upasaka писал(а) 14.03.2019 :: 15:34:39:А не это ли делает Клейн для доказательства воздействия восточнославянского язычества на вайнахов?
Доказывает и что? Я разве это отрицаю. Могли славяне попавшие на Кавказ оставить местному населению какие то свои языческие обряды, оставили же их иранцы скифо-сарматы. Какое это имеет отношение к интерпретации славянского язычества исследователями в целом?
upasaka писал(а) 14.03.2019 :: 15:34:39:Сказки, песни, обычаи - разве Клейн отказал Масленице, Купале или Колядкам? Наоборот, дополнил семантикой (иной раз уж слишком).
Ок, смотрим что он писал о Масленице, разве не это?
"Широкая Масленица (Терещенко 1848: 4.7, II. «Масляница»; Дубровский 1870; Миллер 1884; Соколова 1978; 1979: 11—67) — самый разгульный русский праздник,
он представляется специфически русским: праздника, вполне аналогичного ему функционально, нет у других восточных славян (украинцев, белоруссов). Нет его и в христианском календаре. Церковь относилась к нему в основном неодобрительно — как к языческому наследию (Святочные 1894; Туманов 1904). Но праздник этот привязан к пасхалии (потому и подвижный).
Это несколько противоречит его языческой принадлежности."
Или не это?
"Исследователи издавна понимали, что Масленица — это языческий по своей природе праздник, и некоторые догадывались, что первоначально он приходился на другую дату, но был вытеснен Великим постом. А вот
чему этот праздник посвящен первоначально — тут мнения расходились."
Или не это?
"«Специальных работ, посвященных генезису и семантике масленичного комплекса, нет, хотя различные гипотезы о ее происхождении и прямые объяснения тех или иных масленичных обрядов содержатся у всех исследователей, занимавшихся ее описанием. Образ масленицы не раскрыт и не имеет убедительной интерпретации в энциклопедии «Мифы народов мира» (Зеленин 1991: 467).
А вот выводы Клейна по Масленице
"Не имея органической привязки к дням конца зимы, праздник этот оказался подвижным, колеблющимся на шкале вместе с началом Великого Поста. Значит,
вопреки обычным трактовкам во всех этнографических трудах, Масленица — это не старый языческий праздник, сохранившийся у христиан, а праздник новый, на новом месте календаря, лишь сформированный из языческих обрядов, из компонентов языческих праздников, отмечавшихся в другие дни. Эту гипотезу хорошо подтверждает географическое распределение праздников. Масленица справлялась почти исключительно в коренных русских областях (рис. 37), где православная церковь распоряжалась безраздельно — как раз в этих областях от «купальских» празднеств в день солнцеворота сохранились жалкие следы. Все подавлено, почти все ушло в Масленицу. А вот в Белоруссии и на Украине, проведших несколько веков в составе Польско-Литовского государства, православная церковь не была господствующей и не пользовалась преимущественной поддержкой государства, католическая же пользовалась такой поддержкой, но не имела широкого распространения в массах подвластного панам восточного славянства. Обе вместе имели сил и возможностей меньше, чем православная церковь России, духовно и административно подавлять пережитки язычества в массах православного населения. В этой ситуации пережитки язычества держались в народе прочнее. В результате именно в Белоруссии и на Украине еще недавно солнцеворот широко праздновали в положенный исстари день, только назван праздник Купалой в честь ли Крестителя или скорее по языческим основаниям, но с компромиссом — якобы под Крестителя. Зато Масленица в этих областях по сути не сложилась вообще."
И с этими выводами трудно не согласиться.
upasaka писал(а) 14.03.2019 :: 15:42:47:А почему, собственно, из Крыма? И почему именно каботаж? (согласен, для вспомогательного флота это необходимость), но - прямо, за сутки до берегов Амастриды, или восточней. Это уже обсуждалось, с ветрами, с течениями и с приведенной литературой.
Что вы хотели сказать данным комментом? изъясняйтесь внятнее.