Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:Я уже говорил, в вашей дискуссии какой-то искусственный выбор между моноксилом и чайкой, но даже если посмотреть на этот текст: "Аже лодью украдеть, то 7 кунъ продаже, а лодию лицемь воротити, а за морьскую лодью 3 гривны,
а за набоиною 2 гривне, а за челнъ 8 кунъ, а за стругъ гривна." — Пр. Рус., 131 (1282 г. ~ XII в.). Увидим как минимум 5 типов судов
Исследователи судостроительных традиций Руси, тот же Дубровин, Загоскин приводят достаточное количество названий судов существовавших на Руси в летописный период. Но проблема то не в этом. Спор идет о том что есть моноксил: лодка долбленка в чистом виде, такая как ее находят археологи или моноксил это долбленка с наращенными бортами, как полагает Талян и иже с ним. Греческие источники не дают возможности более менее точно идентифицировать термин.
Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:Николаас Витсен о морской практике русских в XVII в
Апеллирование к 17 и даже 15 веку не корректно. Сравните автомобили, корабли и самолеты начала ХХ века и конца того же ХХ века и, что называется, почувствуйте разницу. А ведь и принцип указанных механизмов одинаковый но насколько разнится дизайн и материалы. Поэтому доводы типа того что в 15-17 веке на Руси умели делать крупнотонажные суда не может быть доказательством тому что их делали и в 9-10 вв.
Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:В Ферхабад, в Персии, недалеко от Каспийского моря, течет поток через город, судоходный для шкут,
каковые выдолблены из одного ствола, снизу плоские, приводятся в движение гребками16 [наподобие весел каноэ, без уключин]. Они так велики, что вмещают и перевозят 10 или 12 человек. Те же [шкуты] употребляются на Каспийском море для рыбной ловли."
Есть основания утверждать что эти моноксилы имели дорощенные борта? 10-12 чел вмещали в себя и найденные в В.Е. моноскилы без добавления бортов.
Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:Они по обоим бортам ради остойчивости обвешаны связками камыша. Подобно тому, как на западе иногда уширяют суда бревнами, привязанными и висящими по бортам,
чтобы остойчивее шло по воде.... Русские, так же как и казаки, имеют обыкновение привязывать тростник по бортам кораблей, чтобы вода их выталкивала."
Возможно нечто подобное практиковали и русы в Х веке.
Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:Далее хотелось бы обратить внимание что по КБ моноксилы для Росов, строят как на юге так и на севере Руси,
на севере тоже строили лодки долбленки. Хотя и это уже обсуждалось неоднократно, далеко не факт что Немоград К.Б. это Новгород. Да и какой смысл из Новгорода гнать в Киев на продажу долбленки если их и ближе настрогать можно.
Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:Не совсем понятна, в том смысле зачем писать о переноске весел?, как будто бы эти весла были частью конструкции или может быть эти весла как-то необычно крепились, или были большими, может что-то еще.
как вариант, это дополнительные весла. Едва ли моноксил вмещающий в себя условно 10 ть человек гнали 10 ть славян его построивших.
Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 17:32:14:Т.е ἁλιάδας(ами, вид моряков) называли тех, кто плавал на μικρὰ (малых) σκαφίδια (челноках, лодках).
Видимо это слово перевели как долбленки. И тут у нас получается уже два термина. Русы из своих σκαφίδια, переносили оснастку на купленные μονόξυλα.
Виду того что акатием в разное время и в разных местах называли разные виды судов, то можно предположить что термин "акатий" эквивалентен русскому "корабль". Поэтому вряд ли имеет смысл видеть в этом слове больше чем указание на плавсредство. В противном случае К.Б. вероятно бы оговорился что русы из моноксилов-долбленок после переноса такелажа с акатий на моноксилы получали все те же акатии. Лев Мудрый тоже называет суда русов малыми акатиями
"«Μικροὺς δὲ καὶ μεγάλους δρόμωνας κατὰ τὴν ποιότητα τῶν πολεμίων ἐθνῶν κατασκευάσεις. Οὐ γὰρ ὁ αὐτός ἐστιν στόλος τῶν πλοίων τε Σαρακηνῶν καὶ τῶν λεγομένων Ῥῶς βορείνων Σκυθῶν. Οἱ μὲν γὰρ Σαρακηνοὶ κουμβαρίους χρῶνται μείζοσι καὶ ἀργοτέρις οἱ δὲ οἷον
ἀκατίοις μικροῖς καὶ ἐλαφροτέροις καὶ γοργοῖς, οἱ Σκύθαι· διὰ ποταμῶν γὰρ εἰς τὸν Εὔξεινον ἐμπλίμτοντες οὐ δύνανται μείζονα ἔχειν πλοῖα.»
«Малые же или большие дромоны по качеству вражеского народа снаряжать надо. Ибо не есть одно и то же снаряжение кораблей сарацинов или [снаряжение] так называемых росов северных скифов. Ибо если сарацины кумварии используют большие и медленные,
скифы же акатии малые, и легкие, и быстрые: поскольку через реки в Евксинское море попадают, они не могут большие суда иметь».
Лев Диакон так же называет лодку на которой Святослав прибыл а встречу с византийским императоров Ἐπί τινος Σκυϑικᾶ ακατια. Т.е. под словом акатия, моноксил греки понимали некое небольшое и легкое судно сделанное из ствола дерева.