Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 440 441 442 443 444 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 591439 раз)
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8820 - 24.09.2018 :: 12:44:31
 
Roxsalan писал(а) 24.09.2018 :: 12:25:45:
"скифы же акатии малые, и легкие, и быстрые: поскольку через реки в Евксинское море попадают, они не могут большие суда иметь"


Вот именно, актии малые и легкие, а не малые малые легкие.
Ведь такая логика по этой цитате
Roxsalan писал(а) 23.09.2018 :: 12:14:33:
Т.е. термин акатия в данном случае не указывает на конструктивные особенности судна, это скорее указание на его размеры.


На размеры указывает слово - μικροῖς, а на вес - ἐλαφροτέροις.
Раз есть малая акатия, должна быть и большая, больше той что у росов к примеру.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8821 - 24.09.2018 :: 12:47:09
 
Roxsalan писал(а) 23.09.2018 :: 12:14:33:
Поход 860 года отдельная тема ибо никто не знает что за русы его совершали,откуда был совершен набег. Уже высказывал тут мысль, которую,впрочем, и до меня высказывали другие исследовали, поход русов был инспирирован арабами, именно им он был на руку.


Допустим так, хотя на счет арабов я не уверен, значит у Фотия роские корабли νήες не моноксилы, так же как и латинский navibus. И Марцеллин отличал навибас от  cavatis arborum, и казни росы производили не на моноксилах. И Кузенков в своих предположения о τροχαντήρ πλίου не далеко от истины был, есть.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8822 - 24.09.2018 :: 12:51:28
 
Roxsalan писал(а) 23.09.2018 :: 12:14:33:
Возможно близкие им суда на приведенном вами нижнем снимке. Т.е. лодки. С другой стороны я вам привел оригинальное булгарское изображение булгар на неком судне в период завоевания дунайских земель булгарами. По хорошему надо бы было разобраться что из себя представляют малые кубары хорватов и на чем плавали болгары в 1Х-Х вв.


На булгарском изображении есть вот такая вот штука, на колонне Трояна нечто похожее.
У наших ничего подобного я не видел.

...

...
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8823 - 24.09.2018 :: 12:55:13
 
Roxsalan писал(а) 23.09.2018 :: 12:14:33:
так проблема в том что моноксилы славян не изменяются на протяжении тысячелетий, моноксил 2 тыс до н.э. визуально не отличить от моноксила 5 века н.э. (относительно недавно найден на Днепре около Хортицы) моноксила 9 века (о нем писал Дубровин найден у той же Хортицы) моноксила 13 века (найден на Десне). Я уже спрашивал у местных знатоков судостроительной традиции как на приведенный на рисунке моноксил доростить борта что бы он мог вместить всебя 40 человек.


Этот с Хортицы? (пишут что его нашли на Хортице)
...


Если да, не забудьте добавить к нему уключины, парус и кормило.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8824 - 24.09.2018 :: 13:19:36
 
Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:40:24:
И еще это подтверждает что Марцеллин отличал бОльшее от малого.

а кто в этом сомневался?

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:40:24:
И не мог лимбу назвать навибасом.

а вот тут не все так однозначно. navibus это общий термин для плавсредства, типа нашего корабля. lembi это уже класс судна. Почему в таком случае lembi не может быть navibus или navibus не может быть lembi? По факту это уже софистика или скорее казуистика.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8825 - 24.09.2018 :: 13:38:00
 
Roxsalan писал(а) 24.09.2018 :: 13:19:36:
а вот тут не все так однозначно. navibus это общий термин для плавсредства, типа нашего корабля. lembi это уже класс судна. Почему в таком случае lembi не может быть navibus или navibus не может быть lembi? По факту это уже софистика или скорее казуистика.


Потому что у лемби нет частицы bus, в отличии от navibus и ratibusque и на лембах зерно не возили.
Да и сейчас navibus синоним water bus, бас - автобус, ватер - вода.
А лемби были быстроходными, легкими,  многовесельными  кораблями.

The Jules Verne on the River Erdre in central Nantes, operating the Navibus Erdre service.
...
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8826 - 24.09.2018 :: 14:19:09
 
Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:44:31:
Вот именно, актии малые и легкие, а не малые малые легкие.
Ведь такая логика по этой цитате

Честно говоря я вашей логики не понял. Лев пишет что корабли русов это малые акатии. Малыми акатиями он их называет по той причине что они из за своей легкости, размеров и быстроходности походили на греческие акатии. Что тут не понятно? причем тут малые малые?
Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:44:31:
На размеры указывает слово - μικροῖς, а на вес - ἐλαφροτέροις.


И к чему это? Ну разобрались вы с терминами легкий и малый, дальше что? Я перестаю понимать вас.

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:44:31:
Раз есть малая акатия, должна быть и большая, больше той что у росов к примеру.


Вероятно. Термин акатий в разное время применялся к судам совершенно разного класса. Во времена Фукидида это небольшая пиратская лодка. Во времена Потемкина это парусно-гребной 2- или 3-мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на борту до 20 пушек . Банально, Википедия (дальше рыть времени пока нет) сообщает что акаты были двух типов, легкое беспалубное судно и более тяжелое с палубой. Но по мне, так Лев называя суда русов малыми акатиями просто хотел сказать что корабли русов такие же быстрые и легкие как акаты но только малого размера. Все это вполне согласуется с тем что писал К.Б. указывая на то что часть своих судов русы переносили на плечах.

Кстати, нашел, у Пселла тоже σκαφῶν. Т.е русы вытесывают в своих лесах акаты. В таком случае К.Б. называя суда русов то моноксилами то акатами говорит об одном и том же классе судна только называя его разными словами, типа того как мы здесь рассуждая о судах русов называем их однодреками, лодками, ладьями и кораблями.

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:47:09:
Допустим так, хотя на счет арабов я не уверен

Ваше право.

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:47:09:
, значит у Фотия роские корабли νήες не моноксилы, так же как и латинский navibus.

Да кто это знает точно! Только сам Фотий знал что он подразумевал под словом νήες моноксилы, другие какие суда. Тут можно задать до китайской Пасхи.

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:47:09:
И Марцеллин отличал навибас от  cavatis arborum,

Тоже самое что и с Фотием.

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:47:09:
и казни росы производили не на моноксилах.

Если верить источнику - да. Насколько он был осведомлен как казнили русы и от кого он узнал инфу уже иной вопрос.

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:47:09:
И Кузенков в своих предположения о τροχαντήρ πλίου не далеко от истины был, есть.

А это как сказать, тут все зависит от того что такое  τροχαντήρ в понимании самого источника и откуда он вообще про  τροχαντήρ узнал. Не вставил ли он его для красного словца дабы прибавить достоверность своему рассказу о жестокости русов.

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:51:28:
На булгарском изображении есть вот такая вот штука, на колонне Трояна нечто похожее.

Ну я бы не сказал что на колоне нечто похожее. На булгарском изображении может оказаться вполне себе обычная лодка долбленка. Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:51:28:
У наших ничего подобного я не видел.

в этом вся и проблема.

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:55:13:
Этот с Хортицы? (пишут что его нашли на Хортице).


Это действительно с Хортицы, но это не то судно которое здесь обсуждалось. То найдено, кажется, в 80-х, это если не изменяет память в 2012 году или около того. Предполагалось что данное судно времен Святослава или запорожских казаков, но анализ показал середина 6 века.

Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 12:55:13:
Если да, не забудьте добавить к нему уключины, парус и кормило.


на счет паруса не знаю, это к авторам работы о моноксиле с Хортицы Х-Х1 века, это они утверждают что можно было поставить. Рисунок моноксила я привел в ответе Таляну, как и его современный аналог. Относительно уключин и кормила.... А в чем проблема? Смотрим  "Средневековое судостроение в Юго-Восточной Руси (бассейны Десны и Оки) по археологическим источникам":

"Следующая находка была сделана только в 1960 г. при обвале правого берега Десны у с. Друцкое (25 км ниже Чернигова по Десне). Черниговский челн был выдолблен из цельного дубового ствола. Длина судна составляла около 13,5 м (сохранилось 12,7 м), ширина достигала 1 м, высота бортов – до 0,85 м. Носовая часть судна заострена, кормовая – скруглена, причем в верхней части кормы имелась широкая площадка 0,6 х 0,8 м, вокруг которой борт возвышался еще почти на 0,07 м – вероятно, место для рулевого. В носовой и кормовой части челна были сохранены две перегородки, увеличивавшие прочность конструкции. Вдоль бортов у их края были прорезаны отверстия округлой и подпрямоугольной формы, предназначавшиеся для крепления веревочных уключин и такелажа. Челн мог перевозить до 15 человек и груз. Датировка судна по 14С дала результат 300 ± 60 лет, т.е. судно относится к позднему средневековью (XVI-XVII вв.). Челн реставрирован и экспонируется в Черниговском историческом музее [7, 20, наши наблюдения]. Ближайшая аналогия Черниговскому челну – моноксил из под о. Хортица X-XI вв. длиной более 10 м, в котором, правда, оставлены не 2, а 3 переборки [35]"

Что имеем Черниговский челн 17-18 века практически аналогичен тому что нашли на Хортице, имеется ввиду датируемый Х-Х11 вв. Уключины и иной такелаж предполагается. По сути что такое уключины, это устройство для фиксации весла. они могли быть как кожанно/веревочные как предполагает Шаповалов и авторы цитируемой статьи так и железные. В чем проблема поставить? Тоже и с кормилом. На счет паруса уже написал, вопрос не ко мне. Вероятно именно такой челн изображен и на булгарской поделке. Вызледел он скорее всего примерно так

"...


Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8827 - 24.09.2018 :: 14:55:48
 
Виктор3992 писал(а) 24.09.2018 :: 13:38:00:
Потому что у лемби нет частицы bus, в отличии от navibus и ratibusque и на лембах зерно не возили.

т.е. лемба это таки не плавсредство, на что я как бы вам указывал? Вы занимаетесь буквоедством, пытаясь максимально адаптировать латинские и греческие морские термины под судостроительные традиции руси и чрез это доказать что суда русов были несколько больше чем это могло быть в реальности. Я же вам указываю на другое, и лембы в случае с сарматами и акатии в случае с русами это попытка римлян и византийцев как то обозначить суда которыми пользовались их противники дабы это было более менее понятно читающим. При этом, и римляне и греки используют те термины которые означают легкие быстроходные суда пиратов. А именно они и использовали и лембы и акты с античного периода. Т.е. главный посыл информаторов, суда сарматов и русов по своей сути такие же как и у морских пиратов. Именно это и есть то главное что авторы цитируемых источников пытаются донести. А сколько было весел и людей в экипаже уже не суть важно. Заметьте, греки нигде об этом применительно к русам не упоминают. Максимум называют количество судов.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8828 - 24.09.2018 :: 16:31:48
 
Roxsalan писал(а) 24.09.2018 :: 14:55:48:
А сколько было весел и людей в экипаже уже не суть важно. Заметьте, греки нигде об этом применительно к русам не упоминают. Максимум называют количество судов.

Относительно похода 935 года. В Церемонии четко указано количество кораблей - 7, но и количество "людей". Специально отметил термин "людей", в отличии от двух выше стоящих записей, где есть гребцы, воины и т.д.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8829 - 24.09.2018 :: 16:39:27
 
Roxsalan писал(а) 24.09.2018 :: 00:35:31:
Однодеревками являлись суда славян в VII в., ладьи времен Игоря  и Святослава,

И за 300 лет ничего не изменилось?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8830 - 24.09.2018 :: 16:46:26
 
Roxsalan писал(а) 24.09.2018 :: 12:08:00:
В общем, где аргументы в пользу существования на Руси крупнотонажных судов вмещающих в себя до 40 человек? При этом я не имею ввиду Новгород и Ладогу где совершенно иная традиция и назначение судов, что отмечают абсолютно все исследователи. Мы говорим про юг, про конкретную Киевскую Русь.

А как же 44 глава Церемоний? Росы на своих семи судах, количество 415 человек.
Только вряд ли они с Киевской Руси. Рано до похода пришли, месяц ждали.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8831 - 24.09.2018 :: 16:48:48
 
Roxsalan писал(а) 24.09.2018 :: 12:08:00:
Потому что К.Б. был современник событий, в отличии и от автора ПВЛ и от Дубровина с вами.

А вы в курсе, что после смерти Константина, записи правили, редактировали, добавляли?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8832 - 24.09.2018 :: 16:52:19
 
upasaka писал(а) 24.09.2018 :: 16:31:48:
Относительно похода 935 года. В Церемонии четко указано количество кораблей - 7, но и количество "людей".

Уже писал, по 935 году я не готов ответить, нужно больше информации, ибо глядя на то как вольно трактуют и интерпретируют сообщения о участии русов в греческих походах 91 и 949 года некоторые уважаемые историки складывается впечатление что и 935 год из той же оперы. В общем нужна информация, тексты которых у меня нет. А то может как и уже бывало вместо русских кораблей на поверку оказываются красные или пурпурные хеландии.
upasaka писал(а) 24.09.2018 :: 16:39:27:
И за 300 лет ничего не изменилось?

а это смотря что вы имеете ввиду. Конструкция однодревок, практически, нет, уже приводил и цитаты и фото. Если же брать в целом традицию судостроения, то безусловно она менялась, поскольку появлялись новые технологии, а  с ними и возможности, менялись условия в том числе и природные. Поэтому и говорю, что выводы опираясь на суда 16-17 и даже 12-14 строить выводы о том какие суда были в 9-10 веке не корректно. Более менее можно говорить однозначно только по однодревкам, они что тысячелетия до н.э. что в начале н.э. что в ее середине практически оставались одинаковыми. Изменялись лишь производные от них.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8833 - 24.09.2018 :: 17:04:50
 
upasaka писал(а) 24.09.2018 :: 16:46:26:
А как же 44 глава Церемоний? Росы на своих семи судах, количество 415 человек.

вы читали сам текст этой главы церемоний, на каком языке? или судите о нем по трудам историков которые на него ссылаются? Я не нашел текста. Хотя может и плохо искал.
upasaka писал(а) 24.09.2018 :: 16:46:26:
Только вряд ли они с Киевской Руси. Рано до похода пришли, месяц ждали.


не совсем понял что вы хотели этим сказать?

upasaka писал(а) 24.09.2018 :: 16:48:48:
А вы в курсе, что после смерти Константина, записи правили, редактировали, добавляли?


Я в курсе того что некоторые исследователи вроде византиниста И. Шевченко, вообще считают что К.Б. не писал трактат, за него его написали другие, непонятно когда. Так же доводилось читать что глава о росах есть только в одной из кажется трех известных копий и ее состряпал граф Румянцев, непонятно где эту копию нашедший. Так чему или кому верить будем. Это как с Бертинскими анналами,российские историки их цитируют и переводят по зарубежным изданиям, но когда С. Головин нашел и стал распространять в сети фотокопию анналов полученную им из Франции, никого из российских исследователей она практически не заинтересовала, как мы с Серегой не пытались ее пристроить историкам. Только Пчелов из тех кому я отсылал фотокопию проявил интерес, остальные написали что это им не нужно. И лишь благодаря Л.Е. Морозовой, которой я также отправлял копию, у меня есть два перевода с нее, сделанные в Москве и Питере (третий по какой то причине до меня так и не дошел, хотя был сделан, и вроде как отправлен, о чем та же Морозова мне и сообщала). Так вот по ряду моментов переводы между собой абсолютно разнятся. Хотя в целом и выдержаны в том же классическом ключе.
Наверх
 
Ярич
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 1

СПбГЭУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8834 - 24.09.2018 :: 17:09:06
 
Цитата:
А вы в курсе, что после смерти Константина, записи правили, редактировали, добавляли?
Цитата:
Я в курсе того что некоторые исследователи вроде византиниста И. Шевченко, вообще считают что К.Б. не писал трактат
Как было на самом деле узнать будет тяжело уже. Тайна за семью печатями
Наверх
 

Качественный спил с вывозом в Нижнем Новгороде
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8835 - 24.09.2018 :: 17:14:00
 
Ярич писал(а) 24.09.2018 :: 17:09:06:
Как было на самом деле узнать будет тяжело уже. Тайна за семью печатями

тайна семью печатями как было и в куда более близкое к нашему времени. Мы все здесь присутствующие жили в 90-е, но для кого то это "святые" года, а для кого то иначе. В русле этих представлений те или иные люди и будут интерпретировать ту историю которую каждый из нас прожил лично. Даже документы соответствующие той или тиной интерпретации будут найдены и представлены.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8836 - 24.09.2018 :: 17:17:55
 
Roxsalan писал(а) 24.09.2018 :: 16:52:19:
тексты которых у меня нет.


У меня есть греческий текст в нераспознанном виде. Уже смотрю.

upasaka писал(а) 24.09.2018 :: 16:46:26:
А как же 44 глава Церемоний?


Не просто 44, книга II;44
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8837 - 24.09.2018 :: 17:18:10
 
Roxsalan писал(а) 24.09.2018 :: 17:04:50:
Так вот по ряду моментов переводы между собой абсолютно разнятся.

Например?

Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8838 - 24.09.2018 :: 17:30:39
 
Вот вроде нужное место, с упоминанием 415 росов на каравах. Протоспафарий Епифан нашёлся Смайл
Наверх
« Последняя редакция: 24.09.2018 :: 17:44:03 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8839 - 24.09.2018 :: 19:57:23
 
scriptorru писал(а) 24.09.2018 :: 17:30:39:
Протоспафарий Епифан нашёлся

из текста не ясно это корабли русов или корабли с русами, что не есть одно и тоже.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 440 441 442 443 444 ... 982
Печать