном искусстве новгородцев уже в X — начале XI в. Найденная ладья — лишь фрагмент той кораблестроительной культуры, которая позволила новгородским гостям бороздить многочисленные реки и моря их родины. Подобные же ладьи строили еще в X в. в верховьях Днепра. Константин Багрянородный называет их моноксилами (однодеревками) и сообщает, что десятки таких однодеревок пригонялись к Киеву. Возможно, здесь их осиновые корпуса подвергались окончательной обработке, обшивались, на них «нашивались» борта и т. д. Находки более крупных и сложных по своему устройству набойных и морских ладей еще будут сделаны археологами." (Алешковский М.Х. Ладья XI в. из Новгорода)
Реконструкция лодки
Что мы имеем? Долбленка длиной 6.7 м. шириной 90 см. высота борта 55 см. С шпангоутами которые не выходили за пределы бортов и позволяли нашить доски для укрепления долбленки и защиты ее от повреждения. Небольшой парус с мачтой на эту долбленку могли устанавливать. Расположение шпангоутов это допускает. Долбленки данного типа и в более позднее время ходили по Белому, Онежскомку озеру и Ильменю о чем и пишет автор. Сколько народа помещалось в этой лодке непонятно, но вероятно не много. примернй аналог данной лодке найден на той же Десне, так называемый вщижский челн, размеры которого следующие
"
Длина сохранившейся части судна – 8,8 м, корма и левый борт утрачены. Ладья выдолблена, как и предыдущие, из цельного ствола дуба диаметром около 1 м. Внутренняя поверхность обожжена.
Борта на основном протяжении разведены и укреплены гнутыми дубовыми же шпангоутами сечением 0,1 х 0,06 м. Шпангоуты составные, каждый из двух полушпангоутов, крепившихся к бортам в верхней части парой деревянных нагелей, входивших в парные сквозные отверстия в бортах с каждой стороны. Меж собой дуги соединялись над днищем также парой деревянных нагелей, не входивших в днище. Их диаметр 3-3,5 см. Шпангоут I установлен в 1,8 м от носа.
Максимальная ширина судна в этой части достигала 0,8 м, а ширина между бортами – 0,6 м. За I шпангоутом борта разведены: сначала вертикальны, а затем – наклонены вовне. Шпангоут II располагался в 2 м от первого. Шпангоут III (I мидель-шпангоут) располагался в 2 м от II-го, ширина бортов здесь 1,25 м (максимум). Шпангоут IV (II мидель-шпангоут) стоял в 0,5 м от III-го и не отличался по форме и размерам. Вероятно, не сохранились шпангоуты V и VI, аналогичные II и I, а полная длина ладьи была равна примерно 12 м. Днище в носовой части заострено, на остальной протяженности – округлое. Борта загибаются внутрь в носовой части, а в центральной – выпрямлены и раздвинуты. Толщина бортов и днища в средней части судна составляла до 4-5 см, у I шпангоута 8-14 см.
Высота судна – 0,7-0,8 м, носовая часть слегка приподнята. Под кромкой борта просверлен ряд отверстий диаметром 3-4 см. на расстоянии 1-1,2 м друг от друга в зоне разведенных бортов (их прослежено 4) – крепления уключин. Экстраполируя данные можно говорить о 6 парах гребцов. Между I и II шпангоутами расположены два прямоугольных отверстия 5 х 3 см, а в носовой части 6 круглых отверстий, просверленных как перпендикулярно борту, так и под углом, и видимо предназначенных для крепления уключины рулевого весла (оно переставлялось с кормы на нос) и такелажа. Между мидель-шпангоутами изнутри вбиты в борт в вертикальный ряд 3 гвоздя с Т-образными шляпками, которые могли участвовать в креплении мачты и такелажа. Ровными вертикальными рядами (14 рядов на сохранившейся части судна) через 0,4-0,5 м снаружи вбиты дубовые «гвозди-сторожки», по 4 в ряду (через 18-20 см) для контроля толщины стенок при выдалбливании.
Судно могло нести на борту 14-16 человек (включая 12 гребцов, кормчего и впередсмотрящего) и значительный груз. Радиоуглеродный анализ в лаборатории ИИМК РАН дал возраст 750 + 20 лет (Ле-6313),
т.е. 1247-1279 гг. н.э." (Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам)
Новгородская ладья вероятно была близкой описанной выше долбленки, вместительности, человек 10 в нее вероятно входило. Но, такой же вместительности и размеров были и классические долбленки вроде найденной на Хортице. И если на описанные долбленки с вбитыми в них шпангоутами ставились мачты и небольшой парус, то что мешало его ставить и на остальные долбленки, так сказать цельнодеревянные? Вполне возможно что флот русов 1043 года из долбленок найденных в Новгороде и на Десне и состоял. Теперь о другом. Алешковский пишет о том что и во времена Константина на Днепре строились подобные суда. Но проблема в том что этому нет археологического подтверждения. Выводы эти сделаны исключительно эмпирическим путем, исходя из того что найдено в слоях более поздних. Кроме того, тексте К.Б. что я и продемонстрировал цитируя Дубровина нет ничего что бы указывало на то, что моноксилы были расширенные с шпангоутами и на них доращивались борта. Вообще все предположения о том что борта доращивались в это время исследователи заканчивают словом ВОЗМОЖНО. Тот же процитированный выше Алешковский так же пишет
"
Возможно, здесь их осиновые корпуса подвергались окончательной обработке, обшивались, на них «нашивались» борта и т. д."
Кстати, цитируя Пселла вы не закончили описание битвы. А ведь там есть один принципиальный момент
"Тут вдруг солнце притянуло к себе снизу туман и, когда горизонт очистился, переместило воздух, который возбудил сильный восточный ветер, взбороздил волнами море и погнал водяные валы на варваров.
Одни корабли вздыбившиеся волны накрыли сразу, другие же долго еще волокли по морю и потом бросили на скалы и на крутой берег; за некоторыми из них пустились в погоню наши триеры, одни челны они пустили под воду вместе с командой, а другие воины с триер продырявили и полузатопленными доставили к ближайшему берегу."
Как видим, разразившаяся буря, абсолютно не опасная для византийского флота довершила разгром флота русов, что прямо указывает на качество и размеры их судов.
Виктор3992 писал(а) 26.09.2018 :: 10:57:15:Вам не кажется что это какой - то странный бой?, если учитывать что это моноксилы, вроде тех что находят.
И чем он странный? Русы подгребают к судам греков и пытаются продырявить их копьями? Напротив на маленьких долбленках это единственное что было возможно русам сделать.
Виктор3992 писал(а) 26.09.2018 :: 10:49:02:Скандинавские союзники были отправлены на туземных/местных моноксилах. Против ромейского флота?
не они на своих драккарах пришли.... К чему этот вопрос? что было на том и плавали. Люди тогда менее привередливые были.
Виктор3992 писал(а) 26.09.2018 :: 10:55:03:они прежде всего предложили нам мир, если мы согласимся заплатить за него большои выкуп, назвали при этом и цену: по тысяче статиров на судно с условием, чтобы отсчитывались эти деньги не иначе, как на одном из их кораблей.
И что вас тут смутило? Святослав тоже приплыл на встречу с императором на лодке. Т.е. расчет должен был производится на корабле русов. Интереснее тут другое сумма на корабль. По странной причине Пселл указывает не современные ему денежные единицы а пользуется их античным наименованием. Предполагается что статир это номисма. Скилица утверждает что Мономах требовал выплатить по три литры золота на одного воина. Из литры золота чеканилось 72 номисмы. Следовательно, греки по требованию Мономаха должны были заплатить на каждого воина по 216 номисм или по Пселлу - статиров. Делим тысячу на 216 ть. Если мои расчеты верны то на одном судне русов было 4.6 человека. Не много скажем прямо. может я конечное что-то напутал в расчетах либо Пселл что то иное имел виду. Кстати , на досуге посчитайте сколько золота должны были греки заплатить 100 000 русских воинов если как Владимир требовал по три литры на человека? Вес литры золота около 320 гр.