upasaka писал(а) 09.07.2018 :: 19:53:37:опросы истории - № 8 - 1989
Опять.
upasaka писал(а) 09.07.2018 :: 19:53:37:А вы отрицаете исследования Шахматова в его Сказании о призвании варягов, называя «Выдумка, которую и обосновать-то толком нечем.»
Вы за мыслью следите или нет? Моя фраза отностися к идее о искусственном включении пассажа о призвании, заведомо недостоверном. Это безусловная чушь. Чем вы занимаетесь я уже вообще не понимаю.
Что Петрухин пишет, тоже известно (только не в ранних публикациях, зачем вы их тяните?)
"На мысль об «искусственности» мотива о призвании трех братьев в летописи Шахматова навели не текстологические изыскания, а совершенно внетекстологическое соображение о том, что меньшие братья Рюрика сели в городах слишком незначительных для того, чтобы быть «столицами». Современная археология это соображение опровергает: и Новгород, и Ладога, и Изборск, и Белоозеро были форпостами славянской колонизации финноязычного севера, где славяне в финской среде столкнулись со скандинавами и где, судя по всему, восприняли от окружающего населения и название норманнов - ruotsi>pycb [Мельникова, Петрухин, 1989].
Дело, однако, не в этом «опровержении».
Фольклорные истоки «легенды о призвании» были продемонстрированы еще К.Тиандером [Тиандер, 1915], отнесшим летописный пассаж к «переселенческим сказаниям» о двух или трех братьях, возглавлявших переселение трети своего племени в далекие земли, делящих эти земли на три части и т.д. К таким сказаниям можно отнести и дошедшие до восточных авторов рассказы о трех видах русов IX в., их трех центрах - Арсе, Славе и Куйабе - и т.п. [Петрухин, 1982]. Показательно, что поздние исландские саги нередко делят Русь - Гардарики - на три части, при этом иногда дополняют реальное деление - Новгородскую землю (Хольмгардарики) и Киевскую землю (Кэнугарды) - мифологическим, помещают там Етунхейм, Страну великанов [см. Мельникова, 1986. С. 210]. Достаточно ясны глубокие космологические корни такого тернарного деления, в частности, в скандинавской традиции, согласно которой мировое древо Иггдрасиль имело три корня, простиравшихся к трем мифическим царствам - богов, великанов и преисподней: таким образом, мировое древо моделировало тернарное деление пространства не только в вертикальной, но и в горизонтальной проекции. "
По: Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков 1995 с.53-54
"Дело в том, что увлечение исследователей «варяжской легенды» исключительно поисками летописных сводов, следов их контаминации и редактирования составителями ПВЛ, а прежде всего - «политических» мотивов их работы, иногда заслоняют не только фигуру летописца в его стремлении к истине [ср. Еремин, 1966. С. 62 и сл.], но даже и определенное единство самого текста. Именно презумпция искусственного происхождения «варяжской легенды» повлияла на то, как А.А.Шахматов объяснял ее текст: летописец написал, что братья-варяги «пояша по собе всю русь» потому, что знал об отсутствии среди скандинавских народов руси и хотел показать, что «всю русь» забрали с собой призванные варяги [Шахматов, 1908. С.340]. Поразительно, насколько проникновеннейший знаток древнерусских летописей отвлекся в данном случае от их текстов, ибо «вся русь» упомянута не только в варяжской легенде. От имени «всей руси» заключаются договоры с греками Олега и Святослава, тексты которых были включены в ПВЛ тем же ее составителем [ПВЛ. I. С. 26, 52]. .." Там же; с.54
"Таким образом, в «легендарном» пассаже летописи просвечивает вполне исторический контекст, представления о котором основываются не на совпадениях и «нанизывании» фактов и гипотез, а на определенном соответствии структур - договорно-даннических отношений руси и славян («по ряду» или наряду в летописи, «пакту» - у Константина Багрянородного), связанных, в частности, с организацией походов на Византию по пути «из варяг в греки»; сохранилась и «договорная» лексика - «вся русь», ряд, право [Мельникова, Петрухин, 1991; см. также гл. 4, § 1] и т.п.
К очевидно легендарным известиям в «легенде о призвании варягов» остается отнести прибытие трех братьев на княжение и размещение их в трех городах. Однако и этот «фольклорный» мотив в летописи соотнесен с историческими реалиями - братья садятся в реальных городах. Упорное стремление разделить здесь «историю и сагу» заставило критиков текста «легенды о призвании» без достаточных оснований постулировать искусственность этого соотнесения легенды с историей. Но исторический контекст легенды, конечно, не дает оснований впадать и в другую крайность - буквально следовать летописному тексту.
Как показал В.Н.Топоров, цели раннеисторического описания, каковым и была ПВЛ, заключались в том, чтобы включить исторические реалии в традиционную космологическую (в основе мифологическую) картину мира, систематизировав реалии на основе «общепринятой» космологической схемы [Топоров, 1973]. Разделять в этих описаниях традицию и реальность нельзя так же, как нельзя и механически подчинять их действию «фольклорных законов»: суть здесь как раз в переходе от «фольклора» к «истории».
Итак, в контекст легенды включены исторические реалии - не только древнерусские договорные формулы, но и города,
а возможно, и имена трех братьев, имеющие отчетливое скандинавское происхождение. " там же;с.56