Roxsalan писал(а) 13.04.2018 :: 17:52:43:По большому счету это уже казуистика. Викинги это разбойники , бандформирование или таки регулярные войска? Вы полагаете что в бандформированиях не бывает военной дисциплины и тактики?
Разбойники, завоеватели, наемники со своей системой организации (коннуги, ярлы т/д.)
По поводу дисциплины, я не знаю о каких крымских бандформированиях вы говорите, но по идеи
дисциплина конечно должна быть. Но вопрос в том какие цели стоят у этого бандформирования.
Фотий то говорил о неком народе, который покорив округу дерзнул напасть на ромеев.
У пиратов тоже были свои традиции, дисциплина и т.п. но они не ставили себе задачей построить
государство.
Roxsalan писал(а) 13.04.2018 :: 17:52:43:На мой взгляд на маршрут могли влиять только два фактора: территория проживания и судоходная традиция, т.е. качество флота и способность ходить каботажно или открытым морем. А заказчик тут абсолютно не причем. Как и безопасность. Угрозы флоту русов в 860 году не было ни по одному из рассматриваемых маршрутов. Ситуацию в Крыму уже рассмотрели. Болгары были заняты своими проблемами. Флот византийских фем азиатского берега вероятно был задействован в походе Михаила, что опять таки довольно четко указывает на спланированость и вывереность акции русов.
Заказчик заинтересован в том чтобы план сработал, помимо какой-то военной угрозы, его должна была интересовать
и незаметность ну или скажем так что бы движение росов не привлекло к себе внимание.
И судя по тому что пишут греки, может указывать не только на неожиданность удара с севера,
но и на то, что росами была проделана определенная работа, чтобы до самого последнего момента их намерения оставались "сюрпризом".
По поводу болгар, вроде как да, заняты они были (я правда не смотрел внимательно на сколько), но так чтобы увести войска с македонской фемы, у ромеев должны быть железные гарантии того что с этой стороны не нападут.
В 869г, Василий отправил к павликианам Петра Сицилийского чтобы тот договорился о мире,
через год Петр вернулся без особых успехов но сообщал, что павликиане хорошо общаются с болгарами
и пытаются склонить их в свою веру. Когда это общение началось мне неизвестно.
Roxsalan писал(а) 13.04.2018 :: 17:52:43:Тут два момента. Достоверность сообщения. Меня всегда настораживают цифры в источниках. Очень часто они оказываются плодом воображения, авторским дополнением с целью придания достоверности рассказа. Житие Игнатия насколько помню датируется Х веком. Но даже если это так, второй момент, сам Кузенков что что такое трохантир никто толком не знает, предполагается что это лебедка, но есть и другие трактовки в том числе и в византийских источниках. Так что упоминание трахонтира еще никак на класс судна достоверно не указывает. Кроме того, уже обсуждалось. По Днепру морские суда однозначно пройти не могли, греки постоянно пишут о том, что суда русов маленькие и называют их либо моноксилами либо малыми акатиями. Т.е. очевидно что это не морские суда. Ситуацию может спасти как раз версия что русы пришли из Крыма и это жители Крыма либо Азово-Черноморского региона. Только в Крыму русы могли раздобыть суда более крупные чем моноксилы и акатии и только приморские жители могли ими пользоваться. Не исключена и ситуация повторяющая готские войны, когда жители боспора предоставляли свой флот варварам готам и скифам. Т.е теоретически русы могли придти в Крым на моноксилах, а уже в Крыму обзавестись более мощным флотом. Сорочан достаточно хорошо описывает судоходные традиции крымчан того времени.
Помимо самой цифры и класса судна, возникает вопрос (лично у меня), зачем их нужно было доставлять на корабль,
а потом рубить голову, если это можно сделать и на суше?
А по поводу судохдных традиций, не обязательно жить в Крыму чтобы ими воспользоваться.
Можно нанять надежного и опытного местного моряка (может быть даже с кораблем), с которым у тебя давние отношения.
Крым как и любой центр стоящий на торговых путях, притягивал ближнюю и дальнюю округу, люди общались заводили деловые связи и т/д.
Тем более как раз на это время приходится рассвет частной коммерции, особенно что касается морской торговли.
Что хорошо отражено в т.н. Морском законе Родосцев.
Но в целом я согласен, если смотреть на это с точки зрения географии, то условно жители севера русской равнины были менее связаны с Крымом
чем центр и тем более ее юг
Roxsalan писал(а) 13.04.2018 :: 17:52:43:О мщении в тексте говорится применительно ко всем язычникам доставлявшим хлопоты грекам, а не только к тем кто грабил окрестности Константинополя. Смотрите письмо Николая, копировать цитату сейчас нет возможности.
Хлопоты да, но многие ли из язычников на указанный период времени бесчинствовали в под стенами столицы,
если нет то логично предположить что речь идет о походе 860г.
Цитата
"
Вашей могущественной доблести было бы уместней хвалиться о Господе, славиться добрыми делами и справедливостью,
а не запугивать и посылать нам угрозы, тем более что и дорога между нами сопряжена с значительными затруднениями,
которые причиняют разные народы, наносящие вам обиды и причиняющие серьезный вред: вам лучше было бы мстить за эти обиды,
а не вести счеты с нами. Мы не наносим никакого вреда и не причиняем оскорбления вашему величеству.
Взвесьте, сколько опустошений производят те другие люди и что вы имеете против нас?
Разве мы отняли Крит, обезлюдили Сицилию и овладели бесчисленными греческими провинциями?
Наконец, разве мы предали огню святые церкви, перебили множество населения в окрестностях города,
почти под самыми его стенами. И однако, этим народам, которые остаются в язычестве,
которые исповедуют другую веру и суть противники Христа и находятся
в постоянной вражде со служителями истины, вы не думаете мстить"
Roxsalan писал(а) 13.04.2018 :: 17:52:43:Называются разные даты, включая 861 год. Лысенко считает что это сделал Кирилл во время своей миссии к хазарам.
Получается Рим не знал о крещении росов целых 4 года. И тогда понятно почему ромеи не мстят.
Но с другой стороны если связка арабы+росы достаточно крепка, то зачем им после столь удачной
операции против ромеев, буквально через год в 861г портить отношения с арабами?.
Может у арабов внутри что-то пошло не так, какая-то же должна быть причина.