Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 200 201 202 203 204 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 596094 раз)
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4020 - 04.03.2018 :: 17:05:30
 
Mukaffa писал(а) 04.03.2018 :: 16:56:07:
Т.е. для его подготовки нужно время, это не говоря уже о длительности и сложности самого пути.

Небольшой контингент достаточно мобилен. Почему нет? Конкистадоры в рамках считанных сотен далеко отправлялись.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4021 - 04.03.2018 :: 17:15:06
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 08:44:36:
Ваш автор создал какую-то несуществующую проблему, для тех кто в данной проблематике разбирается.

вот и подождем когда выскажут мнение те, кто разбирается. А, кстати, с чего вы решили что автор не разбирается? Вы изучили его биографию, работы?
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 08:44:36:
Вы на верном пути. В плане письменных источников по германцам не то, что со "Стратегикона Маврикия", можно с  записок Цезаря начинать.

мы не о римлянах говорим. военная тактика ни есть нечто неизменное. в противном случае и сейчас бы пехота в плотном строю в атаку ходила и противники стреляли в друг друга по очереди, мужественно ожидая пока их перебьют.
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 08:44:36:
Что я и пытаюсь до вас донести. У ромеев был более высокий уровень организации военного дела, в рамках которого, основной ударной силой были всадники разных типов. Скандинавы хорошо вписывались в картину, на уровне хороших пехотных подразделений, на фоне более слабых ромейских "пикинеров". В Стратегике Никифора Фоки довольно прозрачная картина дается.

Да все это понятно. Наш с вами затянувшийся спор, если отбросить статью скандинавского археолога, идет о другом. о то, что вы полагаете что у кочевников включая население СМК не было пехоты по типу пехоты викингов, я доказываю обратное приводя точку зрения тех, кто непосредственно СМК занимается. Вы же оспаривая их ссылаетесь на работу Дельбрюка который о салтовцах не писал. И что то мне подсказывает он о них и не знал.
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 08:44:36:
К концу дня натиск готов стал так силен, что полки гуннов дрогнули. Увидев это, Ангантюр вышел из ограды щитов, стал во главе войска и, взяв Тюрвинг в руки, начал рубить людей и коней. Ограда щитов вокруг конунга гуннов была прорвана, и братья сошлись друг с другом."
Песнь о Хлёде

Автор 13 века своими глазами видел как бились готы с гуннами?Или вы будете опять рассуждать о народной памяти в первозданном виде сохранившей рассказ о событиях 4-5 века?
Впрочем, процитирую вам вами же рекламируемого Дельбрюка

"Примечание ко 2-му изданию. В. Фогель (W. Vogel, Die Normannen und das fi^nkische Reich 1906 г., стр. 39) главную причину военного превосходства норманнов над франками в IX в. усматривает не столько в их большей личной храбрости, сколько в гораздо более строгой организации и боям совершенной тактике норманнской армии, в то время как народная армия франков находилась уже в процессе разложения и преобразования.... Более совершенная "тактика" норманнов - порождение фантазии автора"

scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 08:44:36:
Я удивлен. Давайте вспомним как датируется "эпоха викингов"? Известно как ок.750-1050.


да какая разница каким периодом датируется эпоха викинга, мы говорим о конкретном событии изображенном на конкретном артефакте. Событие датируется второй половиной 11 века.
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 08:44:36:
Так что гобелен нам демонстрирует наглядно эту старую традицию тактики пехоты в Северной Европе. Как можно отвергать этот источник, я не понимаю.

Как можно отвергать? Да элементарно, военная тактика на Руси 11 века принципиально отличалась от военной тактики руси 10 века, в 11 веке преобладает конница. Следуя вашей логике и с поправкой на нормансткую установку - русь и в 11 веке все те же норманны - следовательно, конницы у руси не могло быть по определению и русь должна была по старинке воевать пеше. Кстати, читаем все того же Дельбрюка относительно битве при Гастингсе

"О сражении при Гастингсе мы имеем очень подробные эпические повествования позднейшего времени, из которых некоторые английские исследователи все еще стараются выжать историческое содержание. Это абсолютно безнадежное дело. Знаменитое описание Фриманом (Freeman) "Сенлакского" сражения (как он называет его, неизвестно почему) является замечательной смесью псевдовоенных
размышлений
(он, разумеется, ссылается на мнения офицеров английского генерального штаба) и псевдокритического исследования источников. Как из повествования Геродота о персидских войнах или из повествования Плутарха о сражениях Мария и Суллы, так и в этом случае трудно получить подобным путем исторически достоверное представление."

О как здорово. Т.е. по мнению Дельбрюка все кто до него, включая офицеров аглицкого генерального штаба,  разбирал и описывал битву при Гастингсе писали чушь и только он один сумел докопаться до истины. Ну и завершая цитировать Дельбрюка добавлю это

"У нас сложилось убеждение, что мы прекрасно осведомлены о византийском военном строе, так как в нашем распоряжении имеется целый ряд обстоятельных систематических сочинений различных веков о военном устройстве греческого государства, а многие войны и сражения подробно описаны писателями-современниками. Император Маврикий (ум. в 602 г.) и император Лев VI, Философ (ум. в 911 г.), оставили нам очень обстоятельные и систематические сочинения, а Никифор Фока (ум. в 960 г.) - ценную монографию. Однако, чем больше изучаешь эти источники, тем сомнительнее становится их достоверность. Уже в древней истории мы наблюдали, что теоретические и систематические сочинения, оставшиеся нам от древних времен, решительно не сходятся с событиями в том виде, как их описывают достоверные исторические источники... Столь же фантастичными и ненадежными являются византийские исторические описания войн и сражений, например, повествования Бриения и Анны Комнена."

И после этого Дильбрюк начинает излагать единственно правильную версию византийской военной истории, так как он ее видит.
И последнее, Дильбрюк очень жестко критикует византийскую военную литературу считая что она является подражанием античной. Вы же призываете рассматривать тактику норманнов опираясь на скандинавские саги созданные в 12-13 веке и описывающие события 4-5 века. Ну хоть тут то следуйте Дильбрюку.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13811
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4022 - 04.03.2018 :: 17:17:42
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:05:30:
Небольшой контингент достаточно мобилен. Почему нет?

С чего вдруг небольшой контингент то?
Константинополь с небольшим контингентом не захватить по-любому.
Притом тот же Фотий говорит о "нашествии", т.е. там немалая численность у напавших была.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4023 - 04.03.2018 :: 17:23:03
 
Mukaffa писал(а) 04.03.2018 :: 17:17:42:
Притом тот же Фотий говорит о "нашествии", т.е. там немалая численность у напавших была.

У страха глаза велики. Желательно иметь документы полковой концелярии Смайл
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13811
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4024 - 04.03.2018 :: 17:25:23
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:23:03:
У страха глаза велики. Желательно иметь документы полковой концелярии

Каким образом "небольшим контингентом" захватить такой город как Константинополь?
Тут и без канцелярии понятно, что это невозможно.
Или у вас особое мнение?  Смайл
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4025 - 04.03.2018 :: 17:28:14
 
Roxsalan писал(а) 04.03.2018 :: 17:15:06:
И последнее, Дильбрюк очень жестко критикует византийскую военную литературу

Взгляд Дельбрюка на тему трактатов считается гиперкритическим. В целом с ним не согласны авторы современных работ. Посморите их, на русском уже достаточно.

Roxsalan писал(а) 04.03.2018 :: 17:15:06:
Автор 13 века своими глазами видел как бились готы с гуннами?


А что вы так филологически абсолютизируете этот момент. Сага приведена как пример характеристики боевого порядка, в традиционной форме. Естественно никакой стены щитов у гуннов не было Смайл Это же не основной источник по вопросу. Обсуждение по существу вести надо Роксолан. Каждую малосущественную деталь просто нет времени обсуждать. По существу статья вашего автора не более чем "буря в стакане".

Roxsalan писал(а) 04.03.2018 :: 17:15:06:
о то, что вы полагаете что у кочевников включая население СМК не было пехоты по типу пехоты викингов


Конечно не было. Общество в  котором они жили, логически порождало другой тип военной организации.
Наверх
« Последняя редакция: 04.03.2018 :: 17:40:18 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4026 - 04.03.2018 :: 17:38:55
 
Mukaffa писал(а) 04.03.2018 :: 17:25:23:
Каким образом "небольшим контингентом" захватить такой город как Константинополь?


А захватывали ли они его? Как думаете казаки в 17 веке могли бы Стамбул захватить?
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4027 - 04.03.2018 :: 17:39:44
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 08:59:24:
Если вы будете видеть здесь пехоту, только на основании того, что данные тяжеловооруженные знатные всадники спешились, то истину не найдете. Мы уже обсуждали этот момент.

то что они спешились это ваша личная точка зрения.
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 08:59:24:
Тот факт, что это спешившиеся знатные воины-всадники видно и на изображениях пластин в целом (красная стрелка). И в сравнении с манерой изображать тяжеловооруженных всадников, как таковой. См. таб. 1 и 2 ниже.


да не факт это. Посмотрите тот же гобелен из Байё и сравните доспех пеших и всадников - один в один. даже щиты одинаковые.
https://harrrowlands.weebly.com/uploads/5/4/1/0/5410922/2527129.jpg437
Следуя вашей логике, на изображенной картинке с конницей бьются спешившиеся всадники. Одинаковый доспех что на костяной пластинке из кургана что на гобелене, это дань изобразительной традиции.

scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 08:59:24:
согдийцы очень тщательно и мастерски вырезали по кости, стараясь как можно точнее передать форму шлемов и доспехи воинов, их вооружение, опознавательные знаки племен – флаги, оседланных лошадей, то есть все детали, которые были важны заказчику. Так было принято изображать воина в настенной живописи.

и что? Тоже самое по факту я вам написал выше. Трактовок изображений на пластинок более чем достаточно. Мне известны и такие, где проводится прямая параллель между стягами на копьях на пластинке и русскими стягами. Какие выводы на основании этого делать будем?

scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 09:22:11:
Если говорить о самом принципе, то по-разному могло быть

тоже самое и я вам твержу. По всякому могло быть. Но, при всем при том, булгары с круглыми щитами на приведенной мною картинке таки сидят не на лошадках а в неком плавсредстве, которое по некоторым деталям, можно расценивать как небольшой корабль, ладью. Лошадок они тоже за собой на этих кораблях таскали?

scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 16:45:44:
Справедливости ради, нужно добавить, что в последнем переводе Льва Диакона, в комментариях сказано ,что перевод места с описанием прически неоднозначен. То ли клок волос свешивался на одну сторону, то ли в обе, как то так. Так что однозначно считать ее заимствованием у степняков, лишь смелое допущение.

Да переводы есть разные, каждый изгаляется как хочет. А клок волос на две стороны у кого еще был окромя степняков, у норманнов что ли? или у евреев?  Уже неоднократно разбиралось сообщение венгерского монаха о его путешествии на тамань в 12 веке. описанная им прическа местной знати полностью соответствует описанию Диакона. И эта знать была местной а не русской. Кроме того, серьга в одном ухе у мужчин тоже древняя традиция степняков, салтовские воины е точно носили что имеет неоднократные подтверждения археологией. Да и судя по описанию Диакона серьга Святослава близка к салтовской.

scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 16:51:52:
Торговый путь проложить и вести прибыльную торговлю.

и как проложили? А что русы  тогда в 839 году в Константинополе делали?

Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4028 - 04.03.2018 :: 17:41:02
 
Roxsalan писал(а) 04.03.2018 :: 17:39:44:
то что они спешились это ваша личная точка зрения


В данном случае она единственно возможная. С вероятностью 99,9% Смайл
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4029 - 04.03.2018 :: 17:45:16
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:05:30:
Небольшой контингент достаточно мобилен. Почему нет? Конкистадоры в рамках считанных сотен далеко отправлялись.

вопрос не  в возможности продвижения а в его скорости и способах.
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:23:03:
У страха глаза велики. Желательно иметь документы полковой концелярии

то что войско русов в 860 году было немногочисленно сомнений не вызывает. для того чтобы грабить богатые предместья Царграда в условиях отсутствия в столице армии и флота, ни большой армии ни большого ума не надо. Город брать русы не собирались, в боестолкновения с греками не вступали, как только узнали что император с войском возвращается, ушли. Или попытались уйти. Вопрос тут в другом. кем и откуда был спланирован поход, уж больно все удачно для русов слаживалось.



Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13811
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4030 - 04.03.2018 :: 17:46:25
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:38:55:
А захватывали ли они его? Как думаете казаки в 17 веке могли бы Стамбул захватить?

А что, прибыли чтобы только окрестности пограбить? в такую-то даль?))
Не знаю насчёт казаков, тогда время другое было, да и города штурмовать казаки не особо стремились вроде.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4031 - 04.03.2018 :: 17:47:43
 
Roxsalan писал(а) 04.03.2018 :: 17:39:44:
а в неком плавсредстве, которое по некоторым деталям, можно расценивать как небольшой корабль, ладью. Лошадок они тоже за собой на этих кораблях таскали?


Не очень понятно, что это за судно. Как и смысл изображенного. Знать болгар сражалась конной, но это не значит, что она не спешивалась. На сасанидских блюдах шихиншахи тоже не всегда с коня среляют из лука. Однако если такая персона изображена пешей никакие далекоидущие обобщения не следуют.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13811
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4032 - 04.03.2018 :: 17:50:32
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:05:30:
Конкистадоры в рамках считанных сотен далеко отправлялись.

А вы в курсе фортификации Константинополя?))
И русы 860 г. уж точно не конкистадоры по сравнению с ромеями-"индейцами".
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4033 - 04.03.2018 :: 17:50:36
 
Mukaffa писал(а) 04.03.2018 :: 17:46:25:
А что, прибыли чтобы только окрестности пограбить?


Вы думаете ,что это была высокоорганизованная армия способная взять Констанинополь? Конечно нет. Это был не более чем набег. И всё.

Mukaffa писал(а) 04.03.2018 :: 17:50:32:
И русы 860 г. уж точно не конкистадоры по сравнению с ромеями.


По численности, наверное, совпадали с силами Кортеса. Если не меньше. Ну а ромеи, конечно не индейцы, качество и количество были на их стороне.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4034 - 04.03.2018 :: 17:53:11
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:28:14:
Взгляд Дельбрюка на тему трактатов считается гиперкритическим. В целом с ним не согласны авторы современных работ. Посморите их, на русском уже достаточно.

т.е. таки Дельбрюк ошибается относительно источников? У меня нет ни времени ни желания его разбирать. Прямого отношения к нашему спору он не имеет. Если в конечное не найдете  у  него описание военной тактики хазар и салтовцев.
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:28:14:
А что вы так филологически абсолютизируете этот момент. Сага приведена как пример характеристики боевого порядка, в традиционной форме.
Естественно никакой стены щитов у гуннов не было

тогда для чего вы приводите текст саги?
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:28:14:
Обсуждение по существу вести надо Роксолан.

именно это я и делаю, в том числе и цитируя Дельбрюка.
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:28:14:
Конечно не было. Общество в  котором они жили, логически порождало другой тип военной организации.

Что вы знаете об обществе в котором они жили?
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:41:02:
В данном случае она единственно возможная. С вероятностью 99,9%

это исходя из вашей логики единственно возможная, я вам продемонстрировал другую логику, включая тех, кто непосредственно салтовцами занимаются. Ваше ее отрицание строится на трудах человека который этим вопросом вообще не занимался.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13811
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4035 - 04.03.2018 :: 17:53:15
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:50:36:
Вы думаете ,что это была высокоорганизованная армия способная взять Констанинополь? Конечно нет. Это был не более чем набег. И всё.

Это был поход, а не набег.
Я думаю что русы собирались его взять, независимо от своей "высокоорганизованности".))
Поэтому и момент выбрали, когда император с армией покинул город, отправившись на войну с арабами.
Наверх
« Последняя редакция: 04.03.2018 :: 18:06:29 от Mukaffa »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13811
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4036 - 04.03.2018 :: 17:54:31
 
scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:50:36:
По численности, наверное, совпадали с силами Кортеса. Если не меньше.

Ну у вас и аналогии!))
А по вооружению как?  Смайл
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4037 - 04.03.2018 :: 17:55:33
 
Roxsalan писал(а) 04.03.2018 :: 17:53:11:
т.е. таки Дельбрюк ошибается относительно источников?


А есть те, кто никогда не ошибается? Он прав по сути. Я же писал вам, что в деталях работа устарела. Но не всегда и не везде, а потому к прочтению рекомендуется.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4038 - 04.03.2018 :: 17:56:38
 
Mukaffa писал(а) 04.03.2018 :: 17:54:31:
Ну у вас и аналогии!))
А по вооружению как?


scriptorru писал(а) 04.03.2018 :: 17:50:36:
Ну а ромеи, конечно не индейцы, качество и количество были на их стороне.

Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4039 - 04.03.2018 :: 17:57:58
 
Roxsalan писал(а) 04.03.2018 :: 17:53:11:
тогда для чего вы приводите текст саги?


Для иллюстрации описания боевого порядка в рамках традиции Круглые глаза
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Страниц: 1 ... 200 201 202 203 204 ... 982
Печать