Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 435 436 437 438 439 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 591425 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8720 - 18.09.2018 :: 11:34:45
 
scriptorru писал(а) 18.09.2018 :: 11:10:18:
таким образом, рабыня в Киеве стоила 100 дирхемов, в то время как в Багдаде «красивая белая рабыня, совершенно ничему не обученная», стоила 15 тысяч дирхемов147.....  В переводе на арабские деньги раб стоил 320-1600 дирхемов; рабыни (судя по величине таможенных пошлин) стоили в 4 раза дороже154.

собственно то что я и предполагал. Везти рабыню, да еще красивую блондинку выгоднее, меньше хлопот  с охраной. больше шансов что не сбежит. Особенно если задурить мозги что попадет в гарем к старику олигарху, который ее в золото оденет. Единственна проблема, толку в пути от рабынь нет, гребсти и тащить не будут, могут товарный вид потерять. Разве что есть приготовят, да и то опасно. Вдруг отравят.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8721 - 18.09.2018 :: 11:37:37
 
Roxsalan писал(а) 18.09.2018 :: 11:29:01:
шаткий вывод. раб мог и увечье получить в пути от тяжелой работы, заболеть, а это потеря прибыли. К.Б. пишет что рабов на волоке переводили в цепях. Т.е. он не участвовали в перетаскивании кораблей.

Полагать, что русы "вкалывали" вместо своих рабов,раз уж они есть, как-то наивно не находите?
Ценные рабы оберегались. Но очевидно, были и те кто работал на пользу русов... Это очевидно.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8722 - 18.09.2018 :: 11:38:47
 
scriptorru писал(а) 18.09.2018 :: 11:33:07:
Бессмысленно рассуждать о длинных кораблях применительно к рекам Восточной Европы. Это по сути суда завоевания господства на море. Большой экипаж обеспечивал победу над малым. Речные суда - другая совершенно тема.

дело не только в этом, греки постоянно подчеркивали что суда руси малые.
scriptorru писал(а) 18.09.2018 :: 11:33:07:
Что-то такое подходит...

так и я про то. вопрос только в том что это за суда были у хорватов. Но даже не в этом дело, а в том что если греки использовали суда подобного класса с экипажами в 10-20 чел для ведения войны то вероятно суда русов способных вмещать до 15-16 чел и некоторый груз найденные на юге мало чем от них отличались.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8723 - 18.09.2018 :: 11:40:07
 
Roxsalan писал(а) 18.09.2018 :: 11:38:47:
дело не только в этом, греки постоянно подчеркивали что суда руси малые.


Это и понятно, поскольку они должны быть универсальными река-море.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8724 - 18.09.2018 :: 11:41:48
 
scriptorru писал(а) 18.09.2018 :: 11:37:37:
Полагать, что русы "вкалывали" вместо своих рабов,раз уж они есть, как-то наивно не находите?
Ценные рабы оберегались. Но очевидно, были и те кто работал на пользу русов... Это очевидно.

Не спорю, исключать что рабов использовали по назначению в ходе движения каравана глупо, хотя повторюсь тот же К.Б. фиксирует что рабов в цепях проводили через волок а свои суда русы тянули сами. Но делать из этого аксиому я бы тоже не стал, вероятно было по всякому, хотя можно предположить что русы рабов в этом плане поджаливали что бы они не потеряли товарный вид пока доберутся до места.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8725 - 18.09.2018 :: 11:47:49
 
scriptorru писал(а) 18.09.2018 :: 11:40:07:
Это и понятно, поскольку они должны быть универсальными река-море.

С позиции логики я понимаю что долбленка в том виде в котором их находят мало подходит для морского плавания в нашем современном представлении и понимании. С другой стороны как писал классик - безумству храбрых поем мы песню. Люди в то время вероятно проще смотрели на некоторые вещи и меньше беспокоились о комфорте. Проблема в другом,  я не вижу обоснованного объяснения как на эту долбленку можно нарастить борта не используя шпангоуты, а тем более добиться ширины борта с метра, сказать стандартная ширина долбленки, до 2-3 метров. Сколько будет весить такая долбленка, какова она будет в транспортировке и управлении. В общем масса вопросов ответов на которые нет.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8726 - 18.09.2018 :: 17:35:25
 
Виктор3992 писал(а) 18.09.2018 :: 07:25:46:

Интересная статья. Только вот мореходность описана слишком оптимистично и противоречиво- "что стабильность очень хорошая, даже в 2-метровых волнах (хотя в этих условиях необходимо было спасать)"
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8727 - 18.09.2018 :: 17:49:58
 
scriptorru писал(а) 18.09.2018 :: 07:34:47:
На деле для боевых кораблей применяют термин - лангскип (длинный корабль). Кнорр в более позднее время означал тип надежных морских торговых судов. Лангскип не годился для дальних переходов, для них использовали кнорр. При этом Сойер пишет, что в эпоху викингов термин кнорр имел более широкое значение и обозначал не только торговые суда. Кроме того у скандинавов были естественно и небольшие суда для рек и озёр, это как бы понятно ... Относительно кораблей существует целый набор терминов, не всегда ясно что за этим стоит.

У нас на Руси, с легкой руки романистов, за длинным кораблем укрепился термин драккар. Все сразу понимают что имеется ввиду. Вот только большинство думает что драккаром все и ограничивается.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8728 - 19.09.2018 :: 12:46:18
 
Roxsalan писал(а) 18.09.2018 :: 11:17:35:
Дело не в нереальности, дорастить борта позволяли шпангоуты, которые по оценке археологов появились на руси в Х-Х1 в. Такие суда в том числе и на основе долбленки фиксируются на северо-западе. На юге пока такие суда не найдены. То что найдено наростку бортов не предполагает, хотя историки допускают такую возможность, но всегда оговариваясь, что ВОЗМОЖНО борта доращивались. В этом вся проблема, это позволяет историкам русского флота говорить что судостроительные традиции юга и севера различались. Тезис не найдено не значит не было не особо катит, ибо по странной случайности на юге находят суда только одного типа, что указывает на определенную тенденцию.


Я уже говорил, в вашей дискуссии какой-то искусственный выбор между моноксилом и чайкой, но даже если посмотреть на этот текст:
"Аже лодью украдеть, то 7 кунъ продаже, а лодию лицемь воротити, а за морьскую лодью 3 гривны,
а за набоиною 2 гривне, а за челнъ 8 кунъ, а за стругъ гривна.
"
— Пр. Рус., 131 (1282 г. ~ XII в.).

Увидим как минимум 5 типов судов

Ладья
Ладья морская
Ладья набойная
Челн
Струг

Но думаю их могло быть и больше.

Николаас Витсен о морской практике русских в XVII в

"На Каспийском море, по которому ходят московиты, рассказывает де Лаваль [de la Valle],
встречаются большие шкуты с веслами как лопаты, с большим неповоротливым рулем. Над этими кораблями, для защиты людей, растягивают палатки из ковров.

В Ферхабад, в Персии, недалеко от Каспийского моря, течет поток через город, судоходный для шкут,
каковые выдолблены из одного ствола, снизу плоские, приводятся в движение гребками16 [наподобие весел каноэ, без уключин]. Они так велики, что вмещают и перевозят 10 или 12 человек. Те же [шкуты] употребляются на Каспийском море для рыбной ловли
."

"Во время, когда Stenko Rasin [Стенька Разин], московитский бунтовщик, разбойничал на Каспийском море,
он имел под своим началом флот из 23 стругов, или гребных барок, с командой из 800 или 1000 человек.
Они противостояли 53 стругам и 4000 людям его царского величества и из-за голода принуждены были сдаться.
Струги — плохие морские суда, равно как и все суда московитов и персов на Каспийском море, они не могут лавировать круто к ветру, а лишь наискось по ветру. Они по обоим бортам ради остойчивости обвешаны связками камыша. Подобно тому, как на западе иногда уширяют суда бревнами, привязанными и висящими по бортам,
чтобы остойчивее шло по воде. Каждая барка [струг] на носу имеет металл [вероятно, оковку или шину для прочности], некоторые даже две металлические части.
"

"Когда сей бунтовщик взял и разграбил Астрахань, то спускался по реке с могучей флотилией из 300 судов, с многочисленными командами. Русские, так же как и казаки, имеют обыкновение привязывать тростник по бортам кораблей, чтобы вода их выталкивала."

Далее хотелось бы обратить внимание что по КБ моноксилы для Росов, строят как на юге так и на севере Руси,
и еще, фраза  "Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы,
переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство...
"

Не совсем понятна, в том смысле зачем писать о переноске весел?, как будто бы эти весла были частью конструкции или может быть эти весла как-то необычно крепились, или были большими, может что-то еще.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8729 - 19.09.2018 :: 14:03:25
 
Талян писал(а) 18.09.2018 :: 17:49:58:
Вот только большинство думает что драккаром все и ограничивается.



"В сагах встречается множество наименований для военных кораблей: skuta, snekkja (превратившееся во французское esneque — термин, которым обозначался любой норманнский пиратский корабль), skeið, dreki (драконья голова — дракар), karfi, и как собирательное название langskip. Суда эти отличались размерами и внешним видом. Сторожевые или «длинные» корабли (leiðangrasskip, landvarnarskip) иногда действительно были очень большими..."
Источник: Джонс Г. Викинги 2007 с.182-183

"Большие военные корабли обычно имели собственные имена, например: Длинный Великий Змей. Военный корабль короля Олава сына Трюггви именовался Длинный Дракон12, короля Магнуса Доброго — Великий Зубр. Считалось, что Великий Зубр был «построен по приказу Олава Святого."
" В другом случае (гл. 82) говорится о корабле Длинное Копыто и большой грузовой или паромной ладье"
Источник: Корабли викингов\\А.А. Сванидзе. «Викинги — люди саги: жизнь и нравы»
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8730 - 19.09.2018 :: 15:20:18
 
scriptorru писал(а) 19.09.2018 :: 14:03:25:
snekkja (превратившееся во французское esneque — термин, которым обозначался любой норманнский пиратский корабль),

Тут интересно:
"Среди артефактов это приспособления для охоты, части судна и названия самих судов, ведь известно, что скандинавы средневековья были прекрасными мореплавателями. Некоторые из этих слов, например «шнека», до сих пор присутствуют в речи людей из глубинки. В Новгородском областном словаре читаем: «Шнека. Род высокой лодки для ловли рыбы. Ст. (Старорусский район. — А.К.)» [10]."
По: Кохановский В.А. Тематическая классификация скандинавских заимствований в русском языке

skeið было заимствовано в древнеанглийский, как scegð (по Сойеру Эпоха викингов с.123)

"Шнека" похоже и был расхожий термин для военного корабля скандинавов, что у франков, что у словен?
Наверх
« Последняя редакция: 19.09.2018 :: 15:35:21 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8731 - 19.09.2018 :: 17:32:14
 
По поводу σκαφίδια, в том же словаре 5го века, дается такое толкование

<ἁλιάδας>· μικρὰ σκαφίδια

Которое наверное можно перевести так, ἁλιάδας(ами) называли тех, кто плавал на μικρὰ (малых) σκαφίδια
Этимология слова σκαφ - ίδιа , где акаф = судно. с ίδιа не ясно.

σκαφίδι - челнок, лодочка
σκάφη - лодка
σκάφος - корабль

([ΕΤΥΜΟΛ. < θ. σκαφ- τού σκάπτω + υποκορ. κατάλ. -ίδιον. Η λ. λειτουργεί ως υποκορ. και τής λ. σκάφη και τής λ. σκάφος])

Т.е ἁλιάδας(ами, вид моряков) называли тех, кто плавал на μικρὰ (малых) σκαφίδια (челноках, лодках).

Видимо это слово перевели как долбленки. И тут у нас получается уже два термина.
Русы из своих σκαφίδια, переносили оснастку на купленные μονόξυλα.
А конкретно, весла и уключины. Видимо это было какой-то съемный механизм, но зачем на долбленке уключины не совсем понятно. В цитате выше говорится: "выдолблены из одного ствола, снизу плоские, приводятся в движение гребками [наподобие весел каноэ, без уключин]"

Mukaffa об этом уже писал, как о долбленке - заготовке, но она могла быть не заготовкой, а еще одним типом судна. Который использовался на реках, а для моря закупали μονόξυλα. Чем они различались не ясно, но весла судя по всему использовались одни и те же.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8732 - 19.09.2018 :: 22:43:28
 
scriptorru писал(а) 19.09.2018 :: 15:20:18:
"Шнека" похоже и был расхожий термин для военного корабля скандинавов, что у франков, что у словен?

Очень может быть.
"Шняка
Одним из древнейших типов беломорского судна была шняка. Она строилась для промысловых целей, вплоть до середины XX в. исключительно для плавания у берегов Мурмана и трескового лова.
По сведениям П. Богославского, название судна заимствовано у нор-1 маннов — знеккё, шнеке — улитка. С. Максимов называет шняку — шнеке и фелукой норвежской (Максимов С. 1871. С. 297).
Одно из первых упоминаний о шняке относится к началу XII в. Так, в Царственном летописце говорится: «того же лета (1139), приходили Свейский князь с Бискупом в 90 Шнеках на гости Новгородские, и уже из за морья шли с великим богатством в пяти лодиях, и бишася много, и не успеши на что-же Новгородцам, и отлучиша у них три Шнеки, а из-биша у них стопятьдесят...» (Богославский П. 1859. С. 185).
Есть и еще упоминания на ту же тему.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8733 - 19.09.2018 :: 22:45:05
 
Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 17:32:14:
но весла судя по всему использовались одни и те же.

Весла судя по всему были на моноксилах распашные.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8734 - 20.09.2018 :: 00:33:51
 
Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:
Я уже говорил, в вашей дискуссии какой-то искусственный выбор между моноксилом и чайкой, но даже если посмотреть на этот текст: "Аже лодью украдеть, то 7 кунъ продаже, а лодию лицемь воротити, а за морьскую лодью 3 гривны,
а за набоиною 2 гривне, а за челнъ 8 кунъ, а за стругъ гривна." — Пр. Рус., 131 (1282 г. ~ XII в.).   Увидим как минимум 5 типов судов

Исследователи судостроительных традиций Руси, тот же Дубровин, Загоскин приводят достаточное количество названий судов существовавших на Руси в летописный период. Но проблема то не в этом. Спор идет о том что есть моноксил: лодка долбленка в чистом виде, такая как ее находят археологи или моноксил это долбленка с наращенными бортами, как полагает Талян и  иже с ним. Греческие источники не дают возможности более менее точно идентифицировать термин.
Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:
Николаас Витсен о морской практике русских в XVII в

Апеллирование к 17 и даже 15 веку не корректно. Сравните автомобили, корабли и самолеты начала ХХ века и конца того же ХХ века и, что называется, почувствуйте разницу.  А ведь и принцип указанных механизмов  одинаковый но насколько разнится дизайн и материалы. Поэтому доводы типа того что в 15-17 веке на Руси умели делать крупнотонажные суда не может быть доказательством тому что их делали и в 9-10 вв.

Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:
В Ферхабад, в Персии, недалеко от Каспийского моря, течет поток через город, судоходный для шкут,
каковые выдолблены из одного ствола, снизу плоские, приводятся в движение гребками16 [наподобие весел каноэ, без уключин]. Они так велики, что вмещают и перевозят 10 или 12 человек. Те же [шкуты] употребляются на Каспийском море для рыбной ловли."

Есть основания утверждать что эти моноксилы имели дорощенные борта? 10-12 чел вмещали в себя и найденные в В.Е. моноскилы без добавления бортов.

Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:
Они по обоим бортам ради остойчивости обвешаны связками камыша. Подобно тому, как на западе иногда уширяют суда бревнами, привязанными и висящими по бортам,
чтобы остойчивее шло по воде....  Русские, так же как и казаки, имеют обыкновение привязывать тростник по бортам кораблей, чтобы вода их выталкивала."

Возможно нечто подобное практиковали и русы в Х веке.

Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:
Далее хотелось бы обратить внимание что по КБ моноксилы для Росов, строят как на юге так и на севере Руси,

на севере тоже строили лодки долбленки. Хотя и это уже обсуждалось неоднократно, далеко не факт что Немоград К.Б. это Новгород. Да и какой смысл из Новгорода гнать в Киев на продажу долбленки если их и ближе настрогать можно.

Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 12:46:18:
Не совсем понятна, в том смысле зачем писать о переноске весел?, как будто бы эти весла были частью конструкции или может быть эти весла как-то необычно крепились, или были большими, может что-то еще.

как вариант, это дополнительные весла. Едва ли моноксил вмещающий в себя условно 10 ть человек гнали 10 ть славян его построивших.

Виктор3992 писал(а) 19.09.2018 :: 17:32:14:
Т.е ἁλιάδας(ами, вид моряков) называли тех, кто плавал на μικρὰ (малых) σκαφίδια (челноках, лодках).
Видимо это слово перевели как долбленки. И тут у нас получается уже два термина. Русы из своих σκαφίδια, переносили оснастку на купленные μονόξυλα.

Виду того что акатием в разное время и в разных местах называли разные виды судов, то можно предположить что термин "акатий" эквивалентен русскому "корабль". Поэтому вряд ли имеет смысл видеть в этом слове больше чем указание на плавсредство. В противном случае К.Б. вероятно бы оговорился что русы из моноксилов-долбленок после переноса такелажа с акатий на моноксилы получали все те же акатии. Лев Мудрый тоже называет суда русов малыми акатиями

"«Μικροὺς δὲ καὶ μεγάλους δρόμωνας κατὰ τὴν ποιότητα τῶν πολεμίων ἐθνῶν κατασκευάσεις. Οὐ γὰρ ὁ αὐτός ἐστιν στόλος τῶν πλοίων τε Σαρακηνῶν καὶ τῶν λεγομένων Ῥῶς βορείνων Σκυθῶν. Οἱ μὲν γὰρ Σαρακηνοὶ κουμβαρίους χρῶνται μείζοσι καὶ ἀργοτέρις οἱ δὲ οἷον ἀκατίοις μικροῖς καὶ ἐλαφροτέροις καὶ γοργοῖς, οἱ Σκύθαι· διὰ ποταμῶν γὰρ εἰς τὸν Εὔξεινον ἐμπλίμτοντες οὐ δύνανται μείζονα ἔχειν πλοῖα.»
«Малые же или большие дромоны по качеству вражеского народа снаряжать надо. Ибо не есть одно и то же снаряжение кораблей сарацинов или [снаряжение] так называемых росов северных скифов. Ибо если сарацины кумварии используют большие и медленные,
скифы же акатии малые, и легкие, и быстрые: поскольку через реки в Евксинское море попадают, они не могут большие суда иметь».

Лев Диакон так же называет лодку на которой Святослав прибыл а встречу с византийским императоров Ἐπί τινος Σκυϑικᾶ ακατια. Т.е. под словом акатия, моноксил греки понимали некое небольшое и легкое судно сделанное из ствола дерева.

Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8735 - 20.09.2018 :: 19:24:41
 
Roxsalan писал(а) 20.09.2018 :: 00:33:51:
Греческие источники не дают возможности более менее точно идентифицировать термин.

По грекам нужно детальней смотреть, в том смысле на упоминания ими о русских плавсредствах +
разбирать терминологию самих греков все что касается их кораблей и судостроения в целом.
Акатия и моноксил могут быть разными понятиями, ведь маленькая лодка может выдалбливаться по разному и иметь в готовом виде разные конструктивные особенности. К тому же этимология слова разная что может указывать на изначальную разность и самих понятий о предмете. Возможно конечно в дальнейшем эти понятия смешались в греческом лексиконе, как о вещах схожих по своей сущности. Но сперва нужно выявить временной период такого смешения, поскольку авторы могли различать моноксил и акатию, а в дальнейшем, переписчики уже нет. Ну и все в таком духе.

Roxsalan писал(а) 20.09.2018 :: 00:33:51:
Исследователи судостроительных традиций Руси, тот же Дубровин, Загоскин приводят достаточное количество названий судов существовавших на Руси в летописный период. Но проблема то не в этом. Спор идет о том что есть моноксил: лодка долбленка в чистом виде, такая как ее находят археологи или моноксил это долбленка с наращенными бортами, как полагает Талян ииже с ним.

Здесь схожая ситуация, долбленки могут быть разные. К примеру мы берем ствол дуба (поскольку их в основном находят) и раскалываем его пополам, у нас получаются две долбленки с низкими бортами, они к примеру для местного передвижения через небольшие реки и тд. Зачем им наращивать борта?

Можем этот ствол дуба не делить на части, и тогда у нас получится одна большая моноксила с достаточно высокими бортами. Такие моноксилы будут использоваться для походов как по рекам, так и по морю. Но опять таки, мы специально не стали делить ствол дерева на части чтобы получить большую вместимость судна, это и есть наши наращенные борта.

В итоге, в обоих случаях у нас получились две долбленки, формально, но по сути это ведь разный тип судна, для разных целей и т/д. И как мы их назовем? одним термином или все таки имея ввиду конструктивные различия, цели эксплуатации этих "лодок" и т/д., должны будем и называть их по разному?

Вщижский челн с шпангоутами, но если я правильно понял без наращивания бортов (1247-1279)
https://artemnagorny.livejournal.com/733.html

Находка ладьи-однодревки на Десне, большая, 17й век, без шпангоутов,  без наращивания бортов. (архаичность устройства)
http://www.kray32.ru/gukovskiy003_29.html 

Roxsalan писал(а) 20.09.2018 :: 00:33:51:
Есть основания утверждать что эти моноксилы имели дорощенные борта? 10-12 чел вмещали в себя и найденные в В.Е. моноскилы без добавления бортов.

Утверждать нет, поскольку Шкут это достаточно широкое понятие. И на представленных в этой работе рисунках
я честно говоря не увидел долбленок, хотя возможно они там есть Смайл
https://i-mar-a.livejournal.com/52697.html
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8736 - 20.09.2018 :: 19:37:05
 
Roxsalan писал(а) 20.09.2018 :: 00:33:51:
на севере тоже строили лодки долбленки. Хотя и это уже обсуждалось неоднократно, далеко не факт что Немоград К.Б. это Новгород. Да и какой смысл из Новгорода гнать в Киев на продажу долбленки если их и ближе настрогать можно.

Ну с Новгорода особого смысла тащить их конечно не было, но как влияние одной судостроительной традиции на другую должно было иметь свое место. И не только север-юг, но и на самом юге должны быть какие-то влияния. Та же Византия, Крымское судостроительство, арабы.
Roxsalan писал(а) 20.09.2018 :: 00:33:51:
как вариант, это дополнительные весла. Едва ли моноксил вмещающий в себя условно 10 ть человек гнали 10 ть славян его построивших.

Или тут мы имеем смешение понятий, ведь если это разный тип судна к примеру малый (σκαφίδια) и большой μονόξυλα. То и весла должны быть для них разные.
Roxsalan писал(а) 20.09.2018 :: 00:33:51:
Виду того что акатием в разное время и в разных местах называли разные виды судов, то можно предположить что термин "акатий" эквивалентен русскому "корабль". Поэтому вряд ли имеет смысл видеть в этом слове больше чем указание на плавсредство. В противном случае К.Б. вероятно бы оговорился что русы из моноксилов-долбленок после переноса такелажа с акатий на моноксилы получали все те же акатии. Лев Мудрый тоже называет суда русов малыми акатиями

Я выше уже частично ответил, либо это одно и тоже актия и моноксил, либо это все таки разные плавсредства.
И σκαφίδια во времена КБ, если это действительно его слово, имело значение как небольшое судно местного значения, в отличии от моноксил которые были больше и изготовлялись для дальних переходов, в том числе и по морю. Но с веслами тогда неясность получается.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8737 - 20.09.2018 :: 19:43:41
 
Талян писал(а) 19.09.2018 :: 22:45:05:
Весла судя по всему были на моноксилах распашные.


Если одно весло на человека, то скорей всего так. Но это должно быть наверное какое-то большое, двуручное весло.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8738 - 20.09.2018 :: 20:31:35
 
Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:37:05:
Roxsalan писал(а) Сегодня :: 00:33:51:
как вариант, это дополнительные весла. Едва ли моноксил вмещающий в себя условно 10 ть человек гнали 10 ть славян его построивших.

Или тут мы имеем смешение понятий, ведь если это разный тип судна к примеру малый (σκαφίδια) и большой μονόξυλα. То и весла должны быть для них разные


А прочитаем Багрянородного буквально.
"9. О росах 1, отправляющихся с моноксилами 2 из Росии 3 в Константинополь

[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии 4 в Константинополь моноксилы являются 5 одни из Немогарда 6, в котором сидел 7 Сфендослав 8, сын Ингора 9, архонта Росии 10, а другие из крепости Милиниски 11, из Телиуцы 12, Чернигоги 13 и из Вусеграда 14. Итак, все они спускаются рекою Днепр 15 и сходятся в крепости Киоава 16, называемой Самватас 17. Славяне же, их пактиоты 18, а именно: кривитеины 19, лендзанины 20 и прочие Славинии 21 — рубят в своих горах 22 моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и [47] отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам, росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их 23."
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/frametext9.htm
1. "рубят в своих горах 22 моноксилы во время зимы", "росы же, купив одни эти долбленки", так рубят моноксилы или долбленки, или моноксилы = долбленки.
2. "убранство... снаряжают их" - троеточие (пропуск), где могла быть информация либо об убранстве либо об снаряжении, либо ... (любая фантазия, вплоть до наращивание бортов).
3. Мачты и паруса русы ставят в устье Днепра, но какие-то приспособления для крепления мачты, должны бы быть либо установлены, либо заготовлены, либо сняты со старых моноксилов еще в Киеве, а об этом Багрянородный не обмолвился, то есть не все подробности он пишет и знает.

То что "Едва ли моноксил вмещающий в себя условно 10 ть человек гнали 10 ть славян его построивших" как по мне абсолютно логично.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #8739 - 20.09.2018 :: 21:58:59
 
Виктор3992 писал(а) 20.09.2018 :: 19:43:41:
Если одно весло на человека, то скорей всего так. Но это должно быть наверное какое-то большое, двуручное весло.

Очевидно гребец греб одним веслом двумя руками
Наверх
 
Страниц: 1 ... 435 436 437 438 439 ... 982
Печать