"Информация к размышлению"(с)
Известный теперь российскому читателю по своей книге «Откуда ты, Русь?» историк-эмигрант С.А. Парамонов (С. Лесной) привел сообщение о найденных в Грузии манускриптах, содержавших интересные сведения об истории русского народа. Среди 16 древних документов, поступивших в 1901 году в церковный музей Тифлиса, оказался один объемистый «грузинский пергаментный манускрипт 1042 г. об осаде Царьграда в 626 году», в последней части которого было помещено следующее сообщение: «Осада и штурм великого и святого града Константинополя скифами, которые суть русские». В той же рукописи есть еще интересное свидетельство о том, как император Ираклий пытался ранее откупиться от руссов: «В 622 году Ираклий за большую сумму денег уговорил «скифов, которые суть русские, не тревожить империю, и потом отправился отомстить Хосрою»[303]. Причем, что интересно, эта тифлисская рукопись написана в 1042 году, т. е. на 70 лет старше «Повести временных лет» Нестора.
Н.М. Карамзин приводит другое раннее свидетельство о росах, правда, очень сомневаясь в его правдивости: «Никифор Григора, писатель XIV века, уверяет, что еще при дворе Константина Великого, один росский князь был стольником»[304]. Кстати, указанный император правил Византией в 306–337 годах. Но все же Н.М. Карамзин полагал, что только Бертинские летописи первыми упоминают о росах.
-------------------------------------------------------------------
Славяне и арабы. К вопросу, что могли делать русы в Андалусии.
. Еще в 762 году прибывший из Испании на восток Халифата аббасидский агитатор Абд ар-Рахман Фихри имел прозвище ас-Саклаби, то есть – славянин. Существенно увеличилось количество сакалиба в Испании после ее отделения от Халифата и создания Кордовского эмирата, а затем – Халифата.
Самый могущественный испанский мусульманский правитель, халиф Абд ар-Рахман Третий (919 – 929 гг.), впервые понял всю ценность славян как воинов и создал из них свою личную гвардию.
Если говорить о численности «преторианцев», то, по данным арабского историка XVII века аль-Маккари, в правление Абд ар-Рахмана она составляла 13750 человек. Уже при этом правителе славяне стали занимать высокие должности в военном и государственном аппарате и, как следствие – оказывать влияние на политику Кордовского халифата. К примеру, славянин по имени Наджа возглавил армию, посланную халифом против королевства Леон.
В период политической анархии и распада халифата в Испании (в арабской историографии именуемый «периодом ат–Таифа»), начавшийся в 1010 году, на ее территории возникло множество сравнительно мелких и фактически самостоятельных княжеств-эмиратов. В некоторых из этих эмиратов – Альмерии, Мурсии, Тортосе, Валенсии — власть захватили бывшие славянские гвардейцы, основавшие собственные династии. В основном «славянские» княжества располагались на восточном побережье Пиренейского полуострова, а также на Балеарских островах. А, например, в Севилье сакалиба, хотя и никогда не правили, тем не менее, в качестве ядра армии, оказывали значительное влияние на политику эмирата.
Самым успешным славянским правителем Испании можно признать Муджахида аль-Амири, властителя Дении (на Балеарских островах). В 1015 году ему удалось (правда, только на один год) овладеть Сардинией.
Столица эмирата Дения стала в период правления Муджахида одним из крупнейших портов Средиземноморья. Среди других славянских эмиров Испании можно упомянуть властителя Мурсии и Альмерии Хайрана аль-Саклаби, а также правителя Тортосы Лабиба аль-Саклаби.
Кроме того, в X – XI вв. славяне оказали громадное влияние и на культуру мусульманской Испании. Так, в последние годы существования Кордовского халифата на его территории было столько писателей, поэтов и владельцев библиотек славянского происхождения, что им была посвящена целая монография Хабиба ас-Саклаби. По прозвищу автора нетрудно догадаться, что он также вел свой род от славян.
На территории Северной Африки славяне также использовались в качестве гвардейцев. В султанате Никур, располагавшемся в районе современной границы между Алжиром и Марокко, в 11 веке они участвовали в попытке свержения султана Саида ибн Салиха. После долгой и кровопролитной борьбы непокорные гвардейцы все же были побеждены и ушли в горы, где построили укрепленный лагерь и поселение, которое позже было названо Карайат ас–Сакалиба (деревня славян).
Были славянские гвардейцы и при дворе фатимидских халифов в Египте. Так, славянин Масуд, подчинявшийся Фатимидам, в 924 – 925 гг., отплыв из Ифрикийи (современный Тунис), захватил крепость Санта Агата на Сицилии.