Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 211 212 213 214 215 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 596082 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4240 - 10.03.2018 :: 18:59:36
 
иван васильевич писал(а) 10.03.2018 :: 18:32:26:
Другой вопрос, что греческое (или чьё там?) прозвище по внешнему виду могло совпадать с самоназванием или быть созвучно самоназванию. Такая случайность. Греки по внешнему виду называют: красными и самоназвание: красные. Остается только найти народ (народы) где рус обозначает красный. Но мог быть и другой вариант греки обзывают красные, а самоназвание, к примеру "рух" или "руш" - подвижные, говорящие, созвучное с греческим красные. Или там самоназвание: rusten - вооруженный, подготовленный. .

Вы тут абсолютно правы, греки не зная этимологии имени русь могли придумать и свою: "научную" или библейскую - от князя Рош, народную: от русиос - красный. Сами же русы вкладывали в свое имя совсем иной смысл, например - светлые, благородные ( ruxs/roxs). Кстати, тот же красный цвет у греков был  символом императорской власти. В красный цвет красили императорские суда названые греками ροῦσια χελάνδια. Т.е. по своей сути ruxs/roxs тождественно ροῦσια (красные).

иван васильевич писал(а) 10.03.2018 :: 18:32:26:
Читаем же в летописях, изредка: роустіи

Летописная роустiи это калька с греческого.
Наверх
 
Боровик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 127
Россия
Пол: male

НовГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4241 - 10.03.2018 :: 19:02:39
 
upasaka писал(а) 07.03.2018 :: 15:18:30:
Боровик писал(а) 06.03.2018 :: 23:25:30:
до строительства Сиверсова канала

А зачем его строили?

Для Вышневолоцкой водной системы, чтобы сократить расстояние и избежать судоходства по неудобным участкам (по озеру Ильмень и устью Мсты).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вышневолоцкая_водная_система
Наверх
 
Боровик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 127
Россия
Пол: male

НовГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4242 - 10.03.2018 :: 19:05:33
 
Roxsalan писал(а) 07.03.2018 :: 19:23:56:
Боровик писал(а) 06.03.2018 :: 19:29:54:
Рюриково городище это и есть Новгород.
Древнейшим Новгородом русских летописей и было Городище.

Боюсь тут с вами многие историки и археологи не согласятся.

У меня таких опасений нет. В одной из статей Носова коротко изложены все из имеющихся гипотез, из них, в свете новейших археологических данных, подтверждается лишь то, о чем  я писал выше:
"Касаясь названия столицы Северной Руси Новым городом, Малковской еще в 1852 г. справедливо заметил, что в летописях «Новгородом долго назывался преимущественно самый город-крепость». На такую локализацию названия Новгорода и обратили внимание В. Л. Янин и М. X. Алешковский, подчеркнув, что «именно Детинец и был древнейшим Новгородом».
При подобной постановке вопроса стало достаточно ясным, что поиски предшественника Новгорода — это не обязательно поиски какого-то значительного торгово-ремесленного и военно-административного центра, собственно города в современном научном понимании, им может быть и укрепленный поселок, более древний, чем новгородский Детинец. Вместе с тем название укреплений «новыми», на наш взгляд, требует реального противопоставления их «старым» укреплениям, а поэтому поиски более ранней крепости должны идти в истоке Волхова, а не на далеком расстоянии от него, в чем мы полностью согласны с В. Л. Яниным и М. X. Алешковским. Таким образом, строительство Нового города не имеет прямого отношения к проблеме «переноса» городов в том виде, как она обычно обсуждается в литературе. В данном случае речь идет лишь о перемещении укрепленного центра внутри плотного гнезда поселений в истоках Волхова.
Ключевое положение в истоке Волхова занимало Городище, что, по нашему мнению, и обусловило его главенствующую роль среди прочих поселений района, в том числе и тех, которые могли быть на возвышенностях, впоследствии занятых Новгородом. Местоположение Городища и состав находок показывают, что поселок имел торгово-ремесленный характер, а возможность контролировать важнейшую водную артерию обусловила и его военно-административные функции. Поселение имело хорошую естественную защиту, видимо, существовали и дополнительные искусственные укрепления (установлена эскарпированность склона и можно предполагать наличие деревянного тына). В зрительной связи с Городищем располагалась языческая Перынь. Таким образом, Городище во второй половине IX в. стало тем «узлом прочности» округи, который выделился среди близлежащих поселений и приобрел особые функции. Значение Городища в ранний период его истории — в IX—X вв. — убедительно подчеркивается также тем фактом, что княжеская резиденция в XII в. располагалась именно на его месте. Если в известиях о призвании варягов видеть не только легенду, то поселением, куда в IX в. из Ладоги пришел Рюрик, могло быть только Городище. Полагаем поэтому, что именно Городище и являлось предшественником Новгорода как крепости.
Проблема преемственности Городища и Нового города поднималась в отечественной науке, как мы уже отмечали, неоднократно, но здесь и возникали сомнения, поскольку площадь городищенского холма, по представлениями историков, казалась малой для размещения целого города (именно так, к примеру, и сейчас подходит к решению данного вопроса И. И. Кушнир). Если же поставить вопрос о преемственности Городища и Новгорода как разновременных укреплений (= детинцев), то все эти скептические замечания отпадут."

Е.Н. Носов "Новгород и новгородская округа IX—X вв. в свете новейших археологических данных (к вопросу о возникновении Новгорода)"
http://www.russiancity.ru/hbooks/h035.htm

Наверх
 
Боровик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 127
Россия
Пол: male

НовГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4243 - 10.03.2018 :: 19:13:24
 
Roxsalan писал(а) 09.03.2018 :: 10:57:23:
по какой то непонятной и не объясненной в ПВЛ причине Олег и Игорь бросили свой стольный и экономически развитый град Ладогу/Новгород и ушли к черту на кулички в Богом забытый Киев, где как пишут археологи на тот момент был полный "экономический вакуум". Вот и хотелось бы понять, зачем правители Руси это сделали? Что за форма мазохизма?

По мнению академика В. Л. Янина, Рюрику местная элита предписала, что он не имеет права собирать дань с населения, это могут делать только сами высокопоставленные новгородцы, а ему должны давать только дар за отправление им обязанностей, опять переведу на современный язык, наемного менеджера. Весь бюджет также контролировался самими новгородцами, и они на этом богатели. К концу ХI века они вообще создали свою вертикаль власти - посадничество, которое затем сделалось главным органом вечевой республики. Кстати, я думаю, не случайно Олег, ставший после Рюрика новгородским князем, не захотел здесь задерживаться и направился в Киев, где уже стал безраздельно властвовать.
Наверх
 
Богдан М
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 6416
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4244 - 10.03.2018 :: 19:19:27
 
Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 18:45:34:
Богдан М писал(а) 10.03.2018 :: 18:18:40:
В таком случае - нелепица тем более.

ну вообще то а летописях много нелепиц. Я уже потерял нить , мы о чем сейчас вообще спорим или что обсуждаем? Поясните что вы хотите сказать?

Это у меня такая привычка объяснения - прокручивать всё по 3 раза.
Ещё раз:
     Если у летописца (новгородского) была задача легитимизации варягов+Рюрика в числе "создателей Руси", то Н1Л НЕ имела бы описания начала руской земли с Кия и его братьев, причём ДО призвания Рюрика.
     Вот именно это,  при бытности указанной задачи, выглядит полной нелепицей, а если сотоварищи Рюрика становятся народом "русь" только в Киеве, то это нелепица тем более


Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 18:45:34:
Богдан М писал(а) 10.03.2018 :: 18:20:12:
В понимании новгородского летописца - государство "Руская земля" уже было ДО Рюрика.

я не увидел этого из текста новгородской летописи

Цитата:
В лЂто 6352 [854]. Начало земли Рускои. Живяху кождо  родомъ своимъ на своихъ мЂстех  и  странахъ, владЂюща кождо  родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму  же  имя Щекъ, третьему  же имя Хоривъ, а сестра их Лыбедь. И сЂдяше Кыи  на горЂ, идЂже нынЂ увоз Боричевъ, и бЂ с родомъ своимъ; а  братъ его Щекъ на друзии  горЂ, от него же прозвася Щековица; а третии Хоривъ, от него же прозвася Хоривица. И сотвориша градокъ, во имя брата своего старЂишаго и  наркоша имя Кыевъ
...
Въ времена же Кыева  и Щека и Хорива новгородстии  людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря : СловенЂ  свою волость имЂли, а Кривици  свою, а Мере свою; кождо  своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бЂлЂи вЂверици  а  иже  бяху у них, то ти  насилье дЂяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди. И въсташа  СловенЂ  и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы , и изгнаша я за море; и начаша владЂти сами собЂ  и городы ставити. И въсташа  сами на ся воеватъ , и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа  град на град, и не бЂше  в нихъ правды. И рЂша к  себЂ: «князя поищемъ , иже бы владЂлъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша  за море к Варягомъ и  ркоша : «земля наша велика и обилна , а наряда у нас нЂту  да поидЂте  к намъ княжить и владЂть  нами»


Кстати, о походе Кия на Царьград, но уже у Нестора:

Цитата:
тѣмь гл҃аху на  перевозъ на Києвъ. аще бо былъ  перевозникъ Кыи . то не бы ходилъ къ Цс̑рюград . но сии  Кии кнѧжаше в роду своєм̑ . и приходившю ему къ цс̑рю не свѣмы . но токмо ѡ семъ вѣмы ӕкоже сказають . ӕко велику честь при̑ӕлъ єсть ѿ цс̑рѧ . которого не вѣмъ . и при котором̑ приходи цс̑ри . идущю же єму ѡпѧть . приде къ Дунаєви . и възлюби мѣсто . и сруби городокъ малъ . и хотѧше сѣсти с родомъ сво̑имъ . и не даша єму близъ живущии . єже и донн̑ѣ нарѣчють Дунаици . городіще Києвѣць . Києви же прішедшю въ свои городъ Києвъ . ту и сконча  животъ свои . и брата єго Щекъ и Хоривъ . и сестра ихъ Лыбѣдь ту скончашасѧ
Наверх
 
Боровик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 127
Россия
Пол: male

НовГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4245 - 10.03.2018 :: 19:37:55
 
Roxsalan писал(а) 07.03.2018 :: 19:23:56:
Первое,тогда в таком случае, когда Городище и Ладога стали полноценными городами?

Надо полагать, с появлением оборонительных укреплений.

Roxsalan писал(а) 07.03.2018 :: 19:23:56:
Второе, в Киеве имеются и другие укрепления помимо того что рассматривается Михайловым на Старокиевской горе. Я уже писал о укреплении на Копыревом конце, прямые аналоги которому на территории СМК. Были в Киеве укрепления и более раннего периода.

У Михайлова про это было:
"Право на местонахождения первых древнерусских укреплений оспаривали несколько отрогов Киевских гор. По мнению ученых, ранние укрепления могли располагаться на Десятинке, Вздыхательницей Замковой горе. В.А. Булкин и Г.С. Лебедев считали местом первой княжеской крепости Лысую гору, которую они отождествляли с «Самватасом». В.Н. Зоценко локализовал княжеский град  на   Замковой горе (Булкин, Дубов, Лебедев1978, с. 13—14). Среди прочих Старокиевская гора считалась наиболее вероятным местом рас-положения наиболее древнего укрепленного городища. Многие исследователи относили время его возникновение к VI—VIII вв. (Комар 2005,с. 114—115, 127). "
http://www.academia.edu/13817804/Реконструкция_древнейших_укреплений_Старокиевск...

Roxsalan писал(а) 07.03.2018 :: 19:23:56:
Боровик писал(а) 06.03.2018 :: 19:51:00:
Можно и иначе сказать - что акцент делается на находки у которых есть хорошо датированные аналоги с других поселений.

Нет дело не в датировке, которую можно проводить не только опираясь на вещи скандинавского и славянского типа, но и на иные многочисленные находки на этих поселениях. Дело в  сознательном выпячивании "скандинавской вуали". Причем это принимает иногда гипертрофированные формы. Так доводилось читать когда при находке предметов разноэтнического происхождения в одном месте (например скандинавской фибулы и салтовского перстня) владельцем этих предметов объявляют скандинава.

Сложно сказать. Это ведь мнение не подавляющего большинства. Есть исследователи - антинорманисты.

Roxsalan писал(а) 07.03.2018 :: 19:23:56:
Боровик писал(а) 06.03.2018 :: 19:51:00:
образец для исследования направляется одновременно в несколько лабораторий, в том числе и зарубежные.

Это тоже не служит 100% гарантией. Близкий пример, разные зарубежные лаборатории делали тесты ДНК из одних и тех же аланских погребений Салтово. Результаты отличаются разительно. У одних погребенные имеют гаплогруппы R1b  G  N1, у других те же самые погребенные имеют  R1a, G, J

Отсутствие результата,  тоже  результат – значит  сами образцы были не очень-то пригодны для исследования. Я же писал о тех случаях, когда разные лаборатории дают схожее заключение, в таких случаях предположения о подгонке датировок звучат странно.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4246 - 10.03.2018 :: 20:36:50
 
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:05:33:
Ключевое положение в истоке Волхова занимало Городище,

Как по мне, спора нет.
Было Городище. Был при нем посад не важно. По каким-то причинам (каким?) построили новую крепость - назвали Новым Городом, вокруг разросся посад - новгородские концы.   Но это разные населенные пункты. Само собой если Новгорода еще не было то Рюрик (если существовал) мог придти только в Городище, а летописец через пару сотен лет об этом и не знал. Но может и не так - этого уж никогда не узнаем. А версия - нормальная, рабочая.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4247 - 10.03.2018 :: 21:31:19
 
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:02:39:
избежать судоходства по неудобным участкам (по озеру Ильмень

а какие были "удобства", для пути "из варяг..."? Я о книге Звягина
Наверх
 
Боровик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 127
Россия
Пол: male

НовГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4248 - 10.03.2018 :: 22:32:12
 
upasaka писал(а) 10.03.2018 :: 21:31:19:
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:02:39:
избежать судоходства по неудобным участкам (по озеру Ильмень

а какие были "удобства", для пути "из варяг..."? Я о книге Звягина


К книге Звягина про путь "из варяг в греки" я отношусь скептически.
Например, он пишет, что уровень воды Ловати и Днепра в 9 – 10 веках был ниже на 5 метров(!).  Если в Великих Луках современный уровень ниже 5 метров, то выходит, что река там в 10 веке не протекала?
Наверх
 
Боровик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 127
Россия
Пол: male

НовГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4249 - 10.03.2018 :: 22:48:02
 
иван васильевич писал(а) 10.03.2018 :: 20:36:50:
Было Городище. Был при нем посад не важно. По каким-то причинам (каким?) построили новую крепость - назвали Новым Городом, вокруг разросся посад

Новая крепость стала резиденцией архиепископа, старая крепость оставалась резиденцией князя.

иван васильевич писал(а) 10.03.2018 :: 20:36:50:
Но это разные населенные пункты. Само собой если Новгорода еще не было то Рюрик (если существовал) мог придти только в Городище, а летописец через пару сотен лет об этом и не знал.

Городище оставалось резиденцией князей до времён Ивана Грозного.
Когда в летописях пишется, что князь пришел в Новгород на княжение, то фактически это означает, что он поселился на Городище.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4250 - 10.03.2018 :: 23:23:52
 
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 22:48:02:
Когда в летописях пишется, что князь пришел в Новгород на княжение, то фактически это означает, что он поселился на Городище.

Не спорю.Тоже что  Боголюбово, Вышгород, кстати встречал версию что это и есть Немогард где сидел Святослав.
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4251 - 10.03.2018 :: 23:57:18
 
Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 17:37:12:
Разбираем по пунктам. Летописец привязывает начало руси к конкретной дате, началу царствования Михаила, потому что при нем русь ходила на Константинополь, о чем летописцу стало известно из греческих источников. От даты начала правления Михаила летописец начинает отсчет русской истории, о чем прямо и недвусмысленно говорит - отсюда начнем и числа положим
Повторил и выделил специально для вас. Идем дальше. Михаил начал царствовать в 842, а не в 852 году, поход руси при нем был совершен в 860 году. Иных походов руси на Константинополя  русь при Михаиле не делала. Летописная хронология не соответствует ни одной реальной дате, поход руси летописец датирует 866 годом. Что прямо указывает на то, что летописец реальных дат не знал.

В принципе возражений нет. Но:

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила.

Т.е. он знал дату похода.  Хотя бы интервал. Зачем стартовать от даты всхода на престол?

п.с. с 14 он совсем немного ошибся:
«Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены.»


Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 17:37:12:
Я вам уже показал что именно на 15 индикты выпадает большинство ключевых летописных дат.


Ключевые даты по циклам.
От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет» а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года». А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
Никаких циклов.

Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 17:37:12:
Где  кто и когда, окромя маловразумительной фразы из ПВЛ и других летописей о том что "новгородцы от рода варяжска, а прежде были словене", называет жителей "наших земель" варягами? Даже в той же ПВЛ в Киев вместе с Олегом приходят отдельно варяги и словене, но не приходит русь. В общем покажите источник окромя единственной фразы из летописи от 862 года где жители что Северо-запада Руси что всей Руси называются варягами?

Варяги за морем. Немножко в ладоге, гнездово и по списку далее. Доходя до арабов и греков, известны у них под именем рус.

Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 17:37:12:
Где хоть раз говориться о том, что одни варяги называли других варягов русью?

Это не самоназвание. Говорил же уже.

Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 17:37:12:
"С ними (послами) он прислал еще неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос[11] (Rhos)" (Бертинские анналы 839 год)

Это слова переводчика. По распросам - свеи.

Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 17:37:12:
Немцы в германии действительно не называются немцами, но проблема в том, что русы во всех аутентичных тому времени источниках византийских, франкских, арабских названы росами или русами и никак не иначе. Другого имени для них источники 1Х-Х века не знают.

Норманнами, как минимум. Еще.

По БА - свеоны.

Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 17:37:12:
Волоком при желании лодки и на Луну можно притащить. Вопрос не в возможности это сделать а в затратности в том числе и временной. Для совершения любого действия помимо возможности и желания требуется еще и время.

И? Переходите сразу к невозможности прокормить орду батыя на пути к последнему морю.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4252 - 11.03.2018 :: 00:00:37
 
Roxsalan писал(а) 10.03.2018 :: 18:14:34:
Варяги + Рюрик не становятся русью в Новгороде и по новгородской версии, фраза от тех варягов прозвалась русская земля это поздняя вставка и исключительно изобретение летописцев, не важно где и в какое время. Русью варяги становятся только в Киеве который и есть мать городов русских. В широком понимании для летописца Рюрик создал государство и династию не на своей родине а переселившись в В.Е.

В единственном понимании - державу стал создавать Олег совсем в другом месте, где правил Рюрик. И никаких нет оснований утверждать, что это просто переехала столица.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4253 - 11.03.2018 :: 00:01:57
 
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:13:24:
По мнению академика В. Л. Янина, Рюрику местная элита предписала, что он не имеет права собирать дань с населения, это могут делать только сами высокопоставленные новгородцы, а ему должны давать только дар за отправление им обязанностей, опять переведу на современный язык, наемного менеджера. Весь бюджет также контролировался самими новгородцами, и они на этом богатели. К концу ХI века они вообще создали свою вертикаль власти - посадничество, которое затем сделалось главным органом вечевой республики. Кстати, я думаю, не случайно Олег, ставший после Рюрика новгородским князем, не захотел здесь задерживаться и направился в Киев, где уже стал безраздельно властвовать.

При всем уважении к сединам - абсолютно из пальца.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Богдан М
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 6416
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4254 - 11.03.2018 :: 01:01:33
 
Amaro Shakur писал(а) 10.03.2018 :: 16:45:59:
Что означает начало руси в 852?

Стала прозываться русская земля..
летописец привел первое упоминание в доступных ему источниках.

Руская земля - это и есть название средневекового государства, которое сегодня именуется "Киевская Русь".
Наверх
 
Боровик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 127
Россия
Пол: male

НовГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4255 - 11.03.2018 :: 08:42:27
 
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 00:01:57:
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:13:24:
По мнению академика В. Л. Янина, Рюрику местная элита предписала, что он не имеет права собирать дань с населения, это могут делать только сами высокопоставленные новгородцы, а ему должны давать только дар за отправление им обязанностей, опять переведу на современный язык, наемного менеджера. Весь бюджет также контролировался самими новгородцами, и они на этом богатели. К концу ХI века они вообще создали свою вертикаль власти - посадничество, которое затем сделалось главным органом вечевой республики. Кстати, я думаю, не случайно Олег, ставший после Рюрика новгородским князем, не захотел здесь задерживаться и направился в Киев, где уже стал безраздельно властвовать.

При всем уважении к сединам - абсолютно из пальца.

Поясните. Ключевский писал о том же:
«Припомним значение князя, вождя дружины, в старинных торговых городах Руси IX века. Это был наемный военный сторож города и его торговли. Точно такое же значение сохранял для Новгорода и князь удельного времени… Значение князя как наемника новгородцы, верные своей старине, старались поддерживать договорами до конца своей вольности»
В.О. Ключевский "Курс русской истории"
https://www.litmir.me/br/?b=48305&p=117
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4256 - 11.03.2018 :: 09:36:58
 
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 00:01:57:
При всем уважении к сединам - абсолютно из пальца.

Не из пальца, а напротив, весьма логично...
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4257 - 11.03.2018 :: 10:02:22
 
scriptorru писал(а) 11.03.2018 :: 09:36:58:
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 00:01:57:
При всем уважении к сединам - абсолютно из пальца.

Не из пальца, а напротив, весьма логично...


Из Лепеля виднее. Какой там Янин, Цукерман  и Ко....., Шакур, вот знаток сущего!
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4258 - 11.03.2018 :: 11:40:59
 
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:05:33:
У меня таких опасений нет. В одной из статей Носова коротко изложены все из имеющихся гипотез, из них, в свете новейших археологических данных, подтверждается лишь то, о чем  я писал выше:

Ок, смотрим того же Носова но уже не образца 1984 года, на который вы дали ссылку, а образца 2012 из сборника Русь в 1Х-Х веках: Археологическая панорама.

"1999 г. В. Л. Янин заключил, что «состояние сегодняшних знаний о новгородском культурном слое и датировке его древнейших участков не подтверждает существование  Новгорода в IX в. В пределах исходных ядер городских территорий на Неревском, Людином и Славенском концах отложение культурного слоя началось не ранее начала X в.» (Янин, 2004, с. 128–129). К середине Х в. в 2 км вниз по течению Волхова от Рюрикова городища на холмах, впоследствии занятых тремя древнейшими городскими концами Новгорода, появились быстро растущие поселения, с самого возникновения которых заметны черты высокого социального положения их обитателей. Во второй половине Х в. эти новые посёлки и Рюриково городище развивались параллельно. Тот факт, что в 980 г., при проведении князем Владимиром реформы язычества, статуя Перуна была установлена в истоке Волхова, на месте старого славянского святилища в Перыни, тяготевшего к княжескому Рюрикову городищу, подтверждает значительную роль последнего в то время. Однако в 989 г. деревянная церковь Софии строится уже среди новых поселений, на возвышенности левого берега Волхова. Рядом с общегородским храмом располагался епископский двор с хоромами первого епископа Иоакима Корсунянина и первой городской каменной церковью Иоакима и Анны. Тем самым здесь был сформирован центр церковного управления Северной Руси. Постепенно противостоявшие Рюрикову городищу посёлки славянской знати образовали новую поселенческую структуру и переняли к рубежу X–XI вв. значительную часть экономических и административных функций прежнего центра. Эти новые поселения разительно отличаются от Рюрикова городища по числу находок скандинавских типов. Комментируя данный факт, следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, отчасти эти различия связаны с хронологией. Если на Рюриковом городище зафиксированы слои второй половины IX – X в. и можно предполагать наличие более ранних, то на территории собственно Новгорода слои Х в., когда скандинавское влияние на Руси наиболее ярко проявилось в материальной культуре, представлены лишь на нескольких раскопах, причём относятся они преимущественно ко второй половине – концу Х в. Во-вторых, в городе норманны, видимо, селились и останавливались не повсеместно, а в определённых кварталах и дворах, а поэтому в дальнейшем картина, наблюдаемая сейчас, может оказаться справедливой не для всех частей города. Однако, даже принимая во внимание эти оговорки, различия слишком велики. Они, несомненно, объясняются в первую очередь разным социально-экономическим характером поселений, сменявших друг друга. Если Рюриково городище – это торгово-ремесленный и военно-административный центр
международного плана с полиэтничным населением, благосостояние которого базировалось, в первую
очередь, на участии в дальней торговле и контроле
над водными путями, то новые поселения вокруг
христианского комплекса – это уже центр северной
части Русского государства, существовавшего за счёт
эксплуатации крестьянского населения. Если на Рю-
риковом городище скандинавы (княжеские дружинники, торговцы, ремесленники, частично жившие
постоянно семьями) представляли значительную
часть населения, то в Новгороде, судя по находкам,
присутствие скандинавов улавливается не столь отчётливо, а письменные источники упоминают о них
как о торговцах, наёмниках и опальных изгнанниках
при дворах князей, то есть как о людях, для которых
был характерен подвижный образ жизни." (Е. Н. Носов. Новгородская земля: Северное Приильменье и Поволховье)

Как видим, здесь Носов и не заикается о том что Городище это и есть ранний Новгород. Напротив, подчеркивает что оба этих поселения не только развивались параллельно но и противостояли друг другу.


Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4259 - 11.03.2018 :: 12:06:20
 
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:13:24:
По мнению академика В. Л. Янина, Рюрику местная элита предписала, что он не имеет права собирать дань с населения, это могут делать только сами высокопоставленные новгородцы, а ему должны давать только дар за отправление им обязанностей, опять переведу на современный язык, наемного менеджера. Весь бюджет также контролировался самими новгородцами, и они на этом богатели. К концу ХI века они вообще создали свою вертикаль власти - посадничество, которое затем сделалось главным органом вечевой республики. Кстати, я думаю, не случайно Олег, ставший после Рюрика новгородским князем, не захотел здесь задерживаться и направился в Киев, где уже стал безраздельно властвовать.

Абсолютно бездоказательные выводы. Выше уже привел по Новгороду Носова, славянская знать формируется к середине Х века и собственно в Новгороде. Археология показывает, что между 865 и 871 годом по всему Приильменью прокатилась волна пожаров. Ладога сгорела практически дотла. Есть две версии развития событий. 1) Пожары в том числе и в Ладоге связаны с изгнанием варягов, 2) пожары следствие приходя Рюрика. В этот период  в Прильменье полный экономический крах, выпадает самое большое количество кладов ( более 50% всех здесь найденных). Ситуация исправляется только примерно к 880 году. Ладога начинает заново отстраиваться и становится максимально похода на скандинавский вик. Расцвет Ладоги наступает к середине Х века. Около 880 норманны укрупняются и на Городище. Кто отстраивал Ладогу по норманнскому образцу и наводил порядок в Приильменье после 880 года если Олег и Игорь в это время свалили в Киев? Славянская знать что ли? И почему тогда Олег и Игорь свалили в Киев, а не занялись восстановлением подконтрольных им территорий? И что это тогда за призванцы, которые обидевшись и нарушив договор уходят куда глаза глядят от места своего призвания? Далее, летопись до 947 года Ладогу/Новгород вообще не упоминает. Нет этих городов и в договорах руси с греками. Источники и археология показывает что до второй половины Х века Киев и условно Новгород, это две совершенно разные и не связанные между собой структуры.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 211 212 213 214 215 ... 982
Печать