Талян писал(а) 25.02.2019 :: 23:20:13:Вы сами то ее читали? Речь идет о горизонте Д, а мы с Вами обсуждаем Е3, это во первых.
Я то читал и не однократно и привел ее для того чтобы показать насколько расходятся во мнениях археологи занимающиеся Ладогой относительно устройства больших домов, на основании чего делаются выводы. Там где одни видят срубы другие видят каркасно-столбовые строения.
Талян писал(а) 25.02.2019 :: 23:20:13: В третьи авторы выразили выразили сомнения в "типологическом сходстве" дома с северо-европейским халле
Где приведите конкретную цитату?
Dedal писал(а) 26.02.2019 :: 00:23:30:Чем сто раз читать, посмотрите один раз
Тем более уже вывешивал
Ну да, наши у еще одного археолога из Московского педагогического института. Вы сами Ю.П. Спегальского читали, книга которого "Жилище Северо-Западной Руси IX—XIII вв." была издана в 1972 году, после его смерти? Я вот не нашел ее в сети, только отзывы. В том числе и эти из журнала Советская археология
"В изданной посмертно книге Ю. П. Спегальского «Жилище Северо-Западной Руси IX—XIII вв.» предложены новые реконструкции некоторых типов городских жилых построек, главным образом по известным раскопкам в Старой Ладоге и Новгороде. Реконструированы постройки богатых горожан и средних слоев городского населения. За недостатком археологических данных не рассмотрены жилые постройки городской бедноты и сельское жилище крестьян и феодалов, а о городском жилище феодалов высказаны лишь общие соображения.
Состояние археологических материалов пока не допускает бесспорных реконструкций. Поэтому предложения Ю. П. Спегальского надо рассматривать не как полное опровержение прежних реконструкций и не как окончательное решение задачи, а лишь как еще одну — не первую и, несомненно, не последнюю — попытку приближения к истине....
Здесь невозможно разобрать все детали реконструкций и многие высказанные по их поводу интересные мысли, заслуживающие специального обсуждения. Остановимся на одном из типов жилого дома, которому Ю. П. Спегальский уделил особенно много внимания (стр. 95—230). Это крупное двухкамерное срубное сооружение с резко неравными помещениями, из которых большее отапливалось, а меньшее было, по-видимому, проходным, может быть с лестницей для подъема на второй этаж. Остатки таких построек найдены в Новгороде в большом числе. Ю. П. Спегальский пришел к выводу, что большое помещение служило для семьи богатого горожанина и для приема гостей. Оно было очень высоким, имело посредине печь, топившуюся «по-черному», и бесчердачную двускатную крышу с земляной засыпкой и с дымовым отверстием в одном из скатов. Меньшая часть постройки была, при той же общей высоте, двухэтажной, имела внизу входной тамбур, а наверху — спальни со своеобразным способом отопления: стена, отделявшая их от верхней части большого помещения, нагревалась горячим воздухом, собиравшимся под крышей при отоплении «по-черному».
Реконструкция кажется совершенно невероятной, если исходить из этнографических сведений о русских крестьянских постройках конца XIX — начала XX в., поскольку среди последних нет ничего похожего. Но если не считать, что городские постройки X—XIII вв. должны были быть обязательно похожи на крестьянские XIX—XX вв., то реконструкция Ю. П. Спегальского выглядит в общем не менее реально, чем известная реконструкция П. И. Засурцева, который приписывает постройки данного типа феодалам, малое помещение рассматривает как сени, не реконструирует над ним спален, но, насколько можно понять, не исключает наличия второго этажа над большим помещением с печью.... не только Ю. П. Спегальскому, но и почти всем славистам — археологам, этнографам, вообще историкам культуры — можно адресовать следующее замечание: при привлечении аналогий из истории культуры других народов ищут эти аналогии сначала у славян, потом вообще у индоевропейских народов, не исключая самых удаленных, но не у финно-угорских и тюркских, хотя именно эти народы жили рядом с восточными славянами, нередко чересполосно с ними, имея с ними фактически общую социально-экономическую и политическую историю и чрезвычайно близкие, иногда просто тождественные формы материальной культуры. Очевидно, здесь влияют представления некоторых этнографов, полагающих, что материальная культура развивалась по тем же законам, что и язык, и не учитывающих ни физико-географических и хозяйственных факторов, ни конкретных обстоятельств истории народов. Не разбирая общетеоретических аспектов проблемы, заметим лишь, что при исследовании культуры русского населения Северо-Западной Руси вряд ли можно обойтись без учета культуры финно-угорских народов, часть которых здесь влилась в состав русского народа.
Конечно, мы не возражаем против обращений к скандинавским аналогиям, которые для средневековых Новгорода и Ладоги естественны, в ряде случаев хорошо подтверждают аргументацию Ю. П. Спегальского и, по нашему мнению, могли бы быть рассмотрены подробнее....
Археологи и этнографы могут не принять отдельные детали реконструкций Ю. П. Спегальского, но они, очевидно, будут вынуждены принять общие принципы, положенные в основу его исследования, и уже не смогут руководствоваться явно и безнадежно устаревшими принципами И. Е. Забелина. Это относится как к использованию этнографических материалов для реконструкции городских построек, так и к обратной операции — привлечению материалов городского происхождения для реконструкций построек крестьян.
Вместе с тем сравнение книги Ю. П. Спегальского с другими работами на ту же тему показывает, что в ряде случаев археологические данные допускают очень различное толкование. Это значит, что далеко не все так ясно, как могло показаться после первых публикаций и первых реконструкций староладожских, новгородских и других подобных археологических памятников. Из книги Ю. П. Спегальского, по его собственным словам, «видно, как много еще нужно сделать для того, чтобы получить о жилищах Северо-Западной Руси X—XIII вв. сколько-нибудь законченное и вместе с тем отвечающее реальной действительности представление» (стр. 273)." (А. А. Шенников "Ю.П. Спегальский. Жилище Северо-Западной Руси IX—XIII вв." «Советская археология» (1975, №3))
Вы не находите что с 1969 года, когда была написана книга Спегальского много воды утекло, появились новые находки и реконструкции? Вы не допускаете мысли что он был не прав в своих спорных реконструкциях о чем и пишет Шенников?
Dedal писал(а) 26.02.2019 :: 00:23:30:Далее. реконструкция "большого дома из вашей статьи
Где в приведенной мною статье Селина есть такая реконструкция? Покажите.