Виктор3992 писал(а) 05.07.2018 :: 23:14:21:По поводу кремаций, их не так много, но где они расположены? Ведь встречаются и на Старокиевской горе, причем не далеко, либо на месте Десятинной церкви. В том месте где находят и элитарные камерные погребения. Можно предположить что сжигали там не простых смертных.
Все верно. Та же ситуация в Гнездово, есть кремации безинвентарные, по которым невозможно установить не только социальное но и этническое происхождение усопших. И это не значит что там погребен исключительно простой смертный. Это указывает лишь на традицию так хоронить.
Виктор3992 писал(а) 05.07.2018 :: 23:14:21:Получается, у нас племя и его элита себя ингумируют. Можно предположить что влияние шло сверху вниз, т.е именно элита повлияла на мировоззрение простых киевлян. Хотя и обратное движение с лету тоже исключать нельзя. Помимо инвентаря что конечно же важно, наверное стоит обратить внимание и на ориентировку погребений.
мне кажется до принятия христианства и сложения этнически единой народности погребальные обряды, включая ориентацию покойных, отражали какие то частные, местные традиции, либо традиции переселенцев в тот или иной регион. Аналогичная ситуация и с полиэтничным СМК там тоже очень большое разнообразие в погребальной обрядности, в том числе и по ориентации. Даже сейчас в рамках единой погребальной христианской традиции в России отмечается некоторое разнообразие. Скажем где то крест, памятник ставят в ногах усопшего, а где то в голове. Т.е. соблюдаются некие местные традиции.
В языческий период разнообразие было еще больше. Кроме того, в свое время любопытную мысль высказал археолог и писатель Ю. А. Шилов копавший арийские курганы на Украине. По его версии погребальный обряд служил не только для того что бы с той или иной степенью пышности проводить в последний путь усопшего, но и для того что бы отправить весточку богам к которым усопший отправлялся и где должен был замолвить словечко о соплеменниках. Поэтому форма погребельного обряда, погребения могла зависеть от того, к какому конкретно божеству хотели обратиться родичи усопшего. Вполне возможно нечто подобное могло происходить и в раннем средневековье, когда исповедовалось многобожие. Т.е. грубо говоря, хотели послать весточку Перуну, хоронили с соблюдением одного варианта обряда, к Велесу -другого. и т.д. Тоже видимо могло быть и у иных этнических групп, включая скандинавов. Кроме того, тот же Михайлов в своей лекции указывает на то что в разных регионах Скандинавии предпочтение отдавалось разным божествам скандинавского пантеона. Что только подтверждает мое предположение. Суммируя, погребальная традиция зависела от нескольких факторов - социального, религиозного, этнического, традиции окружения погребенного, влияние традиций соседей. Плюс не надо забывать о разноэтничных браках и потомках этих браков. Словом факторов очень много и возможно некоторые факторы историки и археологи по той или иной причине не учитывают. Но это если говорить об погребениях на той или иной территории в общем и целом. Несколько иначе дело могло обстоять с погребениями элиты и правящего рода. Тут, на мой взгляд, все таки должна была соблюдаться некая унификация и родовая традиция.
Виктор3992 писал(а) 05.07.2018 :: 23:14:21:Предлагайте свою версию событий, как вы это можете объяснить?
Теперь вернусь к тому, на чем остановился вчера. Повторюсь, на мой взгляд в разных регионах В.Е. присутствовали преобладали разные группы скандинавов, выполнявших разные функции и имевших разные цели. Смотрим другой вектор археологии. Самые ранние клады дирхемов в балтийском регионе появляются на о. Готланд. Здесь, по оценке специалистов, было зарыто примерно половина от найденных в Скандинавии кладов. Вдвое меньше кладов приходится на остальную территорию Швеции, и лишь четверть, от их общего количества, найдено в Дании и Норвегии. Самые ранние клады на Готланде датируются первой половиной IX в. Монетные находки — с конца VIII в. до начала X в. (до 900 г.) на Готланде обнаружены в 17 кладах, на материковой Швеции и на острове Эланд, в 7. (В. М. Потин Русско-скандинавские связи по нумизматическим данным ( I X - X I I вв.)). Кроме того в кладах на Готланде обнаружены псевдо дирхемы отчеканенные в Хазарии или на территории СМК, что прямо указывает на контакты. В пользу этого говорит и один из ранних кладов Верхнего Поднепровья датируемый первой половиной 1Х века в котором помимо 800 арабских дирхемов (786-833 год выпуска) входил серебряный «полубрактеат Хедебю», отчеканенный в Дании до 825 года. Данный полубрактеат имел хождение в основном в Дании, на южной Балтике и на Готланде. Словом есть все основания предполагать что готландцы через Двину и притоки Днепра мелкими группами проникали в В.Е. вплоть до СМК и вероятно они имели отношение к началу Гнездова. В Ладоге обосновалась иная группа скандинавов, из континентальной Швеции. Готландскую колонию в Ладоге около 770 года вырезали приильменские славяне, что возможно и стимулировало готландцев искать другой путь в В.Е. Отношения между Готландом и материковой Скандинавией были более чем сложные, о чем пишут скандинавские же историки. Можно предположить что на рубеже 1Х-Х в В.Е. сложились два центра Гнездово завязанное торговлей по Днепру, Дону, впоследствии с выходом на Византию, по Днепру с выходом на Волгу до Булгара и Ладога с ее выходом на Волгу так же до Булгара. Гнездово выходило на Балтику через Двину, Ладога через Ладожское озеро. Идем дальше. С рубежа IX-X серебро в Скандинавию потекло настоящей рекой. По оценке Г. Лебедева в этот период доля серебра поступавшего в Скандинавию составляла от 30% до 40% найденного на территории Древней Руси. В свое время о том, что Русь была лишь транзитной территорией для вывоза восточных монет в Скандинавию, и осуществлялся этот вывоз самими скандинавами, писал Н. II. Бауер. Частично соглашался с тем, что «Древняя Русь реэкспортировала серебро» и В. М. Потин. Снова цифры. Из общего количества шведских находок 372 приходится на о. Готланд, в которых зафиксировано примерно 43 000 дирхемов (вместе с обломками), а все находки материковой Швеции содержат менее 13000 монет. Только около 925 г. число кладов с куфическими монетами на территории Швеции начинает расти, достигая наибольших размеров около 955—970—975 гг. Находки Готланда 900—938 гг. охватывают около 7000 куфических монет. В период между 939— 1000 гг., количество дирхемов в кладах Готланда достигает примерно 22000 монет. Потин В.М. Русско-скандинавские связи по нумизматическим данным (IX -XII вв.). Т.е без преувеличение можно сказать что основная задача скандинавов оказавшихся в В.Е. это выкачка на родину восточного серебра. Сканды живущие в Ладоге и Гнездово вели себя как колониальная администрация другого государства. В тоже время на рубеже того же 1Х-Х в В.Е. на Днепре в Киеве складывается третий центр, также весьма полиэтничный. Который, собственно Русь. Торговые интересы этого центра ввиду невозможности выйти на Балтику и Дон после гибели СМК простираются в сторону Византии и Восток но уже через Черное море и нижниий Дон. Кстати археологи давно пишут о том, что в Гнездово сидела своя собственная элита независимая от Киева. Смотрим что происходит дальше. Эльсе Роэсдаль (Мир викингов) пишет: "
после 965 года мощный приток арабского серебра в Скандинавию неожиданно иссякает... причины этого неясны". На мой взгляд вполне ясны. Набрав силу Киев начиняет зачистку колониальных администраций в В.Е. и ее ключевых местах. В 947 году Ольга идет на Новгород, что отмечено и в ПВЛ и археологией, пожары в Приильменье. Между 960-970 гибнет элита Гнездово, ее зачистку археологи связывают уже со Святославом. Владимир подминает под себя Полоцк и в целом запад будущей Руси. Собственно это набросок, частности можно обсудить отдельно.