Roxsalan писал(а) 01.07.2018 :: 20:27:00:О том что в самой Скандинавии камерный обряд погребения появился извне иу него нет прототипа вСкандинавии давно пишут скандинавские археологи.
Мало того, он не был определяющим в Скандинавии См. пост с картой #5527
Михайлов К.А. Топография могильников с камерными погребениями в Северной и Восточной Европе \\ Ладога и Ладожская земля в эпоху средневековья. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 2008. 49 -67.
Roxsalan писал(а) 01.07.2018 :: 20:27:00:В Скандинавии времен Олега уже были камерные погребения. В этом вся и проблема. Т.е. если рюриковичи пришли из Скандинавии то они должны были принести с собой и обряд который для начала должен был появиться В Ладоге, а потом уже в Киеве, но ситуация прямо противоположная. В Ладоге камерный обряд фиксируется позже, о чем и говорит Михайлов.
Roxsalan писал(а) 30.06.2018 :: 10:43:17:scriptorru писал(а) 30.06.2018 :: 08:07:02:
Камерные погребения не являются определяющим моментом для темы. Это всего лишь вариант погребальной обрядности для скандинавов.
Ну как не являются определяющим моментом? Общепризнанно, это погребения элиты, и якобы руси
Roxsalan писал(а) 30.06.2018 :: 10:43:17:scriptorru писал(а) 30.06.2018 :: 08:07:02:
Что, сожжения в ладье уже забыты?
И много их на Руси? Особенно в Киеве? Да ив том же Гнездово. Каким временем они датируются?
"Первый этап развития «дружинной культуры» «Руси» — рубеж IX-X вв. — вторая половина X в - характеризуется достаточным разнообразием форм и типов погребальных традиций. В начале — второй половине X в. воинские захоронения часто сопровождаются разнообразным набором вооружения. Присутствуют практически все типы оружия: мечи, топоры, копья, стрелы, детали луков, оковки и умбоны щитов. Иногда некоторые типы вооружения сочетаются в рамках одного комплекса.
В первой половине — середине X в. на памятниках «дружинного характера» фиксируется
обряд погребения в ладье либо с деталями лодки7. С
середины X в. распространяется так называемый
обряд погребения в деревянных камерах8. Причем,
более ранние (по отношению к «камерным») захоронения с лодками известны преимущественно в северной части Восточной Европы9 (Юго-Восточное Приладожье, Плакун, Гнездово, Тимерево), в то время как чуть более поздние (по отношению к ладейным) камерные погребения распространены на всей территории Древней Руси (Плакун, Гнездово, Псков, Тимерево, Среднее Поднепровье, Подгорцы и др )."
По: А.А. Фетисов «Дружинная культура» Древней Руси\\Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 г. Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. 2012 с.409
Ссылка 7 - 7Стальсберг А. О скандинавских погребениях с лодками эпохи викингов на территории Древней Руси // Историческая археология. Традиции и перспективы. М., 1998. С. 277-287.
Стальсберг я уже цитировал ранее,
еще:
"В 11 богатых погребениях из 95 найдены ладьи со скандинавскими признаками [29]."
"У меня нет исчерпывающего объяснения такого удивительно большого числа парных погребений с ладьей в Гнёздове; требуется анализ новых находок. Я не уверена, что эта особенность прежде всего связана именно с ладейными погребениями, так как вообще парных погребений относительно много среди погребений со скандинавскими находками (по моим расчетам - около 17%)."
"В Плакуне совершенно другая картина: 5 женских, 2 мужских и 1 сомнительное погребения с ладьей. Только на одном кострище достаточно места для ладьи длиннее 10 метров; остальные лодки, вероятно, размерами с "лодку-велосипед". Плакун является могильником скорее всего для скандинавов, проживавших в Ладоге, .." указ.соч.
"Наконец, корабль – неотъемлемый спутник и необходимое средство передвижения павшего в мир иной. Традиция погребения в корабле является существеннейшей составной частью скандинавской культурной традиции, обнаруживая постоянство как в ритуальном оформлении реальных погребальных комплексов, так и в многочисленных изображениях на каменных стелах. Традиция ухода из мира живых на великолепном боевом корабле, небольшой рыбацкой лодке или просто в окружении камней, выложенных в виде контура корабля, пронизывала все скандинавское общество, не минуя женщин (Усебергское погребение) и людей далеко не хевдингского звания. Как мы видели, корабль в качестве дара богам был известен уже в I тыс. до н.э., а вообще культовый характер имеет едва ли не большинство наскальных кораблей древнейшего периода,
Обряд перехода в мир иной с посредничеством плавсредства был разработан детально. Он чрезвычайно широко варьирует в зависимости от субрегиона, хронологического периода и конкретного статуса погребенного. Дифференциация эта детально прослежена, по крайней мере, для вендельского времени и эпохи викингов (50). Наличествует и практически необозримый круг публикаций конкретных памятников, дающих богатую палитру стилей и традиций.
Исследования погребений в ладье активизировались и получили систематическое развитие с 1880-х гг. (190) (206). Несколько сотен ладей, сопроводивших своих хозяев в иное измерение, было исследовано за прошедшие десятилетия. Несмотря на большое количество публикаций и аналитических работ, реальную картину функциональной роли этого обряда, присущего многим слоям общества и всем половозрастным группам, удалось создать лишь Г.С.Лебедеву (47). Вопреки активно проводившемуся в скандинавской литературе мнению о принадлежности большинства вендельских ингумаций в ладье "крестьянской аристократии", "могучим бондам", им было высказано совершенно аргументированное и здравое суждение о том, что эти погребения принадлежат высшему слою общества – вендельской знати, отчетливо выделяющейся в этот период на общем социальном фоне (47; 157-166).
Подчеркнем лишь, что погребение с кораблем приобрело в Скандинавии I тыс. н.э. столь универсальный и всеобщий характер, что стало, без сомнения, этно- и культуроопределяющим элементом жизни.
Причем мы располагаем лишь теми объектами, которые погребены на суше. За кадром остается отчетливо присутствующая в письменных источниках традиция погребения воина на отплывающем от берега судне, которое могло при этом поджигаться либо отправляться в мир иной в неповрежденном состоянии."
По: Хлевов А.А. Предвестники викингов. Северная Европа в I-VIII веках 2017 с.102-103