Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 623 624 625 626 627 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 594468 раз)
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12480 - 09.03.2019 :: 23:46:39
 
Roxsalan писал(а) 09.03.2019 :: 23:25:14:
И это доказательство? Это пшик. Это пустота.

Для ваших "познаний" - да.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12481 - 09.03.2019 :: 23:57:49
 
Roxsalan писал(а) 09.03.2019 :: 23:25:14:
По Перуну завтра. Я не хамлю я называю вещи своими именами.

Да вы что? А кто эти личностные определения вместо ответов, которых вы дать не в состоянии - выносит?
И тут то главное - вы не признаете язычество восточных славян, которое видно в религии, в мифах, даже в ПВЛ. А еще если это язычество не с иранских корней. И прав Клейн, когда обходит осетинское - в словаре Абаева не все скифское иранское. Сколько раз вам об этом пишу...Но у вас не упрямство, ментальность такая - "Пусть же вихрем сабля свищет! Мне Костаки не судья! Прав Костаки, прав и я!
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12482 - 09.03.2019 :: 23:59:28
 
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:31:03:
А сколько раз вам писал, что из К.Д., из-за его текста, где по смыслу выпадает роман-злодей, каждый, сам по своему усмотрению выбирает поход.
Здесь основное -

Да, вы похоже безнадежны. Вместе с Акентьевым. Смотрим К.Д. поэтапно и полностью.

"И оставались они в таком положении долгое время, пока не смиловался господь и не возбудил в сердце (того) военачальника желания принести покаяние, и склонила его (на это) жена его, по имени Серах9, и она научила его сделать (себе) полезное10. Он и сам, будучи (уже) подвергнут обрезанию, был согласен (на это), да и отец молодой женщины, человек праведный в том поколении, наставил его к пути жизни. Когда же услышали об этом цари македонские и арабские11, они очень разгневались и послали к казарским князьям послов со словами хулы на Израиля: "Зачем вам переходить в веру иудеев, которые находятся в рабстве у всех народов?" И они говорили слова, которых мы не в состоянии передать, и склонили сердце князей ко злу. И сказал (тогда) главный князь, еврей12: "Зачем нам много говорить? Пусть придет несколько мудрецов израильских, греческих и арабских и расскажет перед нами и вами каждый о деянии Бога..........конец его"13. И они так сделали и послали... царям арабов; мудрецы же израильские добровольно пришли... [к] князьям казарским14. И начали греки свидетельствовать... и стали иудеи и арабы опровергать их. А затем... и опровергали их иудеи и греки. И после того начали говорить [мудрецы изра]ильские начиная от шести дней творения до того дня, когда израильтяне поднялись из Египта, и до прихода их в землю населенную. Засвидетельствовали греки и арабы истинность (сказанного) и признали, что они говорят правду. Но произошел также спор между ними".
И так автор К.Д. рассказывает о выборе веры не привязывая событие ни к какому из хазарских и византийских правителей. Тут можно согласиться с Акентьевым что диспут произошел пр Василии 1 Македонянине, между 867- 886 гг. Смотрим далее К.Д.

" И заключил царь союз с нашим соседом, царем алан, так как царство алан (было) сильнее и крепче всех народов, которые (жили) вокруг нас, (и) так как сказали (себе) мудрецы: "Как бы не поднялись народы войною против нас и не присоединился также и он к нашим врагам". Поэтому [он заключил с ним союз, чтобы оказать помощь] в беде друг другу И был ужас [божий на народах, которые] кругом нас21, так что они не приходили (войною) на казарское царство. [Но во дни царя Вениамина]22 поднялись все народы на [казар] и стеснили их [по совету]23 царя македонского. И пришли воевать царь Асии24 и тур[ок]25... и Пайнила26 и Македона; только царь алан был подмогою [для казар, так как] часть их (тоже) соблюдала иудейский закон27. Эти цари [все] воевали против страны казар, а аланский царь пошел на их землю и нанес им [поражение], от которого нет поправления, и ниспроверг их господь пред царем Вениамином."

То есть события происходят после диспута о вере и после 867 года. Читаем К.Д. дальше;

" Также и во дни царя Аарона воевал царь аланский против казар, потому что подстрекнул его греческий царь. Но Аарон нанял против него царя турок, так как тот был [с ним дружен], и низвергся царь аланский перед Аароном, и тот взял его живым в плен. И оказал ему [царь большой] почет и взял дочь его в жены своему сыну, Иосифу28. Тогда [обязался] ему аланский царь в верности, и отпустил его царь Аарон [в свою землю]. И с того дня напал страх пред казарами на народы, которые (живут) кругом них."

Событие датируется временем после 932 года, когда по Масуди аланы отреклись от христианства и: "прогнали епископов и священников, которых византийский император раньше им прислал". ( Ал Масуди)

Затем идет уже известие о Иосифе, Хлгу и Романе. То есть события К.Д. вполне согласованы по времени и никакого отношения к вашим с Акентьевым фантазиям не имеют.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12483 - 10.03.2019 :: 00:18:26
 
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:31:03:
А сколько раз вам писал, что из К.Д., из-за его текста, где по смыслу выпадает роман-злодей, каждый, сам по своему усмотрению выбирает поход.
Здесь основное -

Да знаю я это основное уже ответил и задал вам вопрос, какое отношение диспут произошедший при Василии 1 Македоняние имеет отношение к походу Хлгу.? Кроме того вы если уж взялись за Акентьева то будьте последовательны тогда и признавайте что он прав датировав поход Хлгу 860 годом.  а так о чем тогда весь сыр бор?
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:31:03:
Во-вторых, «Роман», «Арман»  или  «Армил»  в  еврейских  средневековых  источниках  нередко  выступают  именами  нарицательными,  обозначая  римского  (византийского

Кто кроме Акентьева из переводчиков К.Д. так считает? Кстати любопытная биография у автора

"Акентьев Константин Константинович [р. 4.07.1952, Гатчина Ленингр. обл.]. К.искусств. (1989). Окончил ЛИЖСА им. И.Е. Репина по специальности «история и теория изобразительного искусства» (1981).  Работал  в ГПБ им. Салтыкова-Щедрина. В БАН работал старшим библиотекарем  ОКИЛ с мая 1984 по декабрь 1988. С января 1989 по июль 1994 – старший библиотекарь Сектора БАН при ЛО/СПбФ ИИЕТ. Область научных интересов: византинороссика. Участвовал в работе межинститутской византийской группы при Президиуме АН СССР, союзных и международных конференциях, конгрессах и др."

Блестяще,какое Акентьев имеет отношение к лингвистике, истории и  древнееврейскому языку?

upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:33:03:
Уже писал - для показа язычества восточных славян.

Что в у Хвольсона на указанной вами странице говорит о язычестве славян?
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:35:43:
Вам уже показывал, целый сайт. Читайте также указанных авторов.

Цитаты будут или так треплом и останетесь?
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:38:46:
Да, конечно, если вы ни Аникина не читаете, ни Клейна

Поверьте читал и побольше вашего.
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:38:46:
с Губаревым, а упрекаете, да еще в хамской форме - на таких внимания не обращаю.

Это Олег что ли специалист по язычеству восточных славян? Не, я конечное Олега лично уважаю, мы в хороших с ним отношениях, но пусть он на меня обидится, только  к спецам по славянскому язычеству я его никак отнести не могу.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12484 - 10.03.2019 :: 00:25:03
 
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:57:49:
И тут то главное - вы не признаете язычество восточных славян

Язычество у восточных славян я признаю. Я не признаю то что пишут о нем историки
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:57:49:
которое видно в религии, в мифах, даже в ПВЛ.

Покажите что видно о язычестве восточных славян в мифах в религии и в ПВЛ?
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:57:49:
А еще если это язычество не с иранских корней.

Да все может быть. пантеон Владимира структурно повторяет иранский. Но только все это нужно доказать а не строить предположения. Пока есть только предположения. причем у абсолютно всех кто этим ни занимался.
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:57:49:
И прав Клейн, когда обходит осетинское - в словаре Абаева не все скифское иранское

А чье?
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 23:57:49:
Сколько раз вам об этом пишу...Но у вас не упрямство, ментальность такая

Да вы ту можете хоть исписаться на нет, доказательства где?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12485 - 10.03.2019 :: 11:22:31
 
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 21:18:31:
Мне уже лень отвечать на это. Если Рыбаков не прав с мифами, то вы к Клейну обращайтесь. "Перун на Кавказе". Статья маленькая, осилите. После его "Илиады и Трои", в таких вопросах Клейну доверяю.

Теперь по Клейну. Вам тут как постранично прикреплять все что Клейн пишет по славянскому язычеству или своими словами, потому что перепечатывать огромные куски текста у меня желания нет. На протяжении десяток  страниц в своей книге "Воскрешение Перуна" Клейн показывает как придумывали славянское язычество российские и советские историки начиная с 17 века и по сей день. Но вы ведь этого не читали, зачем оно вам. Прикреплю только одну страницу из книги, на которой вы увидите что: " Ни одного изложения мифа о Перуне, хотя бы в пересказе, не сохранилось. Ни одного... Ни в одной русской сказке Перун не упоминается, то есть имя его в них не сохранилось. Ни в одной".
Наверх
 

p0009.png (210 KB | 61 )
p0009.png
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12486 - 10.03.2019 :: 11:53:45
 
Roxsalan писал(а) 10.03.2019 :: 11:22:31:
Теперь по Клейну. Вам тут как постранично прикреплять все что Клейн пишет по славянскому язычеству или своими словами, потому что перепечатывать огромные куски текста у меня желания нет.

Я же сослался на эту книгу, потому что и в статье Клейна есть: "конструкция, зацепка, как вступительный эпизод" и т.д.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12487 - 10.03.2019 :: 12:02:50
 
upasaka писал(а) 10.03.2019 :: 11:53:45:
Я же сослался на эту книгу, потому что и в статье Клейна есть: "конструкция, зацепка, как вступительный эпизод" и т.д.

Вы по теме сказать можете что нибудь или так и будете воду в ступе толочь?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12488 - 10.03.2019 :: 18:17:46
 
upasaka писал(а) 10.03.2019 :: 11:53:45:
Roxsalan писал(а) 10.03.2019 :: 11:22:31:
Теперь по Клейну. Вам тут как постранично прикреплять все что Клейн пишет по славянскому язычеству или своими словами, потому что перепечатывать огромные куски текста у меня желания нет.

Я же сослался на эту книгу, потому что и в статье Клейна есть: "конструкция, зацепка, как вступительный эпизод" и т.д.


Смех

Может у Клейна что и есть, только доказывать Роксолану привлекая Клейна - полная безнадёга, потому как оба исходят из одних и тех же позиций.
Если Клейн написал  тоже, что и в "Разобранной Илиаде" - считайте практически ничего, т.к. разобрать - разобрал, а систему соединяющую эпос воедино озвучить так и не смог  Озадачен
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12489 - 10.03.2019 :: 18:23:01
 
Roxsalan писал(а) 10.03.2019 :: 11:22:31:
Ни одного изложения мифа о Перуне, хотя бы в пересказе, не сохранилось. Ни одного... Ни в одной русской сказке Перун не упоминается, то есть имя его в них не сохранилось. Ни в одной".


Значит вы определяете какой миф о Перуне, а какой нет - по имени Смайл
А если, скажем, Велеса во Власия переименовали, значит он уже не годится?! Круглые глаза
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12490 - 10.03.2019 :: 18:30:11
 
Dedal писал(а) 10.03.2019 :: 18:23:01:
Значит вы определяете какой миф о Перуне, а какой нет - по имени

Я так понимаю Клейна вы тоже не читали.
Dedal писал(а) 10.03.2019 :: 18:23:01:
А если, скажем, Велеса во Власия переименовали, значит он уже не годится?!

Какие славянские мифы сохранились о Велесе?
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12491 - 10.03.2019 :: 18:34:13
 
Походу, один вечно смеющийся персонаж со славантры, залогинился здесь под другим ником.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12492 - 10.03.2019 :: 19:30:27
 
Roxsalan писал(а) 10.03.2019 :: 18:30:11:
Dedal писал(а) 10.03.2019 :: 18:23:01:
Значит вы определяете какой миф о Перуне, а какой нет - по имени

Я так понимаю Клейна вы тоже не читали.
Dedal писал(а) 10.03.2019 :: 18:23:01:
А если, скажем, Велеса во Власия переименовали, значит он уже не годится?!

Какие славянские мифы сохранились о Велесе?


Я о вас, а не о Клейне. Сужу по ващей аргументации Подмигивание
Во-вторых, из вашей логики следует, что если божество переименовали, значит миф уже не котируется.
Это всё что я хотел сказать, можете воспринимать это как реплику "со стороны", потому как спорить тут бесполезно, за явными ошибками в методологии Круглые глаза
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12493 - 10.03.2019 :: 19:32:17
 
Dedal писал(а) 10.03.2019 :: 19:30:27:
Во-вторых, из вашей логики следует, что если божество переименовали, значит миф уже не котируется.

Еще раз, покажите какие мифы о Велесе были у восточных славян? Ваша балтология ни о чем уже надоела.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12494 - 10.03.2019 :: 22:02:22
 
upasaka писал(а) 09.03.2019 :: 22:43:55:
Roxsalan писал(а) 09.03.2019 :: 22:23:25:
Серьезно, знаете? вы видать жили в то время. Да..., покажите Перуна в Риг веде? Жду.

Причем здесь "жили...видать...в то время"? Вы же ничего не понимаете. Почитайте КУЛЬТ ПЕРУНА У ЮЖНЫХ СЛАВЯН. Да и не раз уже разбирали.


Проштудировал Клейна до половины: может к концу книги прозреет, но пока в упор не видит Перуна у балтийских славян.
Поэтому дополню:
У Серякова - "Проне" и "Прове" из источников.
У Пауля - названия в честь Перуна на землях ободритов.

И наконечник пояса конец 9 века из наших краёв, с громовой стрелой

...
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12495 - 11.03.2019 :: 08:45:19
 
Roxsalan писал(а) 08.03.2019 :: 22:22:01:
Безусловно связи имел. Да и Калокира перед поездкой к Святославу возвели в сан патрикия.


Допустим, кстати протевон это может быть не должность, а фамилия.
Печати с такой фамилией находят в Херсоне и возможно даже датируемые второй половиной 10го века.
Но там запутанная история, в том смысле что Протевон был переведен либо в Херсон с Пелопоннеса, либо наоборот и даже возможно дважды.

А по поводу патрикия, история повторяется в точности как в 912г когда некий Иоанн Богас, стратиг Херсона
вел переговоры с печенегами. Схема та же - получение титула патрикий - переговоры против болгар - результат. (привел к Дунаю).

Roxsalan писал(а) 08.03.2019 :: 22:22:01:
Это к чему?

Была такая должность в Херсоне, но исчезла к концу 9го века.
Я было подумал что Колокир это мог быть к примеру Колос Кир какой нибудь, но нет.

Roxsalan писал(а) 08.03.2019 :: 22:22:01:
Вероятно все гораздо проще. После захвата Саркела Святослав не ушел в Киев как пишет об этом ПВЛ, он продолжал ошиваться на юге в Причерноморье. Гадло (Предыстория Приазовской Руси. Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе) полагал что Калокир встречался со Святославом на Боспоре в 9-м индикте, т. е. поздней осенью 965 или зимой 965 / 966 гг. Задачей Калокра было, по мнению Гадло, отвлечь Святослава от византийских владений в Причерноморье. С этой целью Никифор и уговорил Святослава пойти на болгар. Вероятно именно потому что в 965/966 Святослав был в Крыму и из Крыма пошел в поход на болгар Лев Диакон и называет русов таврами и тавроскифами.


Ну я вроде бы не говорил что Свенельд должен был об этом узнать именно в Киеве, и где встречался Колокир со Святославом тоже. Но тут надо уточнить, да возможно это объясняет почему Диакон называет росов тавроскифами. Но не понятно кто поставил такую задачу Калокиру... Никифор или же местная знать пролоббировала свои интересы может еще кто-то? Тут есть разные варианты, а значит и разная мотивация сторон. Например, с чего он решил что росы согласятся?, обязательства договора 944? Но там речь идет немного о другом. В ситуации когда Никифор по сути выпнул болгарских послов, желательно уже иметь на руках какие-то гарантии союзничества росов, а не угрозу, от них же, своим владениям в Крыму.

Roxsalan писал(а) 08.03.2019 :: 22:22:01:
Еще К.Б. в своем трактате писал:
"[Знай], что пачинакиты стали соседними и сопредельными[2] также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Росию...


Ну вот этим то советом КБ, Никифор как раз и пренебрег. Не мог или так и было задумано, не ясно. Конечно можно предположить что так и было задумано чтобы не усилять одних, ослаблением других. Решили отправить обоих.

Roxsalan писал(а) 08.03.2019 :: 22:22:01:
Вероятно во время похода на болгар Святослав сумел уже сам договорится с какой то частью печенегов, но возможно с ними договорился и Калокир. В пользу этого говорит то чтона территорию Византии объединенное войско русов,печенегов, венгров и болгарвошло тремя группами: русы и болгары вместе, а венгры и печенеги отдельно. Обычно сей поход приписывают Святославу, но более вероятно это была затея Калокира, в рамках его претензий на византийский трон. В пользу этого говорит два факта, в поход пошла только часть русов, основная часть русского войска осталась в Болгарии. Святослав в походе не участвовал, он тоже остался в Болгарии. Вероятно отправив часть русов на греков он только выполнял какие то договорные обязательства с Калокиром


Лично я не понимаю как это может говорить в пользу Колокира, с печенегами договорился тот, кто заплатил.
И потом суть всего похода в этом и заключалась взять ромейский трон. А когда дело дошло до главного, половина осталась, Святослав не пошел итд. Вообщем не похоже на решающий удар от исхода которого зависит успех всего дела.

Roxsalan писал(а) 08.03.2019 :: 22:22:01:
А какая разница в проходе порогов летом, в начале осени или весной? Все равно незамеченный не пройдешь. Я понимаю если Святослав надеялся что печенеги уйдут к весне, запарятся ждать. Но они не ушли и Святослав с еще больше ослабленной голодом армией пытается прорваться. Почему он опять не вернулся в устье Днепра, почему не попытался сразу, осенью прорваться, если - мертвые сраму не ймут? Тут много над чем стоит подумать. Я уже предположил - осенью его сдерживали раненные. Он не мог их бросить это для него было бы полным крахом карьеры. Войну проиграл, богатства не добыл, да еще и людей бросил. Больше за ним бы никто не пошел. Фарн утрачен. Поэтому он и не ушел на конях. Возможно так же что за зиму он вел с кем то какие то переговоры которые могли повлиять на дальнейшее развитие событий.


Раненные конечно были, он и сам был ранен. Но возможно что те гарантии прохода которые предоставили ромеи, не убедили Святослава и он хотел лично либо через верного человека удостовериться что путь открыт. Поэтому сперва остановился на Белобережье и ждал вестей. Т.е в этом причина остановки в устье Днепра. А дальше события могли развиваться по разному.

Но тут мне не нравится один момент. Почему-то именно Свенельд сообщая о печенегах предлагает их обойти.
Как будто бы Святослав сам не понимает что к чему. Тем более по летописи они сперва подходят к порогам, видят печенегов, Святослав возвращается. Написано так, как будто бы хотели выгородить Свенельда, мол он предложил другой путь князю. Ведь князя убили, а Свенельд остался жив как так могло получится? а вот так, и дается пояснение. Кажись так могли написать только в том случае, если Свенельд не принимал участие в битве с печенегами на обратном пути, а значит армия по каким-то причинам действительно была разделена. Другой вопрос почему Святослав не пошел дальше, в сторону Керчи например.


Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12496 - 11.03.2019 :: 10:16:29
 
Dedal писал(а) 10.03.2019 :: 22:02:22:
Проштудировал Клейна до половины: может к концу книги прозреет, но пока в упор не видит Перуна у балтийских славян.

А что вам известно о поклонении Перуну у балтийских славян?
Dedal писал(а) 10.03.2019 :: 22:02:22:
У Серякова - "Проне" и "Прове" из источников.

Кто такой Серяков?
Dedal писал(а) 10.03.2019 :: 22:02:22:
У Пауля - названия в честь Перуна на землях ободритов.

Есть такие названия, они много где есть. Я вас спрашиваю про мифологию славян, где участвует Перун, сказки и другие элементы проявления языческой религии? По Велесу, я так понимаю, вы слились, сказать нечего.
Dedal писал(а) 10.03.2019 :: 22:02:22:
И наконечник пояса конец 9 века из наших краёв, с громовой стрелой

Это где вы вычитали про громовую стрелу? Какое этот непонятно откуда взявшийся наконечник пояса имеет отношение к Перуну?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12497 - 11.03.2019 :: 11:32:06
 
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
Допустим, кстати протевон это может быть не должность, а фамилия.

Нет, это титул, означает "первенствующий", по факту это глава херсонского муниципалитета. Смотрите, например, Н.И. Храпунов "Администрация византийского Херсона в VIII - начале 1Х вв." В сети есть.
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
А по поводу патрикия, история повторяется в точности как в 912г когда некий Иоанн Богас, стратиг Херсона
вел переговоры с печенегами. Схема та же - получение титула патрикий - переговоры против болгар - результат.

Возможно, не спорю.
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
Ну я вроде бы не говорил что Свенельд должен был об этом узнать именно в Киеве, и где встречался Колокир со Святославом тоже.

Не совсем понял Свенельд тут причем?
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
Но тут надо уточнить, да возможно это объясняет почему Диакон называет росов тавроскифами. Но не понятно кто поставил такую задачу Калокиру... Никифор или же местная знать пролоббировала свои интересы может еще кто-то?

Диакон пишет что задачу Калокиру поставил Никифор. Но не исключено что с подсказки херсонской администрации, тут я с  вами соглашусь. но для нас это не принципиально, принципиально что есть косвенное подтверждение тому что Святослав был в это время в Причерноморье.
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
Например, с чего он решил что росы согласятся?, обязательства договора 944? Но там речь идет немного о другом. В ситуации когда Никифор по сути выпнул болгарских послов, желательно уже иметь на руках какие-то гарантии союзничества росов, а не угрозу, от них же, своим владениям в Крыму.

Тут можно только гадать. Вероятно прямой угрозы византийским владениям в Крыму от Святослава в то время не было. Намечалась только  тенденция. У наших историков какое то легкое представление о том времени и походах Святослава. А ведь до похода болгар он совершил достаточно сложный военный поход на вятичей, хазар, алан и касогов. Несомненно потери в живой силе у Святослава в результате похода были. Представления о том что армия Святослава в то время была многотысячной строятся ни на чем. Людские ресурсы Руси в то время не позволяли иметь такие армии. Их и позже не было. По оценке разных исследователей той суммы что пообещал Никифор хватило бы для найма от 3600 до 10000 бойцов. Не удивлюсь если свою дружину Святослав набирал не только на Руси но и среди местного Причерноморского населения, в Крыму он скорее всего обзавелся и судами для похода. Почему он согласился на поход, только ли на бабки польстился? Думаю что нет, не та сумма. Скорее всего греки или сам Калокир пообещал ему нечто большее чем деньги, о чем впрочем сами же греки и пишут. По их версии Калокир пообещал Святославу, если он поможет ему захватить византийский торон, Болгарию. Вторым побудительным мотивом пойти на болгар, на мой взгляд были сложные отношения между Святославом и Ольгой. Вероятно в Киеве Святослава не сильно ждали и он искал себе другое место под солнцем.
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
Ну вот этим то советом КБ, Никифор как раз и пренебрег. Не мог или так и было задумано, не ясно. Конечно можно предположить что так и было задумано чтобы не усилять одних, ослаблением других. Решили отправить обоих.

Почему пренебрег, как раз напротив, он им воспользовался. Вряд ли Святослав бы пошел на болгар если бы не знал что его пропустят печенеги и что они не создадут угрозу Руси.
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
Лично я не понимаю как это может говорить в пользу Колокира, с печенегами договорился тот, кто заплатил.

Или пообещал заплатить. Греки ведь тоже не дураки были, утром стулья, вечером деньги. То есть утром война, вечером зарплата. Мертвым деньги зачем? Мне вот думается что и Святославу Никифор сразу не заплатил а только пообещал заплатить когда тот захватит Болгарию. В противном случае почему тогда Цимисхий предлагал Святославу заплатить то что обещал ему Никифор что бы Святослав ушел из Болгарии. возможно и причина конфликта была между греками и русами в бабках. Цимисхий убив Никифора отказался платить Святославу обещанное предшественником, Святослав решил отомстить. Дело принципа.
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
И потом суть всего похода в этом и заключалась взять ромейский трон.

Какого похода, уточните? Если вы имеете первый балканский поход Святослава, то вряд ли Калокир уже тогда затевал мятеж. Идея может и возникла раньше но реализовать ее он решил только после смерти Никифора, повод был. Калокир решил что он не хуже Цимисхия и тоже может при поддержке русов, печенегов и венгров захватить престол. Мотивация для тех и других вероятно была - узурпатор убил законного правителя и отказался вам платить по долгам убиенного. Сместим узурпатора и тогда будет вам счастье, печенегам деньги, русам Болгария. Но Святослав вероятно не шибко верил в эту затею поэтому отправил на греков только часть армии сам остался в Болгарии где вероятно и решил обосноваться на совсем.
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
Раненные конечно были, он и сам был ранен. Но возможно что те гарантии прохода которые предоставили ромеи, не убедили Святослава и он хотел лично либо через верного человека удостовериться что путь открыт. Поэтому сперва остановился на Белобережье и ждал вестей. Т.е в этом причина остановки в устье Днепра. А дальше события могли развиваться по разному.

Летописец утверждает что Святослав дошел до порогов. Но вернулся к Белобережью. Вот мне и непонятно, почему он не остался на Хортице? Остров большой, пороги рядом, можно было перезимовать и весной сразу преодолевать пороги. Но он избрал другой вариант.
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
Но тут мне не нравится один момент. Почему-то именно Свенельд сообщая о печенегах предлагает их обойти.
Как будто бы Святослав сам не понимает что к чему. Тем более по летописи они сперва подходят к порогам, видят печенегов, Святослав возвращается. Написано так, как будто бы хотели выгородить Свенельда, мол он предложил другой путь князю. Ведь князя убили, а Свенельд остался жив как так могло получится? а вот так, и дается пояснение. Кажись так могли написать только в том случае, если Свенельд не принимал участие в битве с печенегами на обратном пути, а значит армия по каким-то причинам действительно была разделена.

Вот именно, вы уловили суть, роль Свенельда во всем этом деле. Свенельд вообще темная лошадка в русской истории. Летописец называет его воеводой Игоря, Святсолава и Ярополка. Но я думаю что он не воевода а соправитель типа хазарского шада. При Игоре богат как Крез, настолько что дружина Игоря просит князя пойти где нибудь дань собрать для себя. И Игорь идет сам, а не отправляет Свенельда, что следуя логике иерархии должно было быть. Шахматов считал что именно Свенельд и Ольга виноваты в смерти Игоря, но летописцы завуалировали это дело. Дальше смотрим походы Святсолава, о Свенельде ни слова, до момента заключения договора Святослава с греками в котором Свенельд упомянут вместе со Святославом. Грекам Свенельд неизвестен, хотя они упоминают некоего Сфенкла-Свенгла, который по их версии был третьим после Святослава в войске русов и который погиб при Доростоле. Был или этот Сфенк Свенельдом или это разные персонажи непонятно. Конечное греки могли и ошибиться и Сфенкл мог не погибнуть а быть только ранен. Война дело такое. Но вот что интересно. Сфенк даже в Болгари  был отдельно от Святослава, Святослав сидел в Доростоле а Сфенк в Преславе, столице Болгарии, при нем был и болгарский царь, Борис. Почему? Опять же при осаде Преслава Сфенкел уцелел и ушел к Святославу в Доростол. Если он и есть Свенельд, то опять, Святослав гибнет а он добирается до Киева, где стравливает сыновей Святослава которые перерезали друг друга. В общем странная история. Если Свенельд не Сфенкел история тоже не менее странная получается, как тогда Свенельд попал в текст договора, может его туда летописец сам внес исходя из своей какой то логики? Как вариант так же можно предположить что Свенельд пришел к порогам на конях со стороны Киева, и предложил вернуться князю домой верхом, но Святослав отказался. В общем версий много.
Виктор3992 писал(а) 11.03.2019 :: 08:45:19:
Другой вопрос почему Святослав не пошел дальше, в сторону Керчи например.

Согласен, вопрос. В общем со смертью Святослава и мотивацией его поступков одни сплошные непонятки. Хотя лично мне ближе мысль А. Никитина который предполагал что зимовку Святослава на Белобережье придумал сам летописец, а Святослав погиб где то по дороге между Дунаем и Киевом. Мест где печенеги могли перехватить остатки войска русов хватало.


Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12498 - 11.03.2019 :: 13:18:59
 
Roxsalan писал(а) 11.03.2019 :: 11:32:06:
Вероятно в Киеве Святослава не сильно ждали и он искал себе другое место под солнцем.

Либо Киев по факту или в представлении Святослава не был "местом под солнцем".

Roxsalan писал(а) 11.03.2019 :: 11:32:06:
Остров большой, пороги рядом, можно было перезимовать и весной сразу преодолевать пороги.

А как там Днепр, вероятно, замерзает?
Остров может перестать быть островом...

Roxsalan писал(а) 11.03.2019 :: 11:32:06:
Святослав погиб где то по дороге между Дунаем и Киевом.

И это единственное, что можно утверждать с уверенностью.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #12499 - 11.03.2019 :: 14:57:26
 
иван васильевич писал(а) 11.03.2019 :: 13:18:59:
Либо Киев по факту или в представлении Святослава не был "местом под солнцем".

Можно и так сказать. Святослав вероятно и не правил в Киеве. К.Б. утверждает что в момент написания им трактата а это между 948 и 952 гг. Святослав сидел в Хольмгарде, под которым обычно видят Новгород, что вероятно но далеко не факт. Отношения между Ольгой и Святославом были похоже весьма натянуты. К власти она его не допускала, вопреки традиции, судя по рассказу о посольстве Ольги в Константинополь, люди Святослава а значит и он сам не ставились ни во что. Литаврин по этому поводу писал:

"«Особо следует сказать о 6-й категории — о «людях Святослава», сына  княгини и Игоря, законного наследника киевского трона (их было, как установлено выше, пятеро). Им отведено в церемониале приема  неожиданно низкое место — на 4 ранга ниже «людей Ольги». Во столько же раз меньше и сумма выданных им милиарисиев. Их официальный статус уступает даже статусу служанок и священника Григория». (Литаврии Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (1Х-начало XII в.). — СПб.: Алетейя, 2000. С.198.)

Литаврин считал что статус людей Святослава был ущемлен самой Ольгой, а не византийской бюрократией, как считают некоторые исследователи. Словом там дело темное. По моему стойкому убеждению Ольга вероятно не была матерью Святослава. Так что до ее смерти сын Игоря скорее всего и мыкался в поисках своего места под солнцем. А после смерти Ольги ему уже не хотелось возвращаться в Киев он себя видел на Дунае.

иван васильевич писал(а) 11.03.2019 :: 13:18:59:
А как там Днепр, вероятно, замерзает?

В том то и дело что с 970 по 980 гг. период климатического оптимума. То есть  это было самое теплое время в Европе, насколько могу судить, было теплее чем даже сейчас. Сейчас Днепр замерзает в среднем в конце ноября. Тогда он мог вообще не замерзнуть. У нас вот в этом году Двина за всю зиму не замерзла ни разу, так только чуть у берега. А Двина не Днепр.
иван васильевич писал(а) 11.03.2019 :: 13:18:59:
Остров может перестать быть островом...

Ну так в таком случае и на Белобережье Святославу не удалось бы зимой спастись. Тем более что печенеги судя по свидетельству К.Б. и летом переходили Днепр ниже порогов, что им мешало напасть на Святослава южнее а не ждать когда он пойдет через пороги. Есть вообще большие сомнения что русы возвращались из походов в Византию в том числе и по торговым делам  в Киев по Днепру. Слишком сложный маршрут, особенно при преодолении порогов против течения. Насколько помню та же проблема была и на Волхове. Я как то не обращал внимание как проводили суда из Новгорода в Ладогу все больше пишут о том как суда проводили из Ладоги в Новгород, и было это большой проблемой. Возможно обратно шли посуху. Этот вопрос надо рассматривать более конкретно.
иван васильевич писал(а) 11.03.2019 :: 13:18:59:
И это единственное, что можно утверждать с уверенностью.

И тут не поспоришь.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 623 624 625 626 627 ... 982
Печать