Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:05:33:У меня таких опасений нет. В одной из статей Носова коротко изложены все из имеющихся гипотез, из них, в свете новейших археологических данных, подтверждается лишь то, о чем я писал выше:
Ок, смотрим того же Носова но уже не образца 1984 года, на который вы дали ссылку, а образца 2012 из сборника Русь в 1Х-Х веках: Археологическая панорама.
"1999 г. В. Л. Янин заключил, что «состояние сегодняшних знаний о новгородском культурном слое и датировке его древнейших участков не подтверждает существование Новгорода в IX в. В пределах исходных ядер городских территорий на Неревском, Людином и Славенском концах отложение культурного слоя началось не ранее начала X в.» (Янин, 2004, с. 128–129).
К середине Х в. в 2 км вниз по течению Волхова от Рюрикова городища на холмах, впоследствии занятых тремя древнейшими городскими концами Новгорода, появились быстро растущие поселения, с самого возникновения которых заметны черты высокого социального положения их обитателей. Во второй половине Х в.
эти новые посёлки и Рюриково городище развивались параллельно. Тот факт, что в 980 г., при проведении князем Владимиром реформы язычества, статуя Перуна была установлена в истоке Волхова, на месте старого славянского святилища в Перыни, тяготевшего к княжескому Рюрикову городищу, подтверждает значительную роль последнего в то время. Однако в 989 г. деревянная церковь Софии строится уже среди новых поселений, на возвышенности левого берега Волхова. Рядом с общегородским храмом располагался епископский двор с хоромами первого епископа Иоакима Корсунянина и первой городской каменной церковью Иоакима и Анны. Тем самым здесь был сформирован центр церковного управления Северной Руси.
Постепенно противостоявшие Рюрикову городищу посёлки славянской знати образовали новую поселенческую структуру и переняли к рубежу X–XI вв. значительную часть экономических и административных функций прежнего центра. Эти новые поселения разительно отличаются от Рюрикова городища по числу находок скандинавских типов. Комментируя данный факт, следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, отчасти эти различия связаны с хронологией. Если на Рюриковом городище зафиксированы слои второй половины IX – X в. и можно предполагать наличие более ранних, то на территории собственно Новгорода слои Х в., когда скандинавское влияние на Руси наиболее ярко проявилось в материальной культуре, представлены лишь на нескольких раскопах, причём относятся они преимущественно ко второй половине – концу Х в. Во-вторых, в городе норманны, видимо, селились и останавливались не повсеместно, а в определённых кварталах и дворах, а поэтому в дальнейшем картина, наблюдаемая сейчас, может оказаться справедливой не для всех частей города. Однако, даже принимая во внимание эти оговорки, различия слишком велики. Они, несомненно, объясняются в первую очередь разным социально-экономическим характером поселений, сменявших друг друга. Если Рюриково городище – это торгово-ремесленный и военно-административный центр
международного плана с полиэтничным населением, благосостояние которого базировалось, в первую
очередь, на участии в дальней торговле и контроле
над водными путями, то новые поселения вокруг
христианского комплекса – это уже центр северной
части Русского государства, существовавшего за счёт
эксплуатации крестьянского населения. Если на Рю-
риковом городище скандинавы (княжеские дружинники, торговцы, ремесленники, частично жившие
постоянно семьями) представляли значительную
часть населения, то в Новгороде, судя по находкам,
присутствие скандинавов улавливается не столь отчётливо, а письменные источники упоминают о них
как о торговцах, наёмниках и опальных изгнанниках
при дворах князей, то есть как о людях, для которых
был характерен подвижный образ жизни." (Е. Н. Носов. Новгородская земля: Северное Приильменье и Поволховье)
Как видим, здесь Носов и не заикается о том что Городище это и есть ранний Новгород. Напротив, подчеркивает что оба этих поселения не только развивались параллельно но и противостояли друг другу.