Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 647 648 649 650 651 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 593751 раз)
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12960 - 21.03.2019 :: 22:55:52
 
Dedal писал(а) 21.03.2019 :: 21:51:46:
Таким образом, если норманисты претендуют на "скандинавскую Русь", надо доказывать этимологию Родена от "красного", а не от "гребцов". Ибо "гребная тема" среди обилия "красного" - это нонсенс

Сон разума рождает чудовищ. Какое отношение эти созвучия имеют к Руси и призванию?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12961 - 21.03.2019 :: 23:31:22
 
Талян писал(а) 21.03.2019 :: 22:55:52:
Dedal писал(а) 21.03.2019 :: 21:51:46:
Таким образом, если норманисты претендуют на "скандинавскую Русь", надо доказывать этимологию Родена от "красного", а не от "гребцов". Ибо "гребная тема" среди обилия "красного" - это нонсенс

Сон разума рождает чудовищ. Какое отношение эти созвучия имеют к Руси и призванию?


Одна и тажа культурная традиция. Солнце-огнепоклоники.

Галльское племя рутенов известно со времен Римской империи на юге современной Франции. Civitas Rutenorum с главным городом Родез/Родес, который фиксировался как минимум с V в. до н.э. и который в римское время носил также название Сегодунум. У Сегодунума есть галльский двойник – город Родез, значение которого вполне определенно: Rodez = Ruth, т.е. происходит от этнонима «рутены». О родстве топонима Rodez и названия народа Ruteni упомянул и Назаренко (Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 48). Rod- как основа для топонима, а также тождественная с ним ruth- как основа для этнонима рутены и сами галльские рутены соседствуют с russus, причем не только в плане цветовой символики, но и в топонимике. Южнее Родеза, ставшего с течением времени столицей графства Руэрг (comté de Rouergue), известно графство Лангедок – Руссильон (фр. Languedoc – Roussillon).

М.Фасмер  указывал на связь русских корней «рус», «руж», «руг», «руд», «рыж(ий)» между собой и с общеславянским «rydj»5. Т.о., если принять во внимание изначальное звучание этнонима как «рудж», «рудзь» и учесть происходившую на фоне славянизации русов эволюцию произношения наименования (в том числе и в их среде), а также особенности грамматики языков исторических источников, то находят объяснение фигурировавшие у европейских авторов названия: «Rugi» («руджи») в германоязычных источниках, «Rutheni» («русины») в латиноязычных и т.д. Чередование же у/о в наименовании народа у различных авторов (рус-рос, руг-рог и т.д.) может быть связано как с особенностями славянских языков (для которых такое чередование достаточно характерно), так и, например, с влиянием на древних авторов контактов с Византией, в которой, как известно, бытовало наименование «росы».
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12962 - 22.03.2019 :: 07:20:03
 
Талян писал(а) 21.03.2019 :: 22:52:17:
Вы не сказали, но некоторые Вашу мысль развили

Как можно развивать то, что "некоторые" ложно поняли, вернее, вообще не поняли?
Десятки раз привожу мысль Трубачева О.Н.:
" встреча  прадревнерусского  *Rutsb  и  празападнофинского  *rötsi  вполне  возможна  и  во  времени,  и  в  про­странстве.  Только  у этой  встречи  совсем другой  смысл,  а  глав­ное  ­  совсем  иное  направление,  чем  то,  которое  принимают вот  уже  много  лет.  С юга  на  север  шла  и распространялась  эта форма.
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12963 - 22.03.2019 :: 07:23:35
 
upasaka писал(а) 22.03.2019 :: 07:20:03:
Десятки раз привожу мысль Трубачева О.Н.:


Зачем? Это маргинал советского периода, с альтернативной попыткой протащить альтернативу. Но альтернатива оказалась настолько убога, что даже в советское время не взлетела.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12964 - 22.03.2019 :: 09:03:10
 
Dedal писал(а) 21.03.2019 :: 21:51:46:
upasaka писал(а) 20.03.2019 :: 07:31:31:
Разве кто то против? Сколько раз уже сказано:
" Наше  Русь  может  быть  из  финского  Ruotsi". К чему эти споры?


upasaka писал(а) Вчера :: 16:28:38:
Разве я сказал, что эта "финская русь" на славян перешла?


Щас наговорите, было - не было

Действительно наговорите. Где ответ на ваше заявление?
Dedal писал(а) 19.03.2019 :: 23:10:39:
Но всегда фигурирует одна претензия у противников этой версии - что нет такой формы, из которой можно вывести финское руотси от Рослаген.

Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12965 - 22.03.2019 :: 09:06:05
 
Dedal писал(а) 21.03.2019 :: 23:31:22:
с влиянием на древних авторов контактов с Византией, в которой, как известно, бытовало наименование «росы».

Не только. Патмос 226 - РУС.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12966 - 22.03.2019 :: 15:43:24
 
Dedal писал(а) 21.03.2019 :: 23:31:22:
У Сегодунума есть галльский двойник – город Родез, значение которого вполне определенно: Rodez = Ruth, т.е. происходит от этнонима «рутены».

А почему в этом пассаже Вы Родезию не упоминаете? С Rodez прямая аналогия.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12967 - 22.03.2019 :: 15:45:40
 
upasaka писал(а) 22.03.2019 :: 07:20:03:
" встреча  прадревнерусского  *Rutsb  и  празападнофинского  *rötsi  вполне  возможна  и  во  времени,  и  в  про­странстве.  Только  у этой  встречи  совсем другой  смысл,  а  глав­ное  ­  совсем  иное  направление,  чем  то,  которое  принимают вот  уже  много  лет.  С юга  на  север  шла  и распространялась  эта форма.

И сказал и аргументировано это доказал. Но глаза у некоторых так устроены,  видят только то, что хотят видеть, и понимают только это же.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12968 - 22.03.2019 :: 22:32:11
 
upasaka писал(а) 22.03.2019 :: 09:03:10:
Действительно наговорите. Где ответ на ваше заявление?
Dedal писал(а) 19.03.2019 :: 22:10:39:
Но всегда фигурирует одна претензия у противников этой версии - что нет такой формы, из которой можно вывести финское руотси от Рослаген


Тяжёлый случай Смайл
Одному уже объяснил, теперь вам:
Заявление не моё, как и перевод статьи, тоже не моей.
Поэтому со всеми вопросами и комментариями - по ссылке к автору Круглые глаза
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12969 - 23.03.2019 :: 15:57:46
 
Dedal писал(а) 22.03.2019 :: 22:32:11:
Тяжёлый случай
Одному уже объяснил, теперь вам:
Заявление не моё, как и перевод статьи, тоже не моей.
Поэтому со всеми вопросами и комментариями - по ссылке к автору

Т.е. объяснить не способны.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12970 - 23.03.2019 :: 16:25:32
 
Dedal писал(а) 21.03.2019 :: 21:51:46:
Это можно проследить по топонимам Вендель - Вендланд - Винланд.
Если бы экспансия викингов в восточной Европе была бы успешной, мы были бы вправе ожидать следующую Вендскую/Виндскую землю где-нибудь в центре будущей Руси.
Вместо этого мы имеем "земли вятичей (вентичей)", то есть традиция пошла дальше, но была подхвачена и продолжена уже другим народом - славянами.

Т.е. вы сможете объяснить этногенез Вятичей, Вятчан и Вотяков?
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12971 - 23.03.2019 :: 18:32:17
 
upasaka писал(а) 23.03.2019 :: 16:25:32:
Т.е. вы сможете объяснить этногенез Вятичей, Вятчан и Вотяков?

А заодно и вогулов тоже?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12972 - 23.03.2019 :: 22:46:02
 
upasaka писал(а) 23.03.2019 :: 15:57:46:
Dedal писал(а) 22.03.2019 :: 22:32:11:
Тяжёлый случай
Одному уже объяснил, теперь вам:
Заявление не моё, как и перевод статьи, тоже не моей.
Поэтому со всеми вопросами и комментариями - по ссылке к автору

Т.е. объяснить не способны.


То есть вы обратились не по адресу. Так понятно  Подмигивание
Или будем дальше докапываться? Круглые глаза
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12973 - 23.03.2019 :: 23:14:23
 
upasaka писал(а) 23.03.2019 :: 16:25:32:
Dedal писал(а) 21.03.2019 :: 21:51:46:
Это можно проследить по топонимам Вендель - Вендланд - Винланд.
Если бы экспансия викингов в восточной Европе была бы успешной, мы были бы вправе ожидать следующую Вендскую/Виндскую землю где-нибудь в центре будущей Руси.
Вместо этого мы имеем "земли вятичей (вентичей)", то есть традиция пошла дальше, но была подхвачена и продолжена уже другим народом - славянами.

Т.е. вы сможете объяснить этногенез Вятичей?


Названия вятичей - да.

"Согласно народно-этимологической версии, приведённой в Повести временных лет, название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, — уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав:
«Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко… а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи»[6][7]
Такой тип эвгемеризма, как выведение названия племени от имени его прародителя, был свойственен средневековой христианской книжности.
Одна из научных гипотез связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем *ven-t «мокрый, влажный» (праслав. *vet)[8].
На сегодняшний день наиболее актуальной является версия о том, что название вятичей (*vętitji) восходит к корню праслав. *vęt- «большой»[9], и, в конечном счёте, сопоставимо с такими этнонимами, как венеды (венеты) и вандалы, восходящими к тому же корню[10][11]. Все эти этнонимы, вероятно, имели значение «большой народ»."

Только мне не нравится определение "народно-этимологическая версия".
Это просто этимология в конкретный, достаточно поздний период, отражающая изменившееся восприятие слова.
Точно также варяги были сначала племенем, потом наёмниками, купцами, немцами и "врагами". Меняется ситуация, меняется и определение термина.

Цитата:
Вятчан и Вотяков


За остальных не скажу, не интересовался. Но уж вы то, раз позиционируете себя большим знатоком "лексем", надеюсь Подмигивание, в курсе, что название народа и этногенез - разные вещи.
Всё равно, что требовать объяснить этногенез скифов, на основе византийского определения славян как "скифов" Смайл

Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12974 - 24.03.2019 :: 00:27:07
 
Талян писал(а) 23.03.2019 :: 18:32:17:
upasaka писал(а) 23.03.2019 :: 16:25:32:
Т.е. вы сможете объяснить этногенез Вятичей, Вятчан и Вотяков?

А заодно и вогулов тоже?


Заодно и вам, на орехи Смайл

...
Реконструкции женского костюма вятичей на основании археологических данных по версии М.А. Сабуровой

А. В. Арциховский: "...Это позволяет сделать заключения о колорите вятических одежд. Красный и белый цвета должны были чередоваться в тканях и вышивках. Остатки окрашенных тканей, встреченные в погребениях, или белы или красны".

. Алексеева: "Судя по археологическим данным, вятичи не имеют того комплекса признаков, который характерен для потомков пражско-корчакской и пеньковской (раннеславянских) культур. Для них характерна долихокрания (продолговатый череп) в сочетании с узким лицом и средневыступающим носом. Нет в облике вятичей и сходства с польскими (ляшскими) славянами, которые отличаются более крупными размерами черепа. Мы не можем также на основе антропологических данных оценить и контакты с донскими славянами, о физическом облике которых мы не имеем представления из-за отсутствия антропологических материалов. Зато вполне отчетливо обнаруживается в облике вятичей присутствие черт, типичных для финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины...
   Археология не находит следов ляшского (польского) происхождения этих племен. Но есть интересный археологнический факт - прототипы лучевых украшений вятичей и схожих с ними у радимичей находятся в Подунавье. Зато топонимика дает некоторые указания на западные связи вятичей . Трубачев в очерке "В поисках единства" говорит о высокой плотности топонимических соответствий между территорией вятичей и Северо-Востоком Польши (Мазовией). Из примеров приводит Вжищ, Домагощ, отмеченного в середине 12-го века на этнографической территории вятичей, вырисовывающейся по археологическим данным. Название несомненно архаичное, происходит, по-видимому, от собственного имени Домагост, отмеченного только у зап. славян. Топонимы с формантом -гощ, в Польше также наличествуют. В Черниговской земле вблизи ареала радимичей отмечены также Радощ (или Радогощ) и Оргощ (вероятно от Орогост).
Итак, "вятичи в антропологическом отношении могут рассматриваться как ославяненное узколицее восточно-финское население", то есть, смешение вятских прапермян с какими-то славянами.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12975 - 24.03.2019 :: 01:42:07
 
Dedal писал(а) 24.03.2019 :: 00:27:07:
Итак, "вятичи в антропологическом отношении могут рассматриваться как ославяненное узколицее восточно-финское население",

Не понятно из кого эта цитата. Трубачев считал, что "Ни с венедами-венетами, ни тем паче с антами (и то, и другое - чуждые для славян аллоэнонимы) энтимологически связывать *vetitje, вятичи, не имеет смысла, не смотря на популярность таких опытов.", связывая их с западными славянами. Седов считал, что первые группы славян пришли в верховья Оки уже в IV-V веках, в среднее Поочье - VI  - VII вв. Встретились они там с балтами, от которых и переняли название реки - Ока. Так что узколицесть их  скорее всего природная. Тем более, что жили они в полуземлянках, в то время как для финнов характерны наземные жилища. Что то мне на орехи ничего не осталось. Не находите?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12976 - 24.03.2019 :: 02:55:51
 
Талян писал(а) 24.03.2019 :: 01:42:07:
Трубачев считал, что "Ни с венедами-венетами, ни тем паче с антами (и то, и другое - чуждые для славян аллоэнонимы)


Фины называют славян "вене" Смайл

Талян писал(а) 24.03.2019 :: 01:42:07:
этимологически связывать *vetitje, вятичи, не имеет смысла, не смотря на популярность таких опытов.",


Разделите археологию, лингвистику и фольклор. В данном случае не следует мешать всё в кучу.
Источник ясно сообщает - "из ляхов".
Заведомо понятно, что каждая дисциплина будет давать свой спектр сведений.
Чисто эмпирически, например, княжеская дружина насчитывала всего около 100 человек - как вы будете искать их следы археологически? Но это верхушка общества, которая оставила следы в топонимике и летописи.
Кроме того, летописи составляли конкретные люди, по неволе облекая сведения в некую систему. Поэтому, опять же, сведения из летописи будут отличаться от данных других дисциплин, но летописи сохраняют традиции.

Талян писал(а) 24.03.2019 :: 01:42:07:
Встретились они там с балтами,


Не специалист в генетике, но у Пересвета в его книгах есть одна оригинальная мысль: с точки зрения генетики, балты это смесь славян и финно-угров. Это так, к слову.

Талян писал(а) 24.03.2019 :: 01:42:07:
Что то мне на орехи ничего не осталось. Не находите?


Если перескакивать на другую тему, то да.
Вы же приплели "вогулов", за что и получили, так что орехи остаются Смайл
Наверх
« Последняя редакция: 24.03.2019 :: 03:03:32 от Dedal »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12977 - 24.03.2019 :: 06:36:58
 
Dedal писал(а) 23.03.2019 :: 22:46:02:
То есть вы обратились не по адресу. Так понятно 
Или будем дальше докапываться?

Вы привели сюда "исследования", которые не можете сами ни понять, ни защитить - какой тогда смысл?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12978 - 24.03.2019 :: 07:05:56
 
Dedal писал(а) 23.03.2019 :: 23:14:23:
Названия вятичей - да.

И вы уверены в истине Вики, откуда скопировали, не понимая вопроса:
Dedal писал(а) 23.03.2019 :: 23:14:23:
Одна из научных гипотез связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем *ven-t «мокрый, влажный» (праслав. *vet)[8].

Здесь уже бегали с "болотами". Седов отметил, как одну из гипотез:
"Этноним вятичи многие исследователи вслед за Повестью временных лет возводят к антропониму Вятко  -
уменьшительная  форма  от  праславянского  антропонима
Вячеслав [50].  С.Роспонд,  не соглашаясь  с  этим,  предложил  иную  гипотезу  -  от  индоевропейского *ven-t
  "мокрый,  влажный" (праслав. vet) [51].
Вопрос то в другом - этногенез трех этносов, как вы его понимаете, раз приводите:
Dedal писал(а) 21.03.2019 :: 21:51:46:
upasaka писал(а) 21.03.2019 :: 16:28:38:
Разве я сказал, что эта "финская русь" на славян перешла?


Щас наговорите, было - не было
Всё гораздо проще.

Ежу понятно, что скандинавский Роден (будущий Рослаген) имеет отношение к общеевропейской традиции ругий-рутений-русий.
Только вот соотносится не с "русью", а с Роталой располагавшейся прямо напротив в Прибалтике.
Непосредственно к восточноевропейской "руси" Роден не имеет отношения, так как вектор экспансии скандинавов достигнув юго-восточного побережья Балтики, резко сворачивает на запад. Это можно проследить по топонимам Вендель - Вендланд - Винланд.
Если бы экспансия викингов в восточной Европе была бы успешной, мы были бы вправе ожидать следующую Вендскую/Виндскую землю где-нибудь в центре будущей Руси.
Вместо этого мы имеем "земли вятичей (вентичей)", то есть традиция пошла дальше, но была подхвачена и продолжена уже другим народом - славянами.

Видите? Вы уходите от вопроса – «Разве я сказал, что эта "финская русь" на славян перешла?»
И тащите сюда
«Это можно проследить по топонимам Вендель - Вендланд - Винланд.
Если бы экспансия викингов в восточной Европе была бы успешной, мы были бы вправе ожидать следующую Вендскую/Виндскую землю где-нибудь в центре будущей Руси.
Вместо этого мы имеем "земли вятичей (вентичей)", то есть традиция пошла дальше, но была подхвачена и продолжена уже другим народом – славянами»
Стараюсь вас вернуть в тему, поэтому интересуюсь:
upasaka писал(а) 23.03.2019 :: 16:25:32:
Т.е. вы сможете объяснить этногенез Вятичей, Вятчан и Вотяков?

И, заметьте, не зря именно в такой связке.
Вы можете объяснить это ваше:
«Вместо этого мы имеем "земли вятичей (вентичей)?

Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12979 - 24.03.2019 :: 07:08:23
 
Dedal писал(а) 23.03.2019 :: 23:14:23:
Вятчан и Вотяков


За остальных не скажу, не интересовался. Но уж вы то, раз позиционируете себя большим знатоком "лексем", надеюсь , в курсе, что название народа и этногенез - разные вещи.
Всё равно, что требовать объяснить этногенез скифов, на основе византийского определения славян как "скифов"

Вы еще раз внимательно посмотрите, вас спрашивали об этногенезе.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 647 648 649 650 651 ... 982
Печать