Livepodvodnik писал(а) 15.02.2019 :: 17:02:57:Эрулы же полностью мигрировали
Из приазовья в скандинавию
мы разве об эрулах? Вот еще об ирано-скандинавских связях.
"Так называемые "магические" подвески впервые встречаются у алфельдских сарматов в конце I - начале II вв. н. э. Их находят вместе с вещами, явно свидетельствующими о том, что их владельцы только недавно пришли с востока. В погребениях следующей сарматской волны, появившейся на Венгерской низменности во время или после Маркоманнских войн, эти подвески значительно чаще, чем в ранний период. В это время, то есть в конце II - начале III вв., находят сведения о переселении значительных сарматский групп на более западные территории Европы.... Самые значительные вещи восточного происхождения - "магические" подвески - обнаружены в болотных памятниках Торсберг/Thorstoerg, Скедемоссе/Skedemosse и Вимозе/Vimose. Здесь найдено большое количество оружия - мечи, щиты, копья, дротики, а также личные вещи. В Илдерупе, где исследовалась крупнейшая такая находка, было обнаружено 15000 предметов. Они попали сюда в ходе четырех жертвоприношений между 200 и 400 годами н. э. В этих комплексах сарматское оружие встречается очень редко,
но даже немногие имеющиеся материалы указывают на контакты между скандинавской и сарматской военной знатью. Хотя время и место этих связей трудно определить, нам кажется, что они были установлены в Карпатском бассейне во время Маркоманнских войн." ("Магические" подвески мечей в Карпатском бассейне и Скандинавии
Эстер Иштванович (Ниредьхаза), Клаус фон Карнап-Борнхайм (Марбург), Валерия Кульчар (Асод).)
Исключать что какая то часть сарматов дошла до Скандинавии полностью нельзя. Косвенно на это указывает и антропология. Ганс Гюнтер в "Краткая расология Европы" писал: "Люди своеобразного типа живут у Согне-Фьорда: темноволосые мезо- и брахикефалы среднего и низкого роста с "южным" темпераментом в речи и движениях, весьма воинственные".
Ну и снова по сармато-скандинавским связям
"Особого внимания заслуживают следы гото-аланских культурных контактов III—IV вв. н.э. в Северном Причерноморье, отразившиеся [26] в некоторых скандинавских сагах ("танаисские сюжеты"), в иконографии ряда мифологических сцен (надгробия острова Готланд) и некоторых сферах материальной культуры (Э. Нюлен, О. Прицак и др.). Речь в ряде случаев идет о своеобразном синтезе двух культур, зримым воплощением которого был первый «варварский» римский император Максимин (235—238 гг.) — сын гота и аланки." (Яценко С.А.
Основные проблемы современных сарматологии и аланистики)
"1. Самые первые сармато-германские контакты могли бы иметь место еще на рубеже III—II вв. до н.э., когда выходцы из Центральной или Северной Европы, скиры и бастарны, появились в Северном Причерноморье. Но самые ранние памятники, фиксирующие эти контакты, относятся к рубежу II—I вв. до н.э. Имеется в виду донышко знаменитого котла из Гундеструпа (Дания) с изображением Митраистского быка, выполненное со стилистическим сходством с фаларами греко-бактрийского типа, и фалар со сфинксом из Янчокракского клада, где показан щит с умбоном, характерным как для кельтов периода Латен С2, так и для носителей пшеворской культуры Польши. Этнополитическая ситуация II—I вв. до н.э. и политика Митридата Евпатора вполне объясняют возможность контактов.
Взаимодействие с сарматами носителей зарубинецкой культуры, входящей наряду с пщеворской в единый круг «латенизированных культур», уже отмечалось в литературе (Максимов, 1982).
2. Следующий этап контактов фиксируется для середины — второй [53] половины I в. н.э.: тамги царя Фарзоя изображены на германских копьях из Балле (Норвегия) и Бодзаново (Польша), германские умбоны щитов найдены в курганах «Садовый» и «Высочино» в Нижнем Подонье, комплексы могильника Звенигород в Верхнем Поднестровье дают смешение пшеворских и сарматских элементов, подтверждая свидетельство Тацита о браках бастарнов с сарматками.
Все находки вписываются в исторический контекст событий: сдвиг сарматских племен на запад между 18—79 гг. н.э. (сопоставление карт Страбона и Плиния), аорсо-сиракский конфликт 49 г. н.э. в Прикубанье, образование царства Фарзоя, уход языгов за Карпаты на помощь царю квадов Ваннию в борьбе с лугиями и гермундурами в 50 г. н.э.
Одновременно отмечается проникновение носителей пшеворской культуры (лугиев) в южном и юго-восточном направлениях, вызванное, возможно, процессом образования вельбаркской культуры в Польском Поморье, в котором приняли участие и выходцы из Скандинавии.
3. Сармато-германское взаимодействие прослеживается и для периода Маркоманских войн 167—180 гг. н.э. Типичные вельбаркские браслеты найдены в погребениях венгерских сарматов, не без воздействия сарматов на вооружение римской кавалерии был принят длинный меч с кольцевым навершием, используемый тогда и германскими воинами. Фигурки человечков, вооруженных такими мечами, и оленей с подогнутыми ногами изображены на кубке из Хеминглоу в Дании. Тамгообразные знаки, инкрустированные на наконечниках копий наряду с руническими надписями, тоже, по всей вероятности, результат заимствования определенной идеи от сарматов.
4. Начавшееся сразу после Маркоманских войн или еще в их ходе движение носителей вельбаркской культуры на юго-восток должно было бы тоже привести к сармато-германским контактам, но следы непосредственного их взаимодействия прослеживаются слабо. Можно назвать ряд находок умбонов в Танаисе, на Южно-Донзулавском городище и др., но лишь один умбон этого периода происходит из сарматского погребения в Молдавии. Примечательна также находка в кладе из Брангструпа в Дании золотой бляшки с зернью от навершия позднесарматского длинного меча.
5. Одним из результатов вельбаркско-пшеворского движения стало исчезновение в Молдавии и на Украине массива сарматских памятников и образование черняховской культуры. Соотношение германских и сарматских элементов в рамках этого образования — особая тема, все еще нуждающаяся в специальной разработке. [54] (Щукин М.Б. К вопросу о сармато-германских контактах)
Еще более подробно идеи Хиердала Щукин рассматривает в работе "Зубовско-воздвиженская группа, царь Фарзой и Тур Хиердал"