Roxsalan писал(а) 07.08.2018 :: 10:53:03:озможно потому что в период составления ПВЛ термин был не актуален и ничего не говорил как самому летописцу так и тем для кого летописи писались. Т.е. термин стал анахронизмом.
Актуальность или не актуальность как мне видится не причем, поскольку тут речь идет уже о традиции. Если принять версию о древнейшем своде. Составленному либо на рубеже 10-11 века, (А.А. Гиппиус) либо в самом начале 11 века 1016-1017г. (С. М. МИХЕЕВ). Затем этот свод попал в редакцию 1060 (70-80г), далее 1090г, далее ПВЛ 1115г. и далее 1117г. Михеев в своей работе "Кто писал повесть временных лет" попробовал реконструировать это древнейшее ядро летописи. (в конеце этой работы текст)
"
Вероятно, после Любечской битвы 1016 года, но до киевского похода Болеслава Храброго (то есть до августа 1018 года) или даже до похода Ярослава в 1017 году на Брест, в Киеве было написано небольшое по объему монотематическое, не разделенное на годовые статьи повествование, основной темой которого была борьба за власть в Киеве в X – начале XI века.
В этом сугубо светском тексте, условно именуемом Древним сказанием, последовательно описывалось основание Киева, гибель Игоря, месть Ольги древлянам, походы Святослава, нападение печенегов на Киев и смерть Ольги, гибель Святослава, усобица Святославичей, начало борьбы Ярослава со Святополком.
Главными героями Древнего сказания были Игорь, Ольга, Свендельд, Святослав, Ярополк, Владимир, Ярослав.
Одним из важнейших источников для составителя Древнего сказания были рассказы дружинников;
сын воеводы Свендельда Мстиша, возможно, был его прямым информантом"
Примерно тоже самое пишет и А.А Гиппиус
Чего не было в древнейшем сказании,
в нём не было:
а) хронологической сетки,
б) прямого цитирования Библии,
в) пассажей гомилетического и агиографического характера,
г) заимствований из византийской хронографии,
д) антилатинской полемики.
//До и после Начального свода
П.С Стефанович видит этот древнейший свод так:
1) Ранняя история Киева и полян
2) Происхождение династии (призвание - новгородская версия)
3) Утверждение этой династии в Киеве.
Сказание у него заканчивается не призванием варягов, а взятием Киева.
//Сказание о призвании варягов или Origo Gentis Russorum
Николай Лопатин
"Предполагаю, что к основной, ранней, части «Сказания» относятся сюжеты о дани, взимавшейся варягами с трёх северных племён (словен, кривичей и мери), об изгнании данщиков и призвании князей Рюрика, Синеуса и Трувора в Новгород. Такая композиция – «три брата – один город» – составляет параллель сюжету о трёх киевских братьях. Вероятно, в ранней части присутствовали также фраза о прозвании Руси от варягов-находников и повествование о
завоевании Олегом и Игорем Киева, что соединяло киевскую и новгородскую сюжетные линии.
Всю эту основу рассказа допустимо возводить к «Древнейшему сказанию» («летописному Ядру») рубежа X–XI вв."
//Изборск и Варяжское сказание
Т.е - Варяги присутствуют в древнейшем сказании, в том числе в легенде о призвании.