Талян писал(а) 23.02.2019 :: 01:45:00:Похоже Вы цитаты приводите не читая. Где здесь вывод о скандинавах? Кирпичников пишет - "Критическое осмысление ладожского культурного наследия не закончено". Это с одной стороны. С другой разве есть сомнения в этнической принадлежности срубного дома найденного в самом низу горизонта Е3? А керамик?
Наша песня хороша начинай сначала. Это называется не мытьем так катанием. Я могу сказать что это вы смотрите в цитату и видите то что хотите видеть. Почему вы опускаете то, что Кирпичников пишет до этого, а именно: "
Достоверно славянских среди них отыскать не могли". Предметы найденные в раннем слое в домах каркасно-столбовой конструкции имеет скандинавское происхождение, они описаны и никто из исследователей славянам их не приписывает. Устал напоминать, речь не идет о Ладоге после 760 года, речь идет о изначальной Ладоге образца 753 года.
Талян писал(а) 23.02.2019 :: 01:45:00:С другой разве есть сомнения в этнической принадлежности срубного дома найденного в самом низу горизонта Е3?
По поводу срубного жома никто и не спорит. Как и по поводу того что среди скандинавов основавших Ладогу в 753 году была какая то группа славян. Возможно тех кто жил в соседней Любше. Но их роль была незначительна. Славянская Ладога начинается с 760-770 года.
Талян писал(а) 23.02.2019 :: 01:33:57:Это Ваша фантазия. Найдены дома построенные в двух конструктивах - каркасно-столбовые и срубные. Вещи тоже разноэтнические. Происхождение каркасно-столбовых сооружений по крайней мере спорно.
Честно говоря мне эта бодяга уже остохорошела. Можете пребывать в своих иллюзиях сколько угодно. Но ни один археолог не считает каркасно-столбовые дома славянскими, вы тут хоть застрелитесь, но ничего не докажете. Да исходник их происхождения дискуссионен, но их точно не записывают в актив славян. Вот из относительно новой работы Кирпичникова:
"Новые археологические исследования позволяют лучше понять домостроительство Ладоги, которое на протяжении всего периода VIII–X вв. сочетало в себе различные технические традиции,
выработанные, с одной стороны, в лесной зоне Восточной Европы, с другой — в Северной Европе (Скандинавии). В настоящий момент на Ладожском поселении археологически обнаружено около 100 комплексов жилых, производственных и хозяйственных построек. Техника домостроительства включала возведение изб, домов-пятистенок, особых «общественных» сооружений
(возможно, «гостевых» или культовых) и др. Дома разных типов, срубные и каркасно-столбовые появились в Ладоге практически одновременно и сосуществовали
там столетиями (Кирпичников, Сарабьянов 2012: 68–72).
Если срубные избы своим происхождением указывают на лесную полосу Восточной Европы, то дома-пятистенки с очагом в центре отапливаемого покоя (сохранившиеся в русской этнографии вплоть до сегодняшнего дня) пока не имеют точного адреса своего возникновения. Их строили, в числе прочих, и хуторяне Скандинавии, но ладожские находки VIII–IX вв. превосходят своей древностью большинство известных североевропейских памятников". (Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования / ИИМК РАН. —
СПб.: Невская Книжная Типография, 2018. ВВЕДЕНИЕ
Историко-культурное исследование Старой Ладоги (А. Н. Кирпичников) С.17-18)
Талян писал(а) 23.02.2019 :: 01:33:57:Керамика и погребения славянские.
Какие, конкретно, погребения Ладоги вы называете славянскими? Теперь по керамике. Смотрим что пишет Кирпичников в главе отрывок из которой я выше процитировал:
"Вряд ли можно сомневаться, что в среде ладожан присутствовали представители самых разных этнических сообществ. Однако разноцветная мозаика, составляющая картину ладожской культуры и быта, при всей яркости отдельных деталей образует единую, целостную картину. О существенной роли в ней славянского элемента свидетельствуют такие важные в плане этнических определений находки,как комплекс лепной керамики и элементы женского головного убора и украшений
из свинцово-оловянистых сплавов. Керамический комплекс преемственно развивался на поселении начиная с VIII в. и не претерпевал никаких резких изменений вплоть до момента появления гончарного круга (ср.: Сениченкова 2014). Попытки атрибутировать его финнам или скандинавам делались неоднократно, но они не имеют под собой оснований. Исследования последних десятилетий на СевероЗападе показали: эта керамика заметно отличается как от скандинавской, так и от достоверно финской."
А теперь смотрим что пишет относительно керамики Ладоги Сениченкова в работе на которую ссылается Кирпичников:
"Анализ технологии изготовления ладожской посуды позволяет с уверенностью говорить, что древние ладожане представляли собой население, вобравшее в себя различные культурные традиции гончарства. Временные рамки этого процесса выходят за пределы рассматриваемой истории данного памятника. Особенности, которые удалось зафиксировать, а именно: использование практически одного рецепта формовочных масс, двух программ конструирования начинов (донной и донно-емкостной), одного способа конструирования полого тела, наличие различных приемов обработки поверхности сосудов с преобладанием простого заглаживания, - и, где это было возможно уловить, динамика изменения этих особенностей, лежат в русле процессов развития навыков гончарного ремесла, которые протекали в лесной зоне Восточной Европы в 1 тыс. н.э.... Анализ керамических форм показывает, что типы, составляющие незначительный процент по отношению к основной массе керамики (типы 2,4, б, 8 и 9) явно тяготеют к кругу балтеких и финских древностей. Горшки типа ФУ1 (или типа 3) в конце I тыс. н.э. распространены довольно широко, однако, выделенный круг аналогий не исключает связи этого типа керамики в Ладоге с сосудами, относящимися ко второй традиции сооружения смоленских длинных курганов.... Слабопрофилированные сосуды типа 5, видимо, можно связывать с керамикой псковских длинных курганов... В горизонте ЕЗ-З встречены сосуды приземистые широкодонные (тип Ф1У) и банки с выделенной шейкой (тип ФУ, вид Б), имеющие аналогии как среди финских древностей, так и среди сосудов первой традиции в культуре смоленских длинных курганов, связанных с балтским компонентом (В.В.Енуков)..... В горизонте Е2 четко фиксируются сосуды типа ФП. Некоторые из них орнаментированы по венчику и плечику при помощи палочки, обмотанной веревочкой. Появление такого орнамента В.В. Внуков считает характерным признаком 2-й традиции, которая связывается им со славянским компонентом в культуре смоленских длинных курганов. С середины IX в. увеличивается количество баночных сосудов (типа 4А).... Начиная с горизонта Е1 появляются сосуды типа Ф1 ("стройных пропорций"), у которых высота превышает максимальное расширение. У некоторых сосудов Ф1 типа появляется изгиб на середине тулова, напоминающий характерные формы сосудов культуры смоленских длинных курганов (Слобода Глушица, Цурковка и др.). Такая керамика довольно широко представлена на памятниках культуры сопок (Новые Дубовики, Рюриково городище, Золотое Колено, Нестеровичи), датирующихся IX - X вв....
На сегодняшний день вопрос о происхождении реберчатой керамики нельзя считать решенным. Традиционная точка зрения о единой основе реберчатой посуды Новгородской земли и славян междуречья нижней Вислы и Эльбы (В.В. Седов), видимо, нуждается в критическом анализе. Профилированная керамика в Повисленье изготовлена с помощью гончарного круга, а лепная, предшествующая ей, представлена слабопрофилироваными сосудами "пражского типа" или S-образными горшками (Е. Cnotliwy, L. Leciejewícz, W. Losinski, F. Bialecka).
Наблюдается сходство отдельных форм керамики Ладожского поселения и памятников дьяковской культуры. На ряде дьяковских поселений встречены серии находок, датирующиеся не ранее VIII - IX вв... К сожалению, выяснить стратиграфически относятся они к позднедьяковским слоям или к древнерусскому времени пока не представляется возможным. В культурном слое Ладожского поселения и окружающих его памятников встречена целая серия находок, датируемых не позднее VI -VII вв. (В.П. Петренко). Материалы, полученные в последние годы ИВ. Ислановой (памятники "удомельского типа") и Н.И. Платоновой (раскопки сопочной группы Заполье I в верховьях р. Луги)
позволяют говорить о существовании "реберчатой" керамики на Северо-Западе как минимум с 3-й четверти I тыс. н.э. И.В. Исланова не исключает наличия ее прототипов в дьяковских древностях эпохи железа.
Дальнейшие исследования и выявление памятников 3-й четверти I тыс. н.э., возможно, позволят связать часть типов керамики с автохтонным населением Поволховья. Широкое распространение реберчатой керамики в последней четверти I тыс. н.э. требует большой осторожности при использовании ее в качестве этнического индикатора, особенно, если в распоряжении исследователя находятся только фрагменты сосудов.
Имеющиеся на сегодняшний день объективные данные позволяют высказать серьезные возражения против однозначной интерпретации реберчатой керамики как славянской: прослеживаемая по материалам Ладожского поселения тенденция изменения пропорций такой посуды при одинаковой профилировке верхней части не дает оснований делать такие выводы. Состав населения ранней Ладоги был сложным. В результате анализа ладожской керамики (технологические приемы, характер их изменения, набор форм посуды) можно сделать вывод, что в середине VIII в. (750-е гг.) население поселка в культурном отношении было тесно связано с территорией лесной зоны Восточной Европы. Судя по керамическим параллелям и находкам отдельных вещей, имеющих аналогии в культуре смоленских длшшых курганов, латгальских могильников и в культуре псковских длинных курганов, предположение о приходе сюда выходцев из Верхнего Поднепровья, юга Псковщины и севера Белоруссии можно считать вполне правдоподобным. Не отрицая присутствия скандинавов среди жителей Ладоги уже в 750-х гг., Необходимо подчеркнуть, что керамический материал не дает оснований рассматривать только этот этнический и культурный компонент в качестве древнейшего в материальной культуре поселения." (Сениченкова, Т. Б. Керамика Ладоги VIII-X вв. как источник для реконструкции культурных процессов на Северо-Западе Руси)
И так, вопреки утверждению Кирпичникова финская и скандинавская керамика присутствует. Но что хуже, Сениченкова, вопреки мнению Кирпичникова высказывает "
серьезные возражения против однозначной интерпретации реберчатой керамики как славянской". А ведь реберчатоая керамика это и есть так называемая "керамика ладожского типа", т.е. основной тип керамики в Ладоге с начального ее этапа.